Путешествия

Полеты над джунглями

Как развлечься в Лаосе?

3172

Я еще застал то время, когда о мире можно было узнать только из передач наподобие «Планета земля» или путешествий Кусто. Путеводители мне заменяли романы Сальгари и Буссенара. Хотелось увидеть мир. Поэтому мысли о побеге из дома были частыми гостями в моей голове. Особенно прельщал Восток — Непал, Камбоджа, Бирма, Лаос. Мы с моей подругой в этом плане одинаковые. В путешествиях для нас главное природа и исторические памятники. Валяться на песке под шезлонгом — слишком скучно.

…Мы затеяли очередное путешествие. Опыт за плечами скопился достаточный, поэтому хотелось чего-то особенного. Вариант с Лаосом обнаружила именно Марина. Там предлагали полет над джунглями… на зипах (тросах)! Плюс, ночевки на деревьях. Подобные варианты такие люди, как мы, принимают моментально.

Лаос — страна удивительная. Ее достопримечательности не ограничиваются стандартным азиатским набором: слоны, буддийские храмы и развалины. Лаос оказался прекрасен горами, потрясающей природой и величественными водопадами. Как и в любой другой стране данного региона, там четко разграничены два климатических периода: сезон дождей, когда льет постоянно и дороги напрочь размыты, и «сушняк» — буйство природы затихает, но зато можно спокойно передвигаться по грунтовкам.

Мы вышли из аэропорта в Паксе, столице южного Лаоса. Но к удивлению всех рикш расхватали. Почесав затылки, направились к стоянке такси. Так как Марина дружит с английским на порядок лучше, чем я, она два раза произнесла нужный нам адрес. Водитель, мужчина неопределенного возраста, с безучастным видом ткнул пальцем в табличку с расценками. Потом, видя наши попытки понять, что же там написано, выдавил из себя: «Двенадцать долларов за два километра». Похоже, это была единственная фраза, которую он знал на языке Шекспира и Бонда. Подруга сначала возмущалась на русском, потом на английском. На таксиста это произвело ровным счетом такое же впечатление, как на кашалота взбесившийся карась. Он делал вид, что ничего не понимает. Спорить было бесполезно, и мы сели в машину. Я протянул таксисту схему, как добраться до необходимого места. Он равнодушно кивнул, и машина отправилась в путь. Ехали мы очень долго, но водитель отказывался сверяться с маршрутом. На мои предложения только отрицательно качал головой.

Машина проехала мимо какой-то огромной свалки и остановилась у небольшой, но вонючей кучи. Вокруг было людно и шумно. Кто-то кричал, что-то варилось на открытом огне, и только коровы, предупреждающе мычали, пытаясь пробиться… видимо, к светлому будущему. Едва мы вышли из авто, как к нам подскочили несколько женщин и стали что-то продавать. К своему стыду должен признаться, не понял что именно. Тут же проснулся и таксист. Показывая на пальцах количество пройденных километров, он настойчиво требовал оплаты. Сверяться со схемой он по-прежнему отказывался. Но все-таки нам удалось его победить, и мы приехали к какому-то зданию с вывеской на английском. Там нам помогли и объяснили таксисту, куда нужно ехать. Как же он матерился! Не нужно знать языка, чтобы отличить культурную речь от брани.

Спустя час мы оказались в отеле. Быстро ополоснулись, взяли с собой по минимуму вещей и отправились в дальнейший путь.

Прошло два часа. Перед нами появилась деревушка с непроизносимым названием. Она находилась в самой дальней точке плато Болавен.

Началось самое интересное. Нас там уже поджидал гид и проводник. Дав нам ровно десять минут на отдых, мужчины отправились пить чай. Вернулись они с амуницией — снаряжением для полетов на зипах и касками. Как только мы во все это нарядились, начался долгий вояж.

Мы брели среди высоких кофейных деревьев, то спускаясь, то поднимаясь в гору. Поначалу даже старались восхищаться природой, но путь оказался настолько тернист, что от эстетики пришлось отказаться. Взгляд только под ноги, по словам гида (а с английским он был знаком только в резюме) здесь полно змей. Это он нам объяснил жестами и фотками в телефоне. Единственное, что хоть как-то заставило нас встряхнуться — удивительно прекрасная дикая орхидея, растущая среди камней.

Через два часа прогулки появилась канапи роад, натянутая над водопадом. «Началось», — промелькнуло в голове. Гид, уже даже не пытавшийся имитировать знание английского, на собственном примере показал, как пользоваться страховкой. Проводник в это время постоянно кивал.

Первым пошел я. Сначала хотел было испугаться, но потом передумал. Вокруг была такая красота, что сдержать восторженных возгласов я не смог! С Мариной приключилась та же история. Спустившись к водопаду, мы немного отдохнули. Было понятно, что гид, запуская нас на простенькое канапи, просто проверял наши способности. Ему хотелось понять, чего ждать от бледнолицых. Пока лаосцы чем-то подкреплялись, мы еще разок спустились по канапи. Гид одобрительно кивнул и повел к зипам.

Они были натянуты над ущельем рядом с грохочущим водопадом. Место необычайно красивое и страшное. Вокруг настоящие дикие джунгли, откуда доносились своеобразные звуки. То пели птицы, то стрекотали насекомые, то кто-то смачно чавкал.

Мы пролетали по горам от одного зипа до другого. Поражаясь их четкой спланированности. Вначале шли короткие с небольшим градусом крутизны, затем они все усложнялись. На них уже закручивало, и требовался руль. Проводник нам его предоставил — толстую корявую деревяшку. С помощью него были преодолены две последние дороги, длинной более четырехсот метров. Таким образом, за день мы полетали на девяти зипах.

В лагерь пришли довольные и обессиленные. Кое-как пробрались к водопаду по огромным гладким валунам, искупались и встретили закат в джунглях. Пока поужинали, стемнело окончательно. Дабы не забыть, что данный вид отдыха предназначен для мартышек, путь к нашему домику на дереве так же лежал через зип. Наша «жилплощадь» представляла собой площадку, огороженную заборчиком, на высоте десяти метров. Имелась соломенная крыша, две кровати, столик и… туалет! В общем, рай, шалаш и милый присутствовали, как в народной пословице.

На ночь устроились в спальных мешках. Хотя кто-то очень старался помешать сну. По полу и стенам бродило нечто, потом оно добралось до рюкзаков. Была мысль выбраться из спальника и разогнать бабайку, но лень победила. К тому же громыхал водопад и как прожектор светила луна — не хотелось нарушать великолепие ночных джунглей шлепаньем босых ног.

Утром выяснилось, что пропал мой кроссовок. Обнаружили его в погрызенном состоянии под кроватью Марины. Гид попытался изобразить из себя Шерлока Холмса и жестами объяснил, что к нам забрался маленький зверек с острыми зубами. Еще немного пострадал рюкзак и фонарик.

Едва позавтракав, мы вновь отправились на зипы. На сей раз, программа была тяжелей из-за трудных переходов.

Когда сил стало совсем мало гид предложил спуститься к водопаду. Марина была против, но я настоял, еще не понимая всего коварства лаосца.

Водопад — красавец, так и манил искупаться. Я не устоял, хотя вода оказалась ледяной. Зато вокруг гигантские деревья, безмятежно порхали бабочки, а камни на дне красного цвета. В общем, от красоты, простите, дуреешь.

На спуск к водопаду мы потратили последние силы. Поэтому еле добрались до лагеря, от которого предстояло еще как-то доковылять до деревни. Коварный гид дал на отдых всего пятнадцать минут. Только-только мышцы начали приходить в себя, как снова испытания.

Вернулись мы скорее мертвыми, чем живыми. Все-таки четыре часа трекинга — штука очень серьезная. А ведь я тешил себя мыслями, что мы с Мариной физически хорошо подготовлены. Но куда там! Мышцы не просто болели, они выли. Не помог даже массаж. Тогда-то я понял все коварство лаосца. Спуск к водопаду был лишним. Из-за этого немного поругались с Мариной. Она осуждала, я горячился…

Целую неделю мы строили из себя киплинговских бандерлогов, чему были несказанно рады. Да, на четвертый день хотелось превратиться в бабочку и пить цветочный нектар, но на пятый это прошло. Жаль, что над нашими лесными чащами нельзя полетать на зипах, думаю, ощущения были бы первоклассными.

Фото: Луангпхабанг — город в Лаосе/ ИТАР-ТАСС/ Михаил Потырнике.