Армии и войны

Наш охотник на американские подлодки

Малоизвестные факты о большом противолодочном самолете Ту-142М

  
32858
Наш охотник на американские подлодки

4 ноября 1975 года состоялся первый полет модифицированного самолета Ту-142М, который был предназначен для борьбы с субмаринами всех типов. Для своего времени Ту-142 был самым крупным противолодочным самолетом в мире. Всего их было изготовлено около сотни.

На рубеже 50−60-х годов американцы имели ощутимое превосходство в море. Просторы Мирового океана бороздили подводные лодки с баллистическими ракетами. Находясь в зонах боевого патрулирования, они могли нанести ядерные удары практически по любым советским городам, и удары эти отразить тогда было нечем.

Военные специалисты СССР пришли к выводу, что в борьбе с вражескими подлодками могут помочь противолодочные самолеты наподобие Ил-38, только с вдвое большим радиусом действия. Требовалось вынести рубежи обнаружения и уничтожения подводных лодок на расстояние, превышающее дальность пуска их ракет.

Новый самолёт решили разработать на базе Ту-95РЦ. В 1963 году было принято Постановление Совмина СССР о разработке Ту-142. Опытный самолет впервые взлетел в 1968 году. Однако все испытания завершились только через четыре года, тогда же Ту-142 был принят на вооружение. То есть на ответ американцам ушло почти десять лет. Первые двенадцать машин выпустил куйбышевский завод № 18. В дальнейшем производство было перенесено в Таганрог на завод № 86, для чего предприятие было модернизировано, построены дополнительные и более просторные цеха.

После перехода в Таганрог и некоторой модернизации у самолета Ту-142 появилась литера «М». С 1974 года на Ту-142М начали устанавливать поисково-прицельную систему «Коршун». Первый полет с новым комплексом 4 ноября 1975 года совершил экипаж во главе с летчиком-испытателем Иваном Ведерниковым. На Ту-142М был установлен новый комплекс средств РЭП, частично изменен состав самолетного оборудования. Кроме того, обновленный самолет имел оборудованные места отдыха для экипажа при длительных полетах. Главные стойки шасси были заменены более легкими аналогами, масса машины снизилась почти на четыре тонны, что улучшило летные данные самолета.

В середине 80-х работа над усовершенствованием Ту-142М продолжилась. На самолете установили новейшую гидроаккустическую систему «Заречье». В ходе государственных испытаний переоборудованный самолет показал значительно возросшую эффективность обнаружения современных атомных подводных лодок.

Для покидания самолёта Ту-142М в случае его аварийной посадки на воду предусмотрены аварийные люки в передней и задней гермокабинах. Сверху фюзеляжа за передней кабиной расположены контейнеры с двумя надувными спасательными плотами ПСН-6А, а около задней кабины — контейнер с надувной спасательной лодкой ЛАС-5М-3.

Кроме серийных модификаций на базе Ту-142 было создано несколько опытных вариантов. Ту-142 с системой противолодочного вооружения «Атлантида» получил обозначение Ту-142МП. Несколько серийных машин были переоборудованы в самолеты-ретрансляторы (для связи с подводными лодками, находящимися в подводном положении). Последний Ту-142М3 покинул сборочный цех в 1994 году.

Интересно, что все модификации Ту-142 оснащены системой дозаправки в воздухе.

В ноябре 1990 года на Ту-142М было установлено десять мировых рекордов. Все они касались высоты полета с грузом. С десяти тонн до тридцати была увеличена масса груза, с 10110 метров до 12240 — высота.

Ту-142 различных модификаций широко используются морской авиацией России. В середине 80-х годов восемь самолетов Ту-142М приобрели ВМС Индии.

Технические характеристики противолодочного самолета Ту-142М

Длина — 53,07 м

Высота — 13,60 м

Размах крыла — 50,04 м

Скорость:

максимальная на высоте около десяти километров — 855 км/ч

крейсерская — 740 км/ч

Практический потолок — 10600 м

Дальность деййствия — 5000 км

Экипаж — 10 человек

Снимок в открытие статьи: противолодочный самолет дальнего радиуса действия Ту-142М/ Фото: ТАСС — Росвооружение

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Федор Бирюков
Федор Бирюков

10 лет — немалый срок жизни для современного СМИ. «Свободная пресса» успешно преодолела свое первое десятилетие и, очевидно, только лишь набирает обороты. Среди множества информационных агентств и новостных сайтов «СП» выделяется как широким охватом освещаемых вопросов, так и нестандартным, даже зачастую неполиткорретным подходом к раскрытию тем. Это действительно свободная трибуна, работающая на стыке публицистики и экспертного анализа и рассчитанная на самую разнообразную аудиторию — как в плане возраста, так и политической позиции. Именно в силу своего универсализма и дерзости «СП» выгодно выделяется на фоне множества интернет-изданий, зачастую просто дублирующих информацию. У «Свободной прессы» свой фирменный подход к созданию контента, а также своя аудитория, и довольно обширная.

В сумме мы получаем именно то, что надо — пространство свободной, но и ответственной информации со своим уникальным стилем, узнаваемыми лицами и готовностью обсуждать любые, самые острые и противоречивые проблемы. Поздравляю издание с первым десятилетним юбилеем и желаю держаться выбранного курса и дальше! «Свободной прессе» — ура!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня