Армии и войны

Первый в мире серийный экраноплан

Малоизвестные факты об уникальном летательном аппарате

  
8036
Первый в мире серийный экраноплан

В ноябре 1979 года принят на вооружение в ВМФ СССР транспортно-десантный экраноплан «Орленок». Он стал первым и единственным в мире серийным экранопланом. Несомненным преимуществом таких машин являлось то, что их не могли обнаружить радары противника.

Гениальный Алексеев

Конструктор экранопланов и многих других необычных летательных аппаратов и судов на подводных крыльях Ростислав Евгеньевич Алексеев заслуживает восхищения и не нескольких строк, а целых томов, поскольку наследие его огромно. Алексееву отдавали должное западные ученые. Его идеями восторгались Королев и Туполев. Сергей Павлович однажды устроил разнос секретарю обкома, когда узнал, в каких спартанских условиях вынужден работать молодой и талантливый конструктор Алексеев.

В 1941 году он окончил Горьковский индустриальный институт имени Жданова, защитив дипломную работу под названием «Глиссер на подводных крыльях». В годы войны разрабатывал катера на подводных крыльях. В боевых действиях им не суждено было принять участие, однако многие идеи конструктора пригодились в мирное время.

В начале 50-х Алексеев начинает работу над большими судами на подводных крыльях. В 1957 году конструктор представил первый теплоход «Ракета», коих в стране было выпущено более трехсот, из них более тридцати пошло на экспорт. Затем последовали «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник»…

В начале 60-х ЦКБ Алексеева приступает к созданию экраноплана КМ, который впоследствии назовут «Каспийским монстром». Несколько позднее перед конструктором поставят задачу разработать экраноплан для воздушно-десантных войск, и страна получит знаменитый «Орленок».

В начале 1980 года группа Алексеева проводит испытания нового восьмиместного пассажирского экраноплана «Волга-2». В то лето Москва принимала летнюю олимпиаду, и Алексееву очень хотелось прибыть в столицу на новой машине. Но в январе Алексеев во время испытаний получает травмы. Три операции не спасли конструктора. Хоронил его весь Горький.

«Орленок» учится летать

Первый «Орленок» начали строить в 1970 году на горьковском опытном заводе «Волга», и работа завершилась только спустя три года. Летом 1974 года на испытаниях в Каспийском море произошла авария, и экраноплан пришлось везти обратно в Горький.

Восстановленный «Орленок» испытывали с 1977-го по 1979 годы. Однажды во время шторма экраноплан оторвало от берега и понесло на «Каспийского монстра». Столкновения удалось избежать буквально чудом.

Наконец, 3 ноября 1979 года на десантном экраноплане «Орленок» состоялся подъем флага ВМФ, поскольку в те годы экранопланы относились к надводному флоту. Такого вида вооружения не имела ни одна страна в мире. «Орленок» был способен транспортировать в районы боевых действий технику и живую силу. Он мог взлетать и садиться при довольно сильном волнении моря и самостоятельно выбираться на берег. Экраноплан летал надо льдами и даже мог садиться на лед. «Орленок» не боится ни болот, ни прибрежных камней.

Экраноплан разбегался за полторы минуты и выходил на свою оптимальную высоту — около двух метров. При необходимости аппарат способен лететь подобно самолёту на высотах в несколько километров. Немаловажно, что экранопланы в плане топлива гораздо более экономичны по сравнению с самолетами и вертолетами.

Низколетящий на авиационных скоростях экраноплан практически незаметен для радаров. Однажды на учениях несколько МиГ-23 атаковали «Орленок» ракетами, но цель поразить не смогли.

«Поразительная живучесть!»

Во время испытаний в ноябре 1974 года в присутствии членов государственной комиссии произошла катастрофа. Пилот слишком резко приводнил экраноплан. Фюзеляж дал трещину, а секундами позже оторвало корму. Алексеев, находившийся на борту, оценил ситуацию и скомандовал «На базу». Покореженная машина прошла сорок километров и благополучно пришвартовалась. Когда члены комиссии вышли из кабины и увидели, что половина экраноплана отсутствует, а вместо кормы торчат трубы и концы кабелей, на них лица не было. А Ростислав Евгеньевич радовался как ребенок: «Такие повреждения, а мы спокойно дошли до базы. Какая живучесть у наших аппаратов!»

Проанализировав причины аварии, Алексеев заменил материал корпуса на алюминиево-магниевый сплав АМГ61.

В 1982 году в СССР прошли крупные учения. На Каспии в них приняли участие два «Орлёнка». Высадка двух рот морской пехоты была осуществлена с поразительной скоростью. Задачу выполнили менее чем за пять минут, по истечении которых экранопланы были уже вне досягаемости.

Всего было построено пять экранопланов «Орленок», хотя планировали — 120. Многие связывают это со смертью в 1985 году тогдашнего министра обороны СССР Дмитрия Устинова, который очень интересовался разработками Алексеева.

Основные тактико-технические характеристики экраноплана «Орленок»

Нормальная взлетная масса — 125 тонн

Длина — 58,1 м

Ширина по крылу — 31,5 м

Размах горизонтального оперения — 26,2 м

Высота — 16 м

Высота полета вблизи поверхности экрана — 0,5−10 м

Дальность полета — до 1500 км

Масса пустого снаряженного 120000 кг

Масса максимальная взлетная 140000 кг

Тип двигателя:

стартовые — 2 ТРД НК-8−4К

маршевый — 1 ТВД НК-12МК

Максимальная скорость 400 км/ч

Крейсерская скорость 350 км/ч

Практический потолок 3000 м

Полезная нагрузка: до 20000 кг

Вооружение: установка «Утёс» с двумя пулемётами калибра 12,7 мм

Штурманское вооружение:

малогабаритный навигационный комплекс «Сплав»

авиационный автоматический радиокомпас АРК-11;

система мембранных приборов;

отдельные навигационные приборы;

радиосвязное оборудование;

радиотехническое оборудование.

Экипаж — 9 человек

Десантовместимость: рота морских пехотинцев (150−170 человек) с полным вооружением или две бронемашины (БТР, БМП, БМД, БРДМ).

Снимок в открытие статьи: экраноплан «Орленок» на берегу Химкинского водохранилища в Северном Тушино/ Фото: Виталий Белоусов/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня