Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Армии и войны / Проблемы ВПК
13 января 2015 06:15

Средиземноморская Цусима

Кризис рвет на части кораблестроительную программу России

66421

Перед самым Новым годом в Министерстве обороны России приняли важное для Черноморского флота решение: пострадавший от пожара в одном из кормовых помещений большой противолодочный корабль БПК «Керчь» (проект 1134Б, шифр «Беркут-Б) будет утилизирован. Приговор окончательный и будет приведен в исполнение уже в 2015 году.

Многие моряки до последнего надеялись, что этого не произойдет. Тем более, что повреждения от огня, вспыхнувшего 4 ноября 2014 года, были не столь уж значительными. Мало того. Именно в ноябре завершился полугодовой восстановительный ремонт «Керчи», на который угроханы немалые деньги. И казалось — в 40-летний корабль вдохнули новую жизнь. Но не тут-то было, ни единой мили только что отремонтированному кораблю больше не суждено пройти самостоятельно. В Москве сочли, что средства, которые пришлось бы затратить на новое восстановление этого БПК, рациональней перебросить на строительство новых кораблей для черноморцев.

Что ж, в логике тут не откажешь. Хотя прежде, чем поговорить о том, что получит, а чего лишится в итоге Черноморский флот, заметим, что последним оставшимся в строю «Беркутам-Б» вообще как-то хронически не везло с ремонтами. Собственно, к 2010 году из семи таких кораблей, построенных еще в советские годы, на плаву оставались всего два. Оба — в Севастополе. Кроме «Керчи» еще БПК «Очаков». Но с тем вышло еще печальней.

Поставленный в ремонт еще в 1991 году, «Очаков» простоял у заводской причальной стенки завода имени Орджоникидзе аж 17 лет. Причина — крайне неритмичное финансирование. Тем не менее, всего в этом бесконечном ремонте в морские волны суммарно были выброшены 62 миллиона долларов (в пересчете с наших рублей, слишком часто менявших в те годы свой курс).

В 2008 году эту канитель самым варварским способом прекратил министр обороны Анатолий Сердюков. Он приказал отправить «Очаков» в переплавку. Корабль в ожидании освобождения промышленных мощностей на годы поставили в отстой в Инкермане. Кто ж знал, что обезлюдивший и обездвиженный БПК, с которого давно спустили Андреевский флаг, еще послужит Отечеству?

Его час пробил в ночь с 5 на 6 марта 2014 года. Именно тогда понадобилось срочно заблокировать в озере Донузлав под Евпаторией 5-ю бригаду надводных кораблей ВМС Украины, которая вполне способна была помешать «русской весне» в Крыму. К донузлавскому фарватеру списанный «Очаков» скрытно доставили российские буксиры. И бережно уложили его на песчаное дно, наглухо закупорив выход из украинской военно-морской базы. 5-я бригада оказалась в ловушке и скоро сдалась без единого выстрела. А «Очаков» через несколько месяцев подняли на поверхность и вернули туда, откуда взяли — в Инкерман. Дожидаться разделки на металл.

Очень многие надеялись, что хотя бы «Керчь» избежит участи старшего собрата. Аргументов в пользу такого решения было два. Первый несколько лет назад высказал первый командир «Очакова», а ныне советник начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ адмирал Игорь Касатонов: «Если в этих условиях флот потеряет еще хотя бы один большой корабль, без всякого сомнения, начнутся необратимые процессы. При этом отмечу: кораблей океанской зоны Россия для себя сегодня не строит».

Второй аргумент — в некоторой степени следствие первого. На сегодня в составе Черноморского флота осталось всего два корабля крейсерского первого ранга — все та же «Керчь» и гвардейский ракетный крейсер «Москва». По одним данным в конце 2015, а по другим — в 2016-м, не останется ни одного. Потому что с «Керчью», судя по всему, все уже ясно, а «Москва» к тому времени уйдет в Северодвинск на ремонт и модернизацию. Случится это сразу после того, как место у северодвинской заводской стенки освободит ракетный крейсер Северного флота «Маршал Устинов», который уже заканчивает эту процедуру.

Что все это означает? А вот что. Скорее всего, уже в конце нынешнего года в составе Черноморского флота не останется ни одного крупного боевого надводного корабля. А это, в свою очередь, резко ослабит возможности нашей и без того хилой Средиземноморской эскадры. Она ведь на Севастополь, главным образом, и опирается. И в случае экстренного обострения обстановки подкрепления может ожидать только оттуда. С Балтики и с Севера топать в теплые края слишком долго.

Мелочевка вроде стареньких сторожевых кораблей проекта 1135 «Ладный» (месяц назад вернулся в состав сил постоянной готовности после среднего ремонта) и «Пытливый» сути дела не меняет. В силу моральной устарелости к ударным их можно отнести лишь с огромной долей условности. А больше у севастопольских 12-го и 14-го причалов вообще ничего нет. Разве что большие десантные корабли. Но они-то построены для совсем иных дел.

Полагаю, именно от осознания этой безысходности главное командование ВМФ и спланировало в начале осени прошлого года совсем уж экзотическую, но коротенькую по времени операцию: выход на боевую службу в Средиземноморье ракетного корабля на воздушной подушке (РКПВ) «Самум». То есть ни «Самум», ни его собрат по проекту 1239 «Бора» в жизни не заглядывали за Босфор. Десятилетиями их операционной зоной было только закрытое Черное море. А все потому, что автономность слишком мала — всего 10 суток. То есть тактика боевого применения проста как штык: нанес по врагу удар сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «Москит» и, не дожидаясь ответа, на скорости порядка 100 километров в час нырнул в родную базу. А в Средиземном надо месяцами стоять на якорях и от штормов прятаться некуда. А от врага — тем более.

Но вот же стало понятно, что через считанные месяцы черноморцам может быть вообще нечем поддержать наше оперативное соединение за Босфором. Оттого «Самум» впервые за 22 года его жизни и отправили затыкать стратегическую пробоину. На пробу. Но угроза американским авианосцам, по правде сказать, оказалась хилая. По причине все той же малой автономности.

Существует ли в ближайшей перспективе хоть какой-то шанс изменить этот расклад? Нас уверяют: да! На подходе серия новых фрегатов проекта 11356, которые спешно строятся для Черноморского флота на заводе «Янтарь» в Калининграде. Корабли вполне современные, с ударным ракетным комплексом «Калибр» (боекомплект 32 ракеты), способным с дистанции 375 километров поражать надводные, а с 2700 километров — и наземные цели.

У этих фрегатов будет мощная ПВО. Зенитный ракетный комплекс «Ураган-Торнадо» из вертикально расположенных пусковых установок способен осуществлять пуски ракет 9М317М с интервалом всего в 2 секунды. Эта скорострельность в шесть раз выше, чем у тоже не очень старого прежнего корабельного ЗРК «Ураган».

А еще — 100-миллиметровая автоматическая артустановка, противолодочный вертолет Ка-27, торпедные аппараты. Ну, и много прочих новинок. Словом, то, что нужно Средиземноморской эскадре! Только когда черноморцам ждать этого усиления?

Первый фрегат «Адмирал Григорович» уже проходит швартовные испытания. В море выйдет, видимо, в феврале-марте после докования и размагничивания. В Севастополю его ждут к лету.

Второй — «Адмирал Эссен» достраивают на плаву. Говорят, и он может добраться до Севастополя в конце 2015 года.

На третьем, «Адмирале Макарове», завершили монтаж силовой установки.

На этом победная песнь завершается и начинается военно-морская проза. Во-первых, «Адмирал Григорович» по первоначальным планам уже давно должен был бороздить Черное и Средиземное моря. Потому что флот ждет его с 2010 года. А «Адмирала Эссена» — с 2011-го. И далее по списку. Но сроки постоянно переносятся по вине калининградских смежников, которые тянут с поставками оборудования и вооружений. Не исключено — будут перенесены на более поздние и те сроки, что мною уже названы.

Далее. По замыслам Минобороны, эта серия фрегатов должна была состоять из шести кораблей. Сегодня уже объявлено, что в гособоронзаказе решено оставить лишь пять. Очевидно, из-за проблем с военным бюджетом.

Наконец, не все ясно и с оставшимися пятью кораблями. Потому что вмешалась большая политика. Украинский завод «Зоря-Машпроект» (город Николаев) успел поставить в Калининград двигатели всего для трех фрегатов. Далее, как известно, все отношения в военно-технической области с этой страной оказались прерванными. И теперь совершенно неясно, чем снаряжать оставшиеся в постройке корабли («Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин»).

Уже понятно, что замену украинским двигателям придется искать в России. По словам гендиректора разработавшего фрегаты проекта 11356 Северного проектно-конструкторского бюро Владимира Спиридопуло, рыбинское НПО «Сатурн», которому, скорее всего, и придется спасать положение, выдвинуло два предложения. Первое — поставить на «Адмирала Бутакова» и «Адмирала Истомина» по два двигателя М90ФР мощностью по 27 тысяч лошадиных сил. Такие уже устанавливают на строящиеся в Санкт-Петербурге более мощные фрегаты другого проекта — 22350 типа «Адмирал Горшков». Эти двигатели «Сатурн» уже освоил.

Второе предложение: приспособить для оставшихся калининградских «адмиралов» новые сатурновские двигатели М70МФРУ, создававшиеся для совсем других кораблей и судов. Но у тех силовых установок возможности намного скромнее. И тогда, чтобы сохранить их общую мощность, а значит, и скорость хода корабля, в каждый такой фрегат придется втискивать не по два, а по четыре агрегата.

У каждого из вариантов, как минимум, по три серьезнейших минуса. Во-первых, из-за различных габаритов силовых установок неизбежны крупные конструктивные переделки внутрикорабельного пространства. Как следствие — удорожание в строительстве.

Во-вторых, разные двигатели фрегатов одной серии повлекут за собой увеличение эксплуатационных расходов и последующих ремонтов на флоте.

В-третьих, переделка потребует много времени. Уже сегодня рыбинцы обещают поставить новые двигатели в Калининград не ранее 2016−2017 годов. Выходит, корабли доделают еще позже. Если вообще доделают.

Поэтому что-то подсказывает мне, что из-за острейшего финансового кризиса, который только начинается в стране, дело на калининградском заводе может тремя фрегатами проекта 11356 и ограничиться.

Это, конечно, лучше, чем ничего. Но и Черноморский флот, и Средиземноморскую эскадру подкрепит несильно. Пока картина маслом здесь такова. За все 23 «послесоветских года» пополнение черноморцы получили такое: всего один боевой корабль — морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин». А еще четыре катера: три противодиверсионных типа «Грачонок» и один десантный типа «Серна». Ни один из них для действий в Средиземном море не предназначен. Поэтому так жалко «Керчь».

Фото: Алексей Дружинин/ РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня