Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Детонатор войны за $1,676 трлн

С каждым годом страны тратят все больше денег на вооружение

4309

В 2015 году военные расходы в мире увеличились на 1% - до $1,676 трлн. Об этом говорится в докладе Стокгольмского международного института исследования проблем мира (СИПРИ) о глобальных расходах на вооружения, который опубликован во вторник, 5 апреля.

Больше всего на вооружение истратили США, на чью долю пришлось 36% ($596 млрд.) общемировых трат, Китай — 13% ($215 млрд.), Саудовская Аравия — 5,2% ($87,2 млрд.). Расходы России составили всего 4% ($66,4 млрд.) общемировых, в результате мы оказались на четвертом месте списка.

Падение цен на нефть привело к тому, что Венесуэла и Ангола существенно сократили военные расходы. Но нашлось немало нефтедобывающих стран, которые расходы на вооружения, напротив, увеличили. Это Алжир, Азербайджан, Россия, Саудовская Аравия и Вьетнам. Как подчеркивают авторы доклада, многие из них либо находятся в состоянии конфликта с другими странами, либо испытывают напряженность на региональном уровне. К чему ведет рост военных расходов в такой обстановке, наглядно показывают события вокруг Нагорного Карабаха.

Показательны и другие «точки роста» военных расходов. Так, в целом объединенные расходы стран Западной и Центральной Европы снизились в 2015 году на 0,2%. Однако в самой Центральной Европе затраты на военные нужды увеличились на 13%. Серьезный рост показали страны, граничащие с Россией и Украиной — Эстония, Латвия, Литва, Польша, Румыния и Словакия.

Великобритания, Франция и Германия также объявили о намерении умеренного увеличения объемов военных расходов из-за угроз со стороны «Исламского государства"* и якобы «озабоченности действиями России».

Военные расходы Украины в 2015 году составили $3,6 млрд. — на 10% больше, чем годом ранее, причем военный бюджет «незалежной» несколько раз пересматривался в сторону увеличения. По сравнению с 2006 годом украинские ассигнования на военные цели возросли на 61%.

В государствах Ближнего Востока рост расходов на вооружения в 2015-м составил в среднем 4,1%. Зато в Ираке военные ассигнования увеличились в 2006—2015 годах на 536%.

Что касается других регионов мира, рост напряженности в отношениях с Китаем способствовал серьезному пересмотру военных бюджетов в сторону увеличения Индонезией и Филиппинами, а также дал старт изменению длительной нисходящей тенденции в военных расходах Японии.

«Военные расходы 2015 года отражают нарастание конфликтов и напряженности во многих частях мира», — заявил руководитель проекта СИПРИ по военным расходам Сэм Перло-Фриман.

С кем собираются воевать страны, которые наращивают военные расходы, как выглядят возможные сценарии конфликтов ближайшего времени?

— Когда в СИПРИ говорят о росте военных расходов в мире, то забывают об инфляции мировых валют, — отмечает ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко. — Вполне возможно, в абсолютных цифрах роста вообще нет — учитывая, что доллар, евро и рубль стоили в 2015 году меньше, чем годом ранее. На мой взгляд, нынешний доклад СИПРИ во многом построен на манипуляциях со статистикой, и это не первый случай подобных манипуляций.

Например, в одном из прежних докладов международного института объем произведенных вооружений оценивался не в единицах оружия, а в его стоимости в долларах. Причем, поиски цены в долларах на те или иные вооружения авторы оставляли на усмотрение читателя. Кроме того, в докладе нигде не говорилось, что при оценке учитывались инфляционные колебания.

«СП»: — Можно ли сказать, что рост военных расходов — это пролог к вооруженному конфликту?

— Я так не считаю. На деле, зависимость здесь совсем не такая очевидная. Если посмотреть на ситуацию начала XX века, военный бюджет, например, Австро-Венгрии не был большим, а ее военное перевооружение сильно отставало от России и Германии. Но все это не мешало Австро-Венгрии проводить активную и весьма агрессивную политику на Балканах.

Есть еще важный для понимания обстановки момент. Страны, которые активно закупают вооружения за рубежом, как правило, находятся не на лучших позициях в военном отношении. Такие закупки означают, что у них нет собственного полноценного военно-промышленного комплекса (скажем, у Алжира и Саудовской Аравии), который позволял бы производить собственные вооружения, что обошлось бы гораздо дешевле.

«СП»: — Но, скажем, рост военных расходов Азербайджана привел к размораживанию Карабахского конфликта, разве нет?

— В этом случае зависимость тоже более сложная. Дело в том, что конфликта в Нагорном Карабахе ждали давно — с 2010 года. Скорее, экспертов удивляло, почему так долго замороженный конфликт не переходит в горячую фазу.

«СП»: — Какие конфликты в мире находятся в процессе размораживания?

— В первую очередь, это Ближний Восток. Конфликт в Сирии давно перестал быть гражданской войной в пределах одного государства, и сегодня в него втягиваются как минимум две страны. Первая — Ирак, где после изгнания «Исламского государства» встанет вопрос о способности Багдада удержать под контролем территорию. Вторя страна — это Турция, которая может быть втянута в полноценную войну с Сирией из-за курдского вопроса, или же война с курдами вспыхнет на территории самой Турции. Наконец, учитывая карабахский конфликт, не исключено, что традиционные противоречия между Азербайджаном и Арменией тоже сдетонируют.

Еще один полузамороженный конфликт — это Украина. «Незалежная» по-прежнему остается нестабильным государством, и вопрос, сумеет ли она сохранить территориальную целостность, остается открытым.

Еще один взрывоопасный регион — это Южно-Китайское море. Там напряженность неуклонно растет, и Китай с трудом сдерживает ситуацию в равновесном состоянии.

Наконец, на дальних направлениях я бы не исключал появления еще двух опасных конфликтов — вокруг Балтийского моря и в странах Латинской Америки.

«СП»: — В этой ситуации РФ достаточно расходовать на вооружения 4% общемировых трат?

— Перед Второй мировой в распоряжении Адольфа Гитлера было всего 4% общемирового ВВП, а его военный бюджет в абсолютных цифрах далеко отставал от суммарного бюджета Британии и Франции. Но это не помешало Гитлеру в кампании 1940 года довести Францию до потери суверенитета, и нанести жестокое поражение Британии.

Этот парадокс военная наука объясняет компенсаторикой. Суть в том, что слабый военный бюджет может быть компенсирован чем-то другим, — например, всеобщей мобилизацией или бесплатным трудом населения. Поэтому я бы не стал утверждать, что России недостаточно 4% общемировых трат на военные расходы.

Да, в либеральной системе мышления, чем больше военный бюджет — тем сильнее противник. Но опыт мировых войн доказывает, что это далеко не так. Можно, например, иметь колоссальный военный бюджет, но не иметь солдат, готовых сражаться. Скажем, опыт арабо-израильских войн показал: можно иметь много оружия, причем совершенного и нового, но если солдаты его бросают и разбегаются, то лучшее советское оружие и помощь советских специалистов оказываются бессильными.

Военная наука — это, прежде всего, наука о социальной психологии. А как раз этого доклады СИПРИ не учитывают…

— Рост напряженности всегда сопровождается ростом военных расходов, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — А причиной напряженности всегда являются политические разногласия. Сегодня мы видим такие разногласия — и рост напряженности — в первую очередь, на Ближнем Востоке. Крупнейший узел противоречий здесь завязывается между Саудовской Аравией и Ираном. Другой крупнейший узел образует Турция своей экспансионистской политикой.

Еще один узел — отношения Китая и США. Вашингтон пытается сдерживать Пекин, и создает китайцам угрозу в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. КНР в ответ развивает свои вооруженные силы и пытается освоить спорные острова. Реакцией на это противостояние является вооружение Филиппин и Вьетнама — и вокруг них уже образуются новые очаги напряженности.

Серьезный очаг имеется и в Восточной Европе — как следствие экспансионистской политики НАТО. Альянс продвигается на Восток и создает угрозу безопасности России. Москва на это вынуждена отвечать — в том числе, присоединением Крыма и поддержкой Донбасса. НАТО следом наращивает вооружения в Восточной Европе, что заставляет нас делать новые ответные шаги.

И, конечно, рост напряженности во всех перечисленных зонах вызывает рост военных расходов.

Что касается объема военных расходов России — 4% общемировых трат — он, на мой взгляд, явно недостаточен. Мы сейчас урезаем такие расходы, вместо того, чтобы добиться роста экономики и увеличения трат на военные нужды. Между тем, напряженность по периметру наших границ только возрастает.

Особенно проблемными выглядят сценарии вокруг Турции и Сирии, а также в Восточной Европе. Впрочем, если боевые действия начнутся в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, мы тоже не сможем остаться в стороне — нам нужно будет помогать Китаю по военно-технической линии.

Поэтому, я считаю, нам было бы правильно увеличить военные расходы. Но при нынешней политике экономического блока правительства это, увы, невозможно…


* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Вадим Трухачёв

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня