Пакистан потопят «Варшавянки»

Индия разворачивает лицензионную постройку российских субмарин

  
54644
Третья дизель-электрическая подводная лодка "Старый Оскол", проекта 636.3 "Варшавянка" во время церемонии спуска на воду на ОАО "Адмиралтейские верфи"
Третья дизель-электрическая подводная лодка «Старый Оскол», проекта 636.3 «Варшавянка» во время церемонии спуска на воду на ОАО «Адмиралтейские верфи» (Фото: Юрий Белинский/ТАСС)

Россия предоставит Индии доступ к технологиям строительства неатомных субмарин проекта 636 «Варшавянка». Лицензионная сборка подлодок будет развернута на одной из двух индийских верфей — Pipavav или Larsen&Toubro. Об этом сообщает «Коммерсант».

Индия хочет получить новые подлодки как можно быстрее. В конце 2015 года ее главный геополитический противник — Пакистан — заказал у Китая восемь новейших неатомных субмарин типа 041. В Индии же за последние 15 лет в состав ВМС не вошло ни одной новой дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ).

Два слова о том, что собой представляет индийский подводный флот. Сейчас в его составе всего девять ДЭПЛ проекта 877ЭКМ «Палтус» российской постройки, плюс четыре субмарины типа Shishumar (тип 209) производства Германии. Срок службы российских подлодок составляет 25 лет, и у первых шести индийских ДЭПЛ проекта 877ЭКМ он уже истек, а у оставшихся подойдет к концу в течение ближайших десяти лет. Впрочем, «Палтусы» можно отремонтировать в России — на северодвинской «Звездочке» или «Адмиралтейских верфях», — тогда срок их службы может быть продлен еще на десять лет.

До недавних пор обсуждалась возможность поставки в Индию двух субмарин проекта 636 (улучшенный вариант экспортной подводной лодки проекта 877ЭКМ). В частности, этот вопрос поднимался в ноябре 2015 года в ходе визита индийского министра обороны Манохара Паррикара на «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. Но в итоге индийские военные решили не покупать готовые субмарины, а развернуть их лицензионную постройку у себя.

По информации «Коммерсанта», в российские ведомства и организации, причастные к оружейному экспорту, уже поступил запрос индийской стороны на трансферт технологий с локализацией производства в Индии. Переговоры об организации производства подлодок ведутся напрямую между правительствами России и Индии.

Для Москвы, по мнению экспертов, эта сделка не слишком выгодная. Выгоднее продавать подлодки без трансферта технологий, но индусы хотят получить именно доступ к производству продукции, а не совершать разовые закупки. И Москва вынуждена соглашаться на такие условия — иначе рискует потерять рынок.

Напомним, в начале июня, по итогам переговоров президента США Барака Обамы и премьера Индии Нарендры Моди, США впервые признали Индию «ключевым партнером в области обороны» (major defence partner). Новый статус открывает индийскому ВПК безлицензионный доступ к широкому кругу американских технологий двойного назначения, получение которых еще недавно было невозможным. Кроме того, расширение американо-индийского сотрудничества в области ВПК позволит наладить совместное производство новейших вооружений.

Читайте по теме

В этой ситуации возникает вопрос: почему Индия, по примеру Пакистана, не закупила новейшие субмарины у Китая, или не воспользовалась своими новыми возможностями в рамках стратегического партнерства с США? Актуален и другой вопрос: насколько уступка России — «добро» на лицензионное производство подлодок — поможет нам удержать индийский рынок вооружений?

— Индия в области производства военной техники делает ставку на программу «Make in India» («Делай в Индии») — производства на индийских предприятиях, — отмечает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский. — Эта стратегия распространяется на все виды вооружений. И если говорить о новейших и сложнейших вооружениях — программа Make in India развивается, в основном, за счет сотрудничества с Россией.

Напомню, что Индия и Россия вскоре могут подписать соглашение о совместном производстве перспективного многофункционального истребителя пятого поколения (FGFA). В Индии производятся по российской лицензии истребители Су-30МКИ и основные боевые танки Т-90С. Кроме того, у России и Индии имеется совместное предприятие по производству сверхзвуковых крылатых ракет BraMos («БраМос») морского и наземного базирования, а также совместное производство некоторых боеприпасов — например, для танков.

Сейчас ставится вопрос — и, видимо, проект будет реализован, — о совместном производстве боеприпасов для реактивных систем залпового огня, в том числе дальнего действия типа «Смерч».

Аналогичный подход индийцы применяют и в области кораблестроения. Так, предполагается совместное производство фрегатов на основе российского проекта 11356. А сейчас дело дошло и до подводных лодок. Думаю, мы на совместное производство «Варшавянок» пойдем, поскольку это обещает длительное военно-техническое сотрудничество с Дели.

На мой взгляд, перспективы такого сотрудничества весьма неплохие. Должен заметить, что у нас с Индией и сегодня настолько тесное стратегическое партнерство, что мы передали в аренду индийским ВМС подлодку с атомной силовой установкой. В мировой практике это уникальный случай.

«СП»: — Почему Индии так важен подводный флот, какие задачи он будет решать?

— Индия, прежде всего, решает задачу противостояния с Пакистаном. Опыт отношений Дели и Исламабада известен — несколько войн, не считая многочисленных приграничных конфликтов.

Пакистанский флот, и вообще Вооруженные силы во многом опираются на поставки из Китая, хотя у Исламабада немало оружия из западных стран, в том числе из США.

Задачи индийского надводного флота еще можно привязать к мирным ориентирам — противодействию терроризму, контролю экономической зоны и важнейших судоходных путей. Но основное предназначение подводных лодок — это борьба с боевыми кораблями, поэтому здесь главный противник — без околичностей — военный флот Пакистана.

В то же время Индия с настороженностью следит и за развитием военно-морского флота Китая. Темпы этого развития удивляют всех. Надводные корабли, включая корабли первого ранга типа эскадренных миноносцев, Китай клепает как горячие пирожки. А недавно китайцы приступили к созданию авианосных ударных групп. Думаю, что уже в ближайшие годы мы увидим появление нескольких таких корабельных соединений в китайском флоте, что выведет его на принципиально новый уровень — флота, так называемого, открытого моря.

Индия является географическим соседом Китая, причем между этими странами нет стратегического партнерства, а в военном плане наблюдается явная настороженность по отношению друг к другу. Это тоже объясняет факт, почему Индия принимает меры к модернизации своего флота.

«СП»: — Если сравнить российскую подлодку проекта 636, и новейшую китайскую субмарину проекта 041, — какая из них лучше?

— По своим боевым возможностям эти подлодки вполне сопоставимы. Принципиальный момент — это лодки одного поколения, со сходными характеристиками. В частности, обе не имеют воздухонезависимой энергетической установки для неатомных субмарин, что ограничивает их возможности.

Словом, Пакистан выбрал китайские лодки вовсе не потому, что они лучше российских, а в силу давних связей в военно-технической сфере. Логично, что и Индия выбрала российские подлодки, а не европейские — у наших цена значительно ниже. Австралия закупает французские подлодки, и от стоимости контрактов у экспертов глаза лезут на лоб. Ни Пакистан, ни Индия подобных трат себе позволить не могут.

Что до американцев, у США попросту нет проектов неатомных подводных лодок, тем более предлагаемых на экспорт — они эту тему не развивают. Практически весь подводный флот ВМС США — атомный. Поэтому индусам рассчитывать на помощь американцев в данном вопросе бессмысленно.

«СП»: — То, что Индия получила статус ключевого партнера США в области обороны, подрывает наши позиции на индийском рынке вооружений?

— Я так не считаю. В сфере военно-технического сотрудничества США — равно как и другие западные партнеры Индии, вроде Израиля, — играют только в тех нишах, в которых Россия либо вообще не играет, либо практически не имеет конкурентных предложений. К ним относятся ниши электроники, средств связи, беспилотных летательных аппаратов, базовой патрульной авиации.

Читайте по теме

Другими словами, напрямую с американцами мы в Индии не конкурируем. Скажем, в области артиллерии реактивные системы залпового огня — это наша ниша. Но в части ствольной артиллерии Индия, еще со времен британского владычества, имеет основной калибр 150 мм. Это не наш калибр, поэтому российских ствольных артиллерийских систем в Индии практически нет.

Наши подлодки в Индии — тоже все конкуренции…

— Новейшая китайская подлодка типа 041 — это вариация на тему российского проекта 877ЭКМ, — отмечает президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан 1 ранга Константин Сивков. — По своим характеристикам китайская лодка уступает российским субмаринам проекта 636 «Варшавянка» — прежде всего, по уровню шумности и дальности действия гидроакустического комплекса. Поэтому в дуэли с нашей подлодкой китайская будет заведомо проигрывать.

Но для китайцев, конечно, проект 041 — это прорыв. Китай подобных субмарин ранее не производил…

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня