Американские геймеры против солдат Шойгу

В США считают, что виртуальные тренажеры для обучения не соответствуют новым угрозам

  
3055
Американские геймеры против солдат Шойгу
Фото: Imago/ТАСС

Счетная палата правительства США опубликовала доклад о том, что американские солдаты так и не смогли воспользоваться всеми преимуществами виртуальных тренажеров, которые разрабатывались и внедрялись как важнейший сервис для подготовки к боям. Напомним, речь идет о мобильных симуляторах ВАЕ, получивших неофициальное название зомби-студий. Именно в них реализованы сценарии боев в интерактивном режиме с использованием имитаторов движения «условных противников» в натуральную величину. За основу взята компьютерная игра America’s Army .

Когда стимуляторы ВАЕ были впервые презентованы публике, военные и гражданские с восторгом отозвались о дизайне и технических решениях. С одной стороны, обычные посетители шли валом на эти «стреляющие» стенды, а с другой — молодые солдаты учились «не умирать по глупости» или из-за плохой подготовки. В целом, по мнению гендиректора рекламного агентства, продвигающего этот вид развлечения Дрю Нейссера, «воевать здесь весело, люди не боятся рисковать, ведь их не убьют, даже если говорят «ты мертв».

Первые четыре стенда, построенные в военной академии в Вест-Пойнте командой начальника Управления экономического и кадрового анализа полковником Кейси Вердинским, обошлись Пентагону в 9 миллионов долларов. С тех пор только на техническое обеспечение зомби-студий, по расчету аудиторов правительства США, потрачено 535 млн. долларов.

Согласно имеющейся информации, типовая зомби-студия представляет собой надувной ангар (площадью 1810 квадратных метров), в котором солдаты «воют против противника, передвигаясь» на тренажерах вездеходов «Хамви», танков «Абрамс», а также армейских вертолетов. Бойцы вооружены имитаторами карабина М4 и ручного пулемета М249 SAW, с лазерной системой контроля траектории виртуальных пуль. Специальные механизмы имитируют качку и вибрацию во время движения, а также мощные воздушные волны, характерные для взрывов гранат, снарядов, мин и самодельных взрывных устройств.

Для работы виртуальных тренажеров одной зомби-студии используют 75 мощных компьютеров с суммарной оперативной памятью 260 гигабайт, общая длина кабелей передачи информации превышает 8 км, при этом картинку поддерживают 70 плоских плазменных панелей.

По завершению компьютерных боев участники сражения получают оценку за индивидуальные качества. Затем специалисты указывают на все ошибки, если они были. Особо анализируются диалоги между солдатами и командирами на предмет подчинения. В обязательном порядке руководители «зомби-студий» подчеркивают значение таких армейских ценностей, как долг, взаимовыручка, жертвенность. Чтобы «добавить» подлинности, наиболее отличившиеся «солдаты-геймеры» получают самые настоящие награды за храбрость и доблесть, а ролики их геройства демонстрируются следующим участникам виртуальных сражений. Как говорится, «все по-взрослому».

Между тем, американские ветераны, имеющие опыт войны В Ираке и Афганистане, крайне критически относятся к ВАЕ. «Видеоигры не дают точной картины войны и армейской жизни, — говорит Шолом Келлер, член национального союза „ветераны Ирака против войны“. — Война это не компьютерная игра». Для тех, кто прошел обучение на симуляторе America’s Army, характерно неадекватное отношение к убийству, отмечает Келлер. На форумах, посвященных зомби-студиям, в частности, можно прочитать:

«Если в игре тебя ликвидировали двадцать раз, то, попадая на передовую, начинаешь бояться своей тени, ведь опасность грозит с любого места, и ты это понимаешь. Тренажеры не столько учат технике боя, сколько показывают, что умереть в бою очень просто. Это страшно».

«На настоящей войне без героизма не победить, но, поиграв в America’s Army, начинаешь осознавать, что геройство в бою сродни самоубийству. Нужна мотивация, но в Ираке её нет! Это чужая страна. Вот если бы китайцы, русские или инопланетяне напали на Америку, тогда — другое дело».

«Мой друг Майк считал, что, если его убьют, он „перезагрузится“. Не перезагрузился! Большинство солдат на войне пребывают в постоянном страхе, но есть и такие рейнджеры, которые теряет связь с реальностью».

О проблеме неадекватного отношения к жизни и смерти среди тех, кто увлечен армейским шутером (жанр компьютерных игр — авт.), постоянно говорит Американский союз гражданских свобод. По мнению этой организации, Пентагон, как минимум, нарушает международное право, недобросовестно агитируя на военную службу детей, не достигших шестнадцати лет. Министерство обороны раздают своим вербовщикам инструкции о сборе информации и психологической обработке сотен тысяч мальчиков и девочек, используя виртуальные тренажеры и онлайн-сервисы America’s Army. Детям дарят компьютерные игры, в которых реализованы сценарии зомби-студий.

Во многом благодаря ВАЕ, юные американцы пошли в армию, рассказал сержант Томми Риман, инструктор симулятора. Например, в дни открытых дверей парней пускают на виртуальные тренажеры вне очереди и за счет бюджета Пентагона, тогда как для других гражданских лиц билеты стоят дорого. «Молодые люди имеют общее представление об армии, прежде чем они попадают к нам, но, когда они уходят, испытывают большую признательность», — рассказал он в интервью телекомпании «Арканзас». По его словам, инструкторы гарантируют новобранцам регулярное посещение зомби-студий, причем обещают еще платить солидное солдатское жалованье за игры. И это им нравится.

И вот Счетная плата правительства США рекомендует армию осуществить принципиальное обновление не только техники виртуальных тренажеров, но и самой политики подготовки к боям. Более того, в 2017 году решено не финансировать пять новых инициатив, что означает фактическую заморозку дальнейшего развития ВАЕ. Короче говоря, уже построенные павильоны закрываться не будут, но на новые зомби-студии денег не дадут, несмотря на то, что разработчики обещают погружение в «полную реальность».

Аудиторы говорят, что нужно разрабатывать принципиально иные виртуальные тренажеры и интерфейсы обучения. «Последнее десятилетие армия сосредоточивала свое обучение для поддержки операций на Ближнем Востоке, — говорится в докладе Счетной палаты. — Армия должна пересмотреть свои учебные программы, чтобы гарантировать выполнение боевых задач против широкого спектра противников».

Судя по всему, речь идет о более серьезных врагах, чем бывшая иракская армия Саддама Хусейна, или нынешние отряды ИГИЛ*. В свете последних событий, можно с большой долей вероятности утверждать, что скоро в американских зомби-студиях декорации арабских поселений сменятся на восточно-европейские пейзажи и города новых американских союзников, которым, якобы, угрожают солдаты Шойгу.


* ИГИЛ («Исламское Государство Ирака и Леванта», ИГ) решением Верховного суда РФ от 29.12.2014 признано террористической организацией, деятельность которой на территории России запрещена.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня