Индия требует раскрыть военную тайну «Сухого»

Дели добивается от Москвы передачи всех технологий на истребитель пятого поколения

  
23319
Российские многоцелевые истребители Су-35 и Т-50, разработанные ОКБ Сухого
Российские многоцелевые истребители Су-35 и Т-50, разработанные ОКБ Сухого (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)
Материал комментируют:

Дели выдвинул Москве неожиданный ультиматум. Индия продолжит участвовать в совместном с РФ многомиллиардном проекте по созданию истребителя пятого поколения FGFA только при выполнении двух условий. Первое из них — полномасштабная передача российской стороной всех технологий, чтобы в дальнейшем Индия могла самостоятельно модернизировать самолеты с интеграцией новых вооружений. Второе — помощь в разработке проекта боевого самолета AMCA, которым сейчас занимаются индийские авиастроители. Об этом в четверг, 9 марта, сообщила газета The Times of India со ссылкой на источники в индийском Минобороны.

По информации издания, решение принято «на высшем уровне», чтобы «не повторять ошибок», допущенных при заключении контракта на производство в Индии российских истребителей Су-30МКИ.

«Хотя большая часть из 272 истребителей марки „Сухой“ (240 введенных в строй) была изготовлена ​​индийским авиаконцерном Hindustan Aeronautics (HAL), в основном они были собраны из импортируемых комплектов. HAL все еще не может производить „Сухие“ самостоятельно», — заявил источник издания. При этом он отметил, что истребители, собираемые в Индии, обходятся дороже поставляемых из России.

Читайте также

Кроме того, Дели, по информации The Times of India, намерен еще потребовать от России твердые гарантии, что, потратив примерно $ 25 млрд. на разработку FGFA, он получит 127 истребителей по приемлемой цене.

Надо заметить, что индийцы в целом демонстрируют весьма критический настрой. Как отмечает The Times of India, ВВС Индии не устраивает российский истребитель пятого поколения Т-50, создаваемый по программе ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). По мнению индийской стороны, он не является полноценным стелс-самолетом, а его двигатель не обладает достаточной тягой.

Ранее сообщалось, что Дели выдвинул более 40 дополнительных требований к проекту FGFA. В частности, индийцы добиваются применения новейших российских двигателей, обеспечивающих крейсерскую сверхзвуковую скорость (предложенные АЛ-41Ф1 их не устраивают), бортового радиолокационного комплекса с круговым обзором, а также требуют понижения радиолокационной заметности.

В результате, работа с индийцами застопорилась. Об этом в феврале заявил глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь на салоне Aero India-2017 в Бангалоре. Поясним: в июне 2013 года Россия завершила контракт первого этапа объемом $ 295 млн., по которому разрабатывался технический облик FGFA. Сейчас речь идет о контракте второго этапа. В его рамках должна быть запущена разработка истребителя с учетом требований индийской стороны. Стоимость работ оценивается в $ 4 млрд. для каждой из стран-участниц проекта.

Что стоит за демаршем Индии, появится ли российско-индийский FGFA?

— Решение совместно с индийцами разрабатывать истребитель пятого поколения было ошибкой, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Индийская сторона, в рамках этого проекта, занимается в основном созданием программного обеспечения, а мы вполне могли бы это делать самостоятельно.

Беда в том, что руководители российских промышленных предприятий хватаются за любую возможность получить валютные поступления, и иногда готовы ради этого на не вполне адекватные шаги. Это объясняется и отсутствием опыта ведения дел на внешних рынках, и банальной коррупцией.

Замечу: ни одно государство не поставляет на экспорт передовые системы вооружений, тем более системы, которые еще только находятся в разработке. И никто никогда не продает передовые военные технологии, это просто исключено.

Например, мы поставляем Китаю новейший истребитель Су-35. Но у нас есть еще более «продвинутый» самолет — Т-50. Другими словами, даже если китайцы наладят производство собственного истребителя «по мотивам» Су-35, мы будем опережать их на поколение.

Американцы, замечу, действуют точно так же. Например, они никому не продают технологии F-22. Да, F-35 американцы делали совместно с рядом стран, чтобы снизить стоимость проекта. Но страны-партнеры занимались, по сути, разработкой второстепенных компонентов. А основные компоненты разрабатывали сами США, и лицензии на производство этих самолетов американцы передавать никому не собираются.

«СП»: — Почему же Индия требует, чтобы мы передали ей технологии?

— Индусы, я считаю, обнаглели. В 2014 году к власти в Индии пришел премьер Нарендра Моди, известный своими националистическими взглядами. Он проводит жесткий курс на локализацию производства на территории Индии. Но в данном случае, на мой взгляд, наглость Дели перешла допустимые границы.

Мы индийцам уже дали возможность локализовать производство Су-30МК — собирать истребители из комплектов, поставляемых Россией. Для Индии это не только новые рабочие места, но и возможность совершенствовать кадровый потенциал, использовать его во благо экономики. Но нет, этого показалось мало — теперь они желают еще и овладеть нашими передовыми технологиями. Но так, повторюсь, никто и никогда не поступает, и свои производственные секреты не выдает.

«СП»: — Как следует ответить Дели?

— Нужно четко дать понять, что никаких технологий они от нас не получат. Замечу, индусам взять эти технологии неоткуда — ни французы, ни американцы делиться тонкостями самолетостроения не станут. Индии, я считаю, и без технологий выгоднее иметь дело с Россией — мы им даем больше, чем другие: возможность участвовать в совместных проектах, и за счет этого учиться чему-то, плюс собирать самолеты на индийских предприятиях.

Но дальше этого, я считаю, нам заходить не надо. А если индусы будут гнуть свое, и попытаются вытеснить нас со своего рынка вооружений, надо отвечать ассиметрично — например, налаживать отношения с Пакистаном. Думаю, Пакистан будет заинтересован в покупке у нас вооружений, и это будет крайне неприятным сюрпризом для Дели.

— Проект с Индией продвигается трудно, прежде всего, потому, что в индийской армии сильны позиции лоббистов, представляющих интересы военных концернов Франции, Великобритании и США, — отмечает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — Публикации, подобные статье в The Times of India, как раз отражают внутреннюю борьбу этих лоббистов. На мой взгляд, очевидно, что наличие программы FGFA оттягивает средства от закупки дополнительных партий французских истребителей «Рафаль». И надо понимать: сторонники «Рафалей» будут до последнего биться за то, чтобы блокировать сотрудничество Дели и Москвы.

Читайте также

С другой стороны, у индийцев большие амбиции, и они хотят получить максимум за свои деньги: практически полную локализацию производства самолетов с самого начала, а не через 10−15 лет, как предлагает российская сторона.

Думаю, мы по результатам торга с Дели сможем пойти на передачу каких-то технологий по планеру и материалам. Плюс пойти на довольно значительное участие индийцев в комплектации самолета индийским оборудованием. Но мы точно не станем передавать технологии производства РЛС или двигателей — по крайней мере, в ближайшие годы.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня