США создали гигантский самолет для мира и войны

Проект Stratolaunch — комический прорыв или забава миллиардера?

  
12587
В США была проведена выкатка из ангара почти построенного летательного аппарата Stratolaunch Model 351
В США была проведена выкатка из ангара почти построенного летательного аппарата Stratolaunch Model 351 (Фото: stratolaunch.com)

Гигантский транспортный самолет Stratolaunch Model 351, предназначенный для запуска с высоты 9100 метров ракет-носителей, впервые выведен из ангара в пустыне Мохаве (штат Калифорния). Об этом 31 мая сообщил в распространенном интернет-порталом Space.com заявлении главный управляющий компании Stratolaunch Systems Corp Джин Флойд.

Машина, созданная корпорацией Orbital OTK, оснащена шестью двигателями Pratt&Whitney PW4056 и состоит из двух фюзеляжей длиной 72 метра каждый, соединенных общим крылом длиной 117 метров. Масса самого самолета — 250 тонн, а с полной нагрузкой — 590 тонн. Таким образом, самолет Stratolaunch Model 351 по размаху крыла превосходит бывший до сих пор самым большим самолетом в мире советский Ан-225 «Мрия» с размахом крыла 88,4 м (Ан-225 все же сохраняет преимущество по длине (84 м) и максимальному взлетному весу (640 тонн). Он, напомним, впервые поднялся в воздух в 1988 году.

Транспортный самолет Stratolaunch Model 351 (Фото: stratolaunch.com)

Самолет предназначен для использования в качестве носителя для авиационно-космической системы Stratolaunch, создаваемой американской компанией Stratolaunch Systems, основанной соучредителем Microsoft Полом Алленом и знаменитым авиаконструктором Бертом Рутаном. Первый демонстрационный запуск с борта Stratolaunch ожидается в 2019 году. На первом этапе он будет нести одну ракету-носитель Pegasus XL, а в дальнейшем — до трех ракет.

Читайте также

Впрочем, ситуация с ракетами-носителями (РН) не вполне ясна. Во время церемонии выкатки самолета Флойд заявил, что компания будет «активно изучать широкий спектр ракет-носителей, что позволит обеспечить большую гибкость для заказчиков». Российский военный блог bmpd, который ведут специалисты Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), замечает, что легкая ракета Orbital ATK Pegasus XL уже давно используется для воздушных стартов с самолета Stargazer, поэтому особой необходимости в создании гигантского носителя нет. Другое дело, что еще в 2014 года компания Sierra Nevada Corporation объявила о разработке применительно к использованию со Stratolaunch уменьшенного варианта проекта своего легкого пилотируемого челнока Dream Chaser.

Как отмечают эксперты, космическая техника стремительно уменьшается в размерах и нынешние ракеты, приспособленные под тяжелые спутники, уже выводят 10, 12, 17 аппаратов. В этом смысле запускать мини-спутники воздушным стартом выгодно по нескольким причинам. Во-первых, ракете такого комплекса не нужна первая разгонная ступень, которая преодолевает «тяжелый» слой атмосферы первые 10 километров. Во-вторых, не надо ждать, когда наберется весь пакет спутников, как в случае с наземным стартом. В-третьих, спутники можно запускать с мест, максимально приближенных к экватору и к точке на орбите, а для наземных запусков требуется гораздо больше объектов инфраструктуры.

Фотогалерея
Транспортный самолет Stratolaunch Model 351 (Фото: Zuma/Global Look Press)

Военные аналитики считают, что американцы всегда старались лидировать в сегменте воздушного старта не только потому, что хотели сделать запуски спутников быстрыми и дешевыми. Это крайне важно и для обороны: в случае обострения ситуации и какого-то конфликта, можно почти мгновенно вывести спутник в нужную точку, и аппарат будет давать необходимую информацию о противнике. Отработка систем для мирного космоса позволяет проводить эксперименты с гиперзвуковыми аппаратами, способными достичь любой точки на планете и выходить на околоземную орбиту.

— Как минимум, системы с воздушным стартом РН позволяют выводить спутники в оперативном режиме, если стартовые наземные площадки будут повреждены, — отмечает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — США долгое время работали над возможностью воздушного старта стратегических ракет МБР, сбрасывая Minuteman IА c военно-транспортного самолета С-5А, а позже — прототип баллистической ракеты eMRBM. В данном случае речь идет о платформе, на которую можно подвесить как ракету-носитель, так гиперзвуковой аппарат, главное, чтобы они по габаритам подходили.

Член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Андрей Ионин напоминает, что группа миллиардера Пола Аллана уже выигрывала конкурс Ansari X Prize для государственных и коммерческих структур, когда в течение двух недель надо было два раза подняться в космос на одном и том же средстве.

— Тогда конструктором системы также был Берт Рутан, гениальный авиаконструктор, который делает не серийные, а именно рекордные самолеты. Именно его аппарат «Вояджер» впервые совершил беспосадочный полет вокруг Земного шара без дозаправки. Затем долгое время Рутан и миллиардер Ричард Брэнсон работали в рамках проекта компании Virgin Galactic, который предполагает организовывать туристические суборбитальные космические полёты и запуски небольших искусственных спутников с помощью космолёта SpaceShipTwo и самолёта-разгонщика WhiteKnightTwo. В 2011 году стало известно, что Рутан переключился на Stratolaunch. И что интересно, этот огромный самолет похож на тот, который был в Virgin Galactic.

Транспортный самолет Stratolaunch Model 351 (Фото: stratolaunch.com)

Таким образом, мы видим некую битву англосакских миллиардеров: с одной стороны — Пол Аллен со Stratolaunch, с другой — Илон Маск со своими возвращаемыми ракетами Falcon 9, с третьей — Ричард Брэнсон с Virgin Galactic. Другое дело, что в настоящее время проблема не с ракетами-носителями, а в самом рынке запусков. Скажем, Stratolaunch также будет толкаться на рынке с другими средствами выведения в сегменте запуска небольших спутников на невысокие орбиты. Конечно, если реализуются такие проекты как OneWeb (группировка из большого количества спутников, которая, как предполагается, обеспечит пользователей по всему миру широкополосным интернетом), то появится спрос на большое количество запусков.

«СП»: — Вы полагаете, что этот проект из разряда рекордных и вряд ли совершит революцию на рынке запусков?

— Одновременный запуск трех ракет с полезными нагрузками может быть востребован на рынке, но пока рынок запусков не такой уж и большой. Поэтому я не думаю, что сейчас кто-то решится соревноваться с такими системами, тем более что для воздушного старта ракет-носителей сами американцы могут использовать уже зарекомендовавшие себя самолеты. В этом плане перспективы российских проектов по воздушному старту крайне тяжело оценивать. Кроме того, программа Stratolaunch предполагает использование твердотопливных ракет, которые подвешиваются на пилоны между корпусами самолета, сделанного по тандемной схеме. У нас же упор делался на жидкостные ракеты, которые предполагают, что пусковой самолет должен иметь систему заправки на борту. Эти ракеты располагались внутри корпуса самолета, нужно было решать проблемы с отделением и т. д.

Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев придерживается иного мнения — рынок запуска небольших спутников перспективен и без реализации проектов, подобных OneWeb.

— В настоящее время большая часть спутников выводится попутными нагрузками, а кластерный запуск большого количества спутников неудобен тем, что нужно долго ждать, пока наберутся заказы для запуска тяжелой ракеты. Кроме того, здесь орбита уже зафиксирована: на какую везут большую нагрузку, на ту пойдут и малые. Пуски воздушным стартом легких ракет и наземным — сверхлегких (27 мая в Новой Зеландии прошли испытания сверхлегкого носителя Electron) лишены подобных недостатков, поэтому довольно перспективны в экономическом плане. Рынок запуска малых спутников быстро растет и имеет довольно положительный прогноз.

Американцы запускают РН Pegasus редко, но регулярно с помощью самолета Stargazer. При этом масса выводимой на орбиту полезной нагрузки менее 500 кг (443 кг).

«СП»: — Тогда в чем отличие проекта Stratolaunch?

— Его преимущество — возможность запуска нескольких ракет с одного полета, а значит, можно будет запустить спутники на принципиально разные орбиты. Второе — при тех полезных нагрузках, который может поднимать такой мощный самолет, можно и потяжелее спутники выводить. В том числе и военного назначения.

«СП»: — Пока с помощью воздушного старта ракеты-носители выводят только американцы. Но в марте глава отдела развития ракет-носителей Китайской академии технологий ракет-носителей (CALT) Ли Тунюй заявил, что его страна намерена создать новое семейство ракет космического назначения, запускаемых с самолетов Y-20.

— Я думаю, что китайцы вели переговоры с украинцами о покупке самолета «Мрия» также для подобных целей. Пока о конкретных разработках в «железе» из Пекина информация не просачивалась, но особенность китайского космоса в том, что очень сложно что-то прогнозировать. Как правило, китайцы молчат до тех пор, пока ракета не полетит. Что касается России, то у нас были две программы.

Читайте также

Первая предполагала использование транспортника Ан-124 «Руслан» и ракеты-носителя «Полет», собранного на базе разработанных в советское время реактивных двигателей. Такой авиационный ракетный комплекс космического назначения должен был базироваться на авиабазе острова Биак (Индонезия), максимально приближенной к экватору, что упрощает и удешевляет вывод космических аппаратов на орбиту. Второй — российско-казахстанский проект «Ишим», который базировался на проекте истребителя спутников — перехватчике МиГ-31Д со специальной ракетой. «Ишим» включал два авиационных носителя — «МиГ-31И» с трехступенчатой РН, подвешиваемой между гондолами двигателей, и воздушный командно-измерительный комплекс на базе самолета Ил-76МД.

«Ишим» был технически готов к запуску, причем в достаточно короткие сроки, но в 2007 году Казахстан заявил об отказе от совместного с Россией проекта по созданию авиационного ракетного космического комплекса. Но его достаточно легко реанимировать при экономической заинтересованности. Правда, здесь опять-таки встанет вопрос о полезных нагрузках, поскольку западные компании не горят желанием с нами сотрудничать и у них есть широкий спектр запусков.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня