У Тихоокеанского флота нет ничего, кроме крейсера «Варяг»

Китайские СМИ: российский ТОФ за 20 лет не получил ни одного корабля, Москва могла бы купить их у нас

  
13405
Во время встречи кораблей Тихоокеанского флота гвардейского ракетного крейсера (ГРКР) "Варяг" и танкера "Печенга"
Во время встречи кораблей Тихоокеанского флота гвардейского ракетного крейсера (ГРКР) «Варяг» и танкера «Печенга» (Фото: Юрий Смитюк/ТАСС)

Военно-Морской флот России по-прежнему занимает второе место в мире из-за того, что обладает большим количеством атомных подводных лодок. Фактически это место должен занять Китай, так как по масштабам его Военно-морские силы не уступают российским, а качество выше, пишет китайский портал Sina.com.

В период процветания в состав Тихоокеанского флота ВМФ СССР входило около 700 различных кораблей и судов. На данный момент, пишет СМИ, помимо подводных лодок, крупных и средних военных кораблей там осталось не так много — ракетный крейсер «Варяг», несколько эсминцев и четыре больших противолодочных корабля. Вместо того чтобы ждать пока судостроительный завод построит корабль, Россия могла бы приобретать крейсеры у Китая, тем более с быстрой доставкой. Этот вопрос не раз обсуждался внутри страны, но, к сожалению, Россия пока не может на это решиться, отмечает Sina.com.

На сегодняшний день, по мнению издания, российский Тихоокеанский флот только и может опираться на один военный корабль — ракетный крейсер «Варяг», введённый в эксплуатацию еще в 1989 году. Не так давно «Варяг» посетил Гонконг. Корабль привлёк внимание местных жителей. Огромное количество гонконгцев захотело осмотреть корабль изнутри. Хотя на некоторое время крейсер и превратился в музей, он все же остаётся военным кораблём, несущим воинскую службу более 30 лет.

Читайте также

В то же время, как замечает Sina.com, боеспособность крейсера высока: «если авианосец замечает его на своём пути, то сразу же разворачивается и идет в противоположенную сторону, так как противовоздушная система крейсера очень мощная, как и возможности для борьбы с подлодками». Известные на весь мир американские ракетные крейсеры типа Ticonderoga выглядят очень мощным, но на самом деле уступают российскому.

Тем не менее, Россия на данный момент не в силах построить ракетный крейсер, и в ближайшее время вряд ли сможет, считают китайские журналисты.

Насколько корректны тезисы китайского портала?

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов говорит, что Тихоокеанский флот за свою постсоветскую историю действительно не получал надводных кораблей, за исключением десантных катеров и вспомогательных судов.

— По надводному флоту пополнения практически не было — только в этом году ТОФ должен получить первый корвет. При этом ему не повезло в том смысле, что он так и не получил два универсальных десантных корабля типа Mistral. По «подплаву» ситуация другая: в 90-х годах в состав вводились лодки 949А и 971 проектов, в наши времена — новые ПЛАРБ проекта 955.

«СП»: — Насколько корректен тезис о том, что «на сегодняшний день российский Тихоокеанский флот только и может опираться на один военный корабль» — флагман «Варяг».

— Это все-таки преувеличение, потому что помимо крейсера на ТОФе есть большие противолодочные корабли проекта 1155, которые ходят в дальние походы, три эсминца проекта 956 (относятся к кораблям 1-го ранга), плюс корабли второго и третьего ранга (большие десантные и малые ракетные, малые противолодочные корабли соответственно). Суммарно и формально актуальный состав ТОФа сводится к 23 подводным лодкам и 51 надводному кораблю. Конечно, это совсем не тот состав, который хотелось бы иметь морякам, но все-таки Тихоокеанский флот не держится на одном крейсере.

«СП»: — Китайское издание не уточняет, внутри какой страны ходили слухи о закупке кораблей для ВМФ, но в России таких не было…

— Конечно, можно допустить, что в рамках межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству китайцы могли чего-то предложить, но вообще это довольно смешная идея. У нас проблема вовсе не в строительстве кораблей, а в том, что флот постоянно меняет требования, а денег особо нет на закупку новых кораблей. В случае с ТОФ корабли ведь не просто так заказывают и строят на Дальнем Востоке, а для того, чтобы поддержать местную промышленность и обеспечить население рабочими местами. Если же заказы пойдут в Китай, то наши избиратели этого просто не поймут.

«СП»: — Также отмечается, что «Россия на данный момент не в силах построить ракетный крейсер, и в ближайшее время вряд ли сможет».

— Здесь вопрос — а нужен ли флоту новый крейсер. Но вообще китайская судостроительная промышленность по своим возможностям превосходит российскую, хотя к ней все-таки есть ряд претензий, например, по качеству.

«СП»: — Понятно, что термина «противокорабельная способность первого класса» не существует и утверждение о том, что корабли оппонентов меняют курс, как только «Варяг» выходит в море, мягко говоря, странное.

— Да. Крейсеры проектов 1164 и 1144 — одни из самых мощных кораблей по своим ударным противокорабельным возможностям. У них ограниченные возможности ударов по земле, но с точки зрения стрельбы по кораблям у тех же китайцев до сих пор нет аналогов. Хотя их новые эсминцы типа 052D с китайским аналогом американской БИУС Aegis гипотетически могут нивелировать угрозу от наших ракетных крейсеров и подлодок.

То, что за последние годы ТОФ не получил ни одного крупного надводного корабля, — это данность, говорит заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

— Фактически в корабельный состав Тихоокеанского флота с момента распада СССР было введено несколько десантных катеров (проектов 1136, 11770, 21820) и один большой ракетный катер проекта 12411. Китайские ВМС действительно можно ставить на второе место в мире после ВМС США, поскольку российский ВМФ классифицировать и ставить на какое-то место практически бессмысленно. В силу географического положения страны наш флот раскидан по нескольким театрам военных действий (ТВД), которые между собой вообще никак не соединяются. Но из всех наших четырех флотов (Балтийского, Черноморского, Северного и Тихоокеанского) и единственной флотилии (Каспийской) по отдельности на своем ТВД хуже всего ситуация как раз у ТОФа. Хорошо, если он входит в десятку сильнейших в Тихом океане, но поскольку он единственный из флотов, который практически не получил ничего, кроме подводных лодок, то в дальнейшем, видимо, будет хуже.

Читайте также

Что касается тезисов китайского издания о покупке Россией их кораблей и о том, что все авианосцы, завидев «Варяг», сразу же разворачиваются, то они, мягко говоря, странные. Первый, на мой взгляд, — это откровенное коммерческое предложение, продвижение товара на рынке. Конечно, интересно, какую бы цену они нам предложили, но я не слышал, чтобы в России обсуждалась такая возможность. Безусловно, это фантастика.

Второй тезис вообще сложно комментировать — сравнивать отечественный крейсер «Варяг» проекта 1164 с американскими крейсерами типа Ticonderoga не совсем корректно, потому что у них разные концепции. С точки зрения борьбы с авианосцами наш крейсер, безусловно, сильнее, потому что он и создавался только для борьбы с авианосцами. И только у нас могли создать такой крупный корабль под одну узкую задачу. Американский крейсер универсальный, но его главная задача — поражение береговых целей. При этом наш крейсер практически лишен этой возможности, если только не стрелять из автоматической пушки АК-130 по ближним целям.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня