F-22 увидит ракету РВВ-МД, выпущенную Су-57, только в момент гибели

Еще страшнее для американца «изделие 30»

  
66262
На фото: российские истребители пятого поколения Су-57
На фото: российские истребители пятого поколения Су-57 (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)

Норвежский сайт AldriMer. no, посвященный вопросам безопасности, сообщил о начале в следующем году серийного производства российского истребителя пятого поколения Су-57. Столь долгожданное событие для ВКС России должно произойти в связи с готовностью нового двигателя, с которым один из самолетов начал летать в начале декабря.

Серийное производство — по отношению к планам закупки этого самолета звучит несколько громко. Потому что предполагается построить всего 12 истребителей. Но норвежцы встревожены: «Российские власти намекают, что может быть произведено гораздо больше самолетов, чем было запланировано первоначально».

Впрочем, вопрос в другом. Правильнее было бы назвать освоение первой серии продолжением разработки самолета, финальной ее частью. Потому что двигатель — это один из главнейших компонентов самолета. И с ним необходимо тщательно проверить работу всех остальных систем, которые уже испытаны и признаны годными. А вот потом уже должны пойти более крупные серии. Не случайно официальные представители и Минобороны, и ОПК говорят о том, что истребитель начнет поступать в строевые части в 2019 году.

Серийное производство Су-57 будет развернуто в Комсомольске-на-Амуре на авиационном заводе им. Гагарина. Именно там были построены 10 летных прототипов, на которых проводились и продолжают проводиться испытания.

Норвежцы говорят, что «старый двигатель», на котором уже несколько лет летали прототипы Су-57, имеет недостаточную мощность и «рассчитан на применение на более старых боевых самолетах». Действительно, у него тяга меньше, чем у нового «изделия 30» (пока двигателю еще не присвоен индекс АЛ). Однако уже облетанный двигатель АЛ-41Ф1 обеспечивает тягу в бесфорсажном режиме, которая позволяет осуществлять сверхзвуковой полет.

Читайте также

Что же касается применения на более старых самолетах, то это абсолютно неверно. Модификация АЛ-41Ф1С стоит на многоцелевом истребителе поколения 4++ Су-35С, который был принят на вооружение в 2014 году. Назвать его «более старым» никак нельзя. И больше нигде этот двигатель не используется.

Так вот, в бесфорсажном режиме Су-35С развивает скорость в 1,1 М. Тем самым выполняется требование к скорости, предъявляемое к истребителям пятого поколения. АЛ-41Ф1, установленный на истребителях Су-57 первой очереди, более совершенен, чем АЛ-41Ф1С. В нем используется полностью цифровое управление и новая турбина. Он более экономично расходует топливо и развивает большую тягу. В бесфорсажном режиме — 9500 кгс против 8800 кгс, на форсаже — 15000 кгс против 14500 кгс.

Конструкция АЛ-41Ф1 полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к двигателям пятого поколения. Тут не только сверхзвуковая бесфорсажная скорость, но и плазменное зажигание и цифровое управление режимами работы.

«Изделие 30» — это не модификация АЛ-41Ф1, а оригинальный двигатель, разработанный рыбинской двигателестроительной компанией «Сатурн». В бесфорсажном режиме он развивает тягу в 11000 кгс, на форсаже — 18000 кг. Поскольку у Су-57 два двигателя, то эти показатели надо умножить на два: 22000 кгс и 36000 кгс. При нормальной взлетной массе тяговооруженность (отношение суммарной тяги к весу самолета) силовой установки — 1,36, при максимальной загрузке топливом и ракетно-бомбовым вооружением — 1,01.

Сопло двигателя отклоняется в двух плоскостях на 20 градусов со скоростью 60 гр./сек, что обеспечивает самолету сверхманевренность. По этому поводу норвежцы делают странное заявление: «Ожидается, что самолет будет обладать высокой маневренностью и комбинировать так называемую скорость сваливания с последующим маневром поворота, как это делают F-35 и F-22».

О некотором приближении к маневренным способностям Су-57 можно говорить лишь в отношении F-22. Но никак не F-35, который неуклюж и неповоротлив, как летающий утюг, на который самолет сильно смахивает.

К еще одной странности относится заявление о сомнительном качестве российской стелс-технологии: «Во-первых, вряд ли уровень качества этой технологии такой же, как у американских самолетов. Во-вторых, многие самые важные виды оружия, которые Россия планирует использовать на этих самолетах, не умещаются в боевых отсеках самолета».

«Во-первых» комментировать смысла нет. Что же касается размещения ракет на внешних подвесках, то и у F-22, и у F-35 такой метод крепления вооружения имеется. Поскольку он повышает заметность самолета, то его использование ограничено, он применяется в ситуациях крайней необходимости. И в этом смысле Су-57 ничем не отличается от «американцев».

Но в общем и целом норвежский сайт высоко оценивает перспективы нового российского истребителя, называя его «конкурентом самолетов F-22 и F-35». И это, действительно, похвала со стороны государства, входящего в НАТО. Поскольку в НАТО к F-22 относятся как к иконе. (Об F-35, который существенно слабее, промолчим).

Что же касается авионики российского самолета, то при ее создании конструкторы сделали большой шаг вперед не только по сравнению с самолетами предыдущего поколения, но и с американскими истребителями пятого поколения. В первую очередь это относится к бортовой РЛС, точнее к пяти радарам, каждый из которых имеет активную фазированную антенную решетку. Впереди расположен главный радар, имеющий 1526 приемо-передающих модулей. По бокам фюзеляжа — еще два радара. И еще две антенных решетки расположены на закрылках.

Именно эти две станции обладают существенной новизной и дают самолету значительное преимущество в небе. Дело в том, что три первых радара работают в сантиметровом диапазоне волн. Стелс-технологии максимально «прячут» самолет именно от сантиметровых волн. А две расположенных на закрылках РЛС работают в дециметровом диапазоне. И они гораздо лучше видят «самолеты-невидимки». У них, конечно, ниже разрешающая способность, но обнаружить противника они могут на очень большом расстоянии.

Антенная решетка центральной РЛС расположена с наклоном, благодаря чему снижена заметность самолета. Этот прием привел к снижению мощности излучаемого сигнала при работе с наземными объектами.

РЛС «Белка» с АФАР пришла в военную авиацию на замену РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис». «Белка» эффективнее «Ирбиса», который, в свою очередь, в сравнении с американской станцией AN/APG-77 для F-22 выглядит очень убедительно. Он обнаруживает цель с ЭПР 1 кв. м. на расстоянии 300 км. Американская РЛС — на 225 км. Для целей с ЭПР 0,01 кв. м. у нас показатель — 90 км. По «американцу» он не приводится. Показатели «Белки» засекречены, но они точно выше, чем у «Ирбиса». РЛС Су-57 обеспечивает одновременное сопровождение до 60 целей и обстрел — до 15.

Важнейшем элементом системы поиска и отслеживания целей является оптико-локационная станция ОЛС-50М, созданная специально для Су-57. В зависимости от ракурса она способна обнаружить F-22 на расстоянии от 30 км до 85 км. Причем обнаружение скрытное, поскольку ОЛС осуществляет пассивную локацию, не излучая никаких волн. На F-22 такой станции нет.

К еще одному безусловному достоинству Су-57 относится наличие эффективного комплекса радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Гималаи». Генерируемые им помехи распространяются не только с помощью главной РЛС, но и боковых. В связи с чем истребитель имеет круговую оборону от атакующих его ракет. В F-22 помехи от станции РЭБ распространяются лишь в переднем 120-градусном секторе.

Читайте также

И, наконец, о вооружении Су-57. Для него специально разрабатывались 14 новых ракет, половина которых уже готова, а другая половина завершает испытания.

Ракета «воздух-воздух» большой дальности КС-172 является рекордсменкой, далеко опередившей все аналоги. Она имеет дальность 400 км, у самой дальнобойной американской ракеты AIM-120D этот показатель равен 180 км. КС-172 способна развивать скорость в 1400 м/с. Поражает цели, летящие на высоте от 3 м до 30000 м, на скорости до 1100 м/с и маневрирующие с ускорением 12 g. (Отметим в скобках, что ни одна цель, то есть самолет, не имеет максимально допустимую перегрузку выше 10 g).

Прекрасными боевыми качествами обладает и основная ракета для ближнего боя РВВ-МД, которую Су-57 может выпускать как в переднюю, так и в заднюю полусферу. Ее могучее, не побоимся этого слова, достоинство состоит в том, что по неофициальным данным, она способна маневрировать с перегрузкой в 65g. Что обеспечено работой газодинамических рулей. Американцы тут пошли по другому пути, снабдив последнюю модификацию аналогичной ракеты — AIM-9 Sidewinder — отклоняемым соплом. Однако такое решение позволяет достигать меньшей динамики полета, чем у российской ракеты.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня