Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

«Сухой» «МиГ»: Русские истребители 6-го поколения удивят мир или залягут «под сукно»?

Россия планирует оснастить новый самолёт лазерным оружием, вывести его в космос и сделать беспилотным

7220
Материал комментируют:

Знаменитые российские брэнды «Сухой» и «МиГ», позабыв про извечную конкуренцию на рынке самолётостроения, готовы объединить усилия для создания истребителя шестого поколения. Об этом заявил и индустриальный директор авиационного комплекса госкорпорации «Ростех» Анатолий Сердюков, и заместитель директора Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Илья Тарасенко, активно обсуждают эту тему в российских и иностранных СМИ. Эксперты утверждают, что страна, которая первой создаст истребитель шестого поколения, получит военное превосходство.

О намерениях выпускать истребитель следующего поколения заявила не только Россия, подобные разработки производятся также в Соединенных Штатах, Китае, Великобритании, Италии, Швеции, Японии, Германии, Испании, Франции и в Тайване. Все они добились определенного успеха в создании реактивного самолёта будущего. При этом истребители пятого (уже «устаревшего»?) поколения есть пока лишь у США — F-22 и F-35, России — Су-57 и Китая — J-20 и J-31 (в стадии испытаний). Все они обладают как рядом преимуществ, так и недостатков — одни в большей степени «невидимки», другие более скоростные и маневренные.

Российская «пятерка» Су-57, который должен был прийти на замену истребителям МиГ-29 и Су-27, в серийное производство пока так и не пошёл. Планы по постройке 67 таких самолётов для ВКС России сорвались из-за катастрофы испытуемого истребителя в конце 2019 года. Вероятно, что производство всё-таки возобновится в полном объёме и заявленное количество Су-57 будет поставлено в Вооруженные силы РФ, при этом Минобороны не форсирует события и не требует скорейшей реализации планов. Этому есть несколько причин.

Читайте также
Стенка на стенку: Американцы хотят наказать «плохих русских» чужими руками Толкание бронетранспортёрами в Сирии грозит перерасти в глобальный конфликт

Во-первых, в ВВС пока удовлетворены имеющимися в наличии истребителями, модернизированными до состояния 4++, которые вполне могут составить конкуренцию в небе тем же американским F-35. Это и Су-35С с управляемым вектором тяги (как переходная модель между Су-27 и Су-57), и МиГ-29СМТ, который называют неустаревающим благодаря модернизации и новым ракетам, и высотный перехватчик МиГ-31БМ, и многофункциональные истребители Су-30СМ. То есть сдерживать супостата в небе пока есть чем. Во-вторых, военные лётчики хотят получить от производителя уже «доведенный до ума» истребитель, в том числе с новыми, а не переходными, двигателями. В-третьих, ВВС ждут более совершенного истребителя, который бы соответствовал современным требованиям к боевой авиации.

Такой перспективный истребитель, который можно будет причислить уже к шестому поколению, по мнению экспертов должен обладать рядом особенностей. К ним причисляют способность выполнять боевые задачи как с помощью человека, так и без него, наличие радиофотонных радаров, передвижение на гиперзвуковых скоростях и возможность летать в околоземном пространстве — ближнем космосе. Предполагается и его оснащение лазерным оружием. То есть истребитель шестого поколения будет стремиться превзойти возможности уже существующих боевых самолётов пятого поколения.

О планах по разработке «шестерки» ПАО «Компания «Сухой» сообщала ещё в 2016 году, когда «пятёрка» Су-57 ещё имел весьма смутные перспективы. Не стояли на месте и инженеры конструкторского бюро «МиГ», которые на авиасалоне МАКС-2015 представили самолёт известный как «изделие 1.44» — многофункциональный фронтовой истребитель (МФИ). По словам авиаконструктора Ованеса Микояна, принимавшего непосредственное участие в его создании, новый истребитель мог получить название МиГ-35. Однако в итоге МФИ сняли с «дистанции», а многофункциональным истребителем МиГ-35 стал результат глубокой модернизации боевых самолётов МиГ-29М/М2, первые из которых поступили на вооружении ВВС в 2019 году.

Говоря о нынешних планах по консолидации активов «Сухого» и «МиГ» в единое военно-авиационное подразделение, которое находится пока в стадии оперативной трансформации (по словам замдиректора ОАК Тарасенко), можно вспомнить и судьбу МФИ. Его история и уникальна, и драматична одновременно. Забегая вперед, отметим, что «изделие 1.44» стало жертвой конкурентной борьбы между двумя отечественными производителями боевых самолётов, когда в итоге приоритет получило «изделие Т-50» (Су-57), а «мигаря» спрятали под сукно.

Работы над созданием этого истребителя начались даже раньше, чем над потенциальным американским конкурентом F-22 Raptor (первые испытания начались ещё в 1986 году на полигоне НИК ВВС под Актюбинском). Американец вовсю летает (уже и его производство прекратили, дав дорогу F -35), а российский МФИ поднимался в небо лишь единственный раз, 29 февраля 2000 года. Боевую воздушную машину, долгие годы считавшуюся супер-секретной, практически никому не показывали, а в последние годы она вообще пылится под чехлом на аэродроме ЛИИ им. М.Громова. Летчик-испытатель, Герой России Владимир Горбунов, единственный пилот поднимавший МФИ в небо, до сиих пор хранит «военную тайну» и практически ничего об этом самолёте не рассказывает.

«Изделие 1.44» разрабатывалось по формуле трёх «С»: скорость, скрытность и сверхманёвренность. Несмотря на то, что характеристики держались в секрете, было известно, что он мог развивать скорость до 2900 км/ч и держать крейсерскую сверхзвуковую скорость. Высота полёта истребителя, оснащённого двумя двигателями московского АО «Люлька-Сатурн» (ПАО «ОДК_Сатурн»), могла достичь 20 000 километров. По боевым характеристикам МФИ мог противостоять в воздушном бою десяти самолётам противника. Истребитель считался малозаметным — технологии покрытия, поглощающие волны радаров, позволяли ему «маскироваться» не хуже, а то и лучше, чем американским «невидимкам» F-22.

Трансформации на МФИ подверглось и размещение вооружения — на нём не было привычных подвесок для бомб и ракет. Всё оружие спрятано внутри корпуса тяжелого истребителя. Прорабатывался даже вариант грузоотсека в верхней части фюзеляжа, образно говоря, на крыше самолета, что могло облегчить пуск ракет по вышелетящим целям и при маневрах с перегрузкой. Но из-за достаточно большого веса ракет от идеи пришлось отказаться — потребовались бы специальные краны при перезарядке на аэродроме. В итоге отсек вооружения разместили в привычной нижней части фюзеляжа, но в закрытом корпусе.

Должен был получить МФИ и РЛС нового поколения с фазированной антенной решёткой — намного эффективнее обычных РЛС с поворотным зеркалом антенны. Новинкой была и антенна «заднего вида», позволяющая обнаружить цели в задней полусфере и дать целеуказание ракетам, в том числе и с обратным стартом — запускаемыми в противоположную сторону от курса истребителя.

— Он хорошо летал, отменно показывал себя в полёте, у этого истребителя должно было быть прекрасное будущее. Тем более, что самолёт уже ждали в войсках, — рассказывал авиаконструктор Ованес Микоян. — Однако финансирование свернули — времена для ВПК в начале 1990-х были не лучшими. Уходили ведущие специалисты, деньги растворялись непонятно где. МФИ, по сути, были вынуждены законсервировать. А потом предпочтение отдали другому истребителю — Т-50. Результат вы знаете — МФИ не летает, да и поставки в войска Су-57 так и не начались.

Читайте также
Неисполненная клятва самурая: Абэ не успел поставить точку и вернуть Курилы Зато экс-премьер Японии к 75-летию окончания 2-й мировой поставил точку на своей карьере

Возможное объединение усилий «Сухого» и «МиГ» вполне может привести к созданию российского истребителя шестого поколения — с учётом предыдущего опыта каждой компании. Это не означает, что попытаются скрестить змею и ёжика, получив в итоге моток колючей проволоки, а возьмут от каждой предыдущей модели Су и МиГ всё самоё лучшее. Су-57, например, уже научился взаимодействовать с беспилотником С-70 «Охотник», что является непременным условием для истребителя следующего поколения, пилот которого будет направлять БПЛА в районы, где сам не сможет безопасно перемещаться.

У имеющегося на вооружении ВКС России модернизированного истребителя-перехватчика МиГ-31БМ скорость составляет более 3 тысяч километров в час, с возможностью подниматься на высоту более 25 тысяч километров. Разрабатываемый ему на смену МиГ-41 (поступления в войска ожидаются в 2025 году) предполагаемая скорость будет 4500 км/ч и он сможет сбивать спутники и баллистические ракеты в ближнем космосе. Можно «извлечь из сундука» и упомянутое «изделие 1.44», в котором было заложено много чего инновационного.

В общем, тандем «Сухой» плюс «МиГ», в состоянии именно совместными усилиями заложить основу для последующего производства истребителя шестого поколения для российских ВКС. Сократится и время, и расходы на финансирование «истребителя будущего».

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня