Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Есть одна у Киева мечта: ВВС Украины пытаются встать на крыло F-16 США

В «незалежной» поделились планами развития украинской военной авиации

2960
Материал комментируют:

Украина планирует до 2035 года закупить у США эскадрилью многоцелевых истребителей. Такое заявление сделал командующий Военно-воздушными силами ВСУ, генерал-полковник Сергей Дроздов.

В интервью РБК-Украина военачальник признался, что ВВС «незалежной» на сегодняшний день находятся в плачевном состоянии, поскольку весь украинский боевой авиапарк состоит из машин, преимущественно, 1968−1991 годов выпуска. За три десятилетия независимости в стране не появилось ни одного нового военного самолета.

По словам командующего, освоить собственное производство многофункционального истребителя Украина не может — «нет соответствующей научной базы, нет мощностей производства, опыта». А, кроме того, страна не располагает необходимыми финансовыми возможностями — для создания только лишь прототипа боевого самолета требуется, как минимум, десять миллиардов долларов.

Поэтому единственный выход Дроздов видит в закупке боевых машин за рубежом у «стран-партнеров».

Речь, как он пояснил, «идёт о едином типе многоцелевого истребителя, который впоследствии заменил бы все типы боевой авиации советского образца: истребители, штурмовики, бомбардировщики».

Читайте также
«Байден похож на Черненко»: Америка ходит по граблям, на которые уже наступала Россия Какой советский или российский период соответствует современным США

При этом генерал отметил, что украинские летчики, конечно же, мечтают летать на новейших F-35. Но, учитывая реалии, предложил все же брать пример с Польши, которая наряду с советскими МиГ-29 закупила американские F-16.

«Такой опыт Польши был бы для нас наиболее приемлемым: получить эскадрилью истребителей и поставить ее на вооружение одной из бригад тактической авиации воздушных сил, — считает Дроздов.

Стоит напомнить, что в минувшей весной Военный совет ВВС Украины утвердил план развития украинской авиации до 2035 года. Согласно новой концепции в течение ближайших пятнадцати лет Воздушные силы страны должны быть полностью реформированы и переведены на новую технику с заменой «устаревших советских образцов вооружения».

То есть, в этом смысле командующий Дроздов, можно сказать, выступил «по плану». Однако так и не раскрыл секрет: если нет финансов на то, чтобы создавать собственные самолеты, то откуда возьмутся средства закупать их за рубежом?

Американцы, конечно, обещают выделить Украине в новом году 275 млн. долларов в качестве военной помощи. Но вряд ли на эти деньги можно купить эскадрилью боевых самолетов, пусть даже «бэушных». А ведь помимо этого нужно потратиться на оборудование и вооружение этих машин, подготовить пилотов и технический персонал, переоборудовать структуру обеспечения на аэродромах…

В состоянии ли Украина, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в стране, все это оплатить?

— Если мы говорим о возможных закупках, то вопрос, действительно, упирается в финансовые возможности, — комментирует планы «незалежной» военных эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков. — Потому что, например, современная версия американского истребителя F-16 D (двухместный вариант), как боевая единица стоит 34 млн. долларов. Помимо этого, нужно понимать, что продается не только самолет, а еще комплекс обслуживания — т.е. цена может достигать и ста миллионов в зависимости от того, в какой комплектации берете.

Таких денег, конечно, у Украины нет.

Опять же, может ли одна эскадрилья оказать существенное влияние на оборону такой страны, как Украина? Чтобы оборонять территорию соответствующего размера нужно гораздо больше самолетов. Раньше, скажем, там была воздушная армия — это несколько дивизий и полков. Поэтому эти 12 (и даже 16) F-16, они погоды не делают.

Но если им так уж хочется летать на «американцах», то Штаты могут предложить и более дешевые варианты. Например, у них есть Bronco, легкий штурмовик, который сами американцы использовали во время боевых действий в Сирии.

F-16, несмотря на все его достоинства, как говорится, он для Украины все-таки дороговат. А вот Bronco в США выпускается до сих пор, хотя с эксплуатации его сняли в 2016 году. И в качестве боевой единицы для такого нищего государства, как Украина, этот самолет вполне может подойти.

«СП»: — Но даже за эти, как вы говорите, недорогие машины нужно платить. Вряд ли американцы отдадут их просто так. Или, учитывая «особые отношения», все же могут передать безвозмездно?

— Украина, в общем, и так дотационная. Но, нужно понимать, что если Запад и будет сейчас вкладывать в нее, то только военную составляющую. Поэтому даже F-16 там могут появиться в качестве вот этой военной составляющей. Все зависит от того, какие планы у США на Украину.

Сейчас из нее делают некий боевой плацдарм, с которого, возможно, будут вестись боевые операции гибридной войны и боевые операции локальных войн. Если сосчитать общее количество инвестиций, которые Америка и ее партнеры сделали за шесть лет существования этого киевского режима, то там сумма исчисляется уже в миллиардах. Порядка двух миллиардов было потрачено Западом на военные программы для Украины — т.е. это переобучение личного состава и оснащение его, может, и не самым современным, но все-таки оружием, которое передавали ВСУ не только американцы, но и поляки, канадцы, британцы… и т. д.

Понятно, что Киев хотел бы иметь и свои ВВС. Однако вот эти «партнеры», а точнее, хозяева Украины могут решить, что воздушная составляющая останется за ними — то есть, авиация будет только от них. А от Украины — только наземные операции.

Кстати, американцы так поступали с иракскими войсками, которые воевали против исламистов на севере Ирака. У иракцев не было собственных ВВС, авиация была только у американцев, а иракские военные проводили только наземные операции.

«СП»: — В таком случае, Украина сможет сэкономить, потому что не надо обучать летчиков…

— Конечно. Но это же не только самолеты, это еще обслуживание инфраструктуры, аэродромное обеспечение…

Все это стоит денег. Иметь современную авиацию это дорогое удовольствие. Украина же сейчас по уровню своего развития скатилась до африканских стран, у которых авиация присутствует номинально.

Читайте также
Путин готов отодвинуть РСМД от европейских границ вплоть до Урала «Ракету раздора» переведут на «удалёнку», но в НАТО не верят обещаниям Кремля

«СП»: — Значит ли это, что если там и появятся американские самолеты, то управлять ими будут пилоты ВВС США? Мы, тем более, видели в конце сентября, как они осваивают небо Украины…

— Все идет к тому, что НАТО попытаются создать на территории Украины военные базы. Про две военно-морские базы президент Зеленский заявил недавно совершенно открыто, мы знаем. Но могут создать ведь и авиабазы. Потому что украинское руководство фактически уже наплевало на собственное законодательство, запрещающее размещение иностранных военных контингентов на территории Украины на долгосрочной основе. И готово сделать все, что им скажут и прикажут.

Так что, скорей всего, там будет какая-то военно-воздушная база, на которую по свистку прилетят самолеты НАТО.

«СП»: — Мы это учтем?

— Разумеется, подобные сценарии в нашем Минобороны рассматриваются. Не зря же у нас выстроена эшелонированная система противовоздушной обороны, которая действует по периметру всей границы с Украиной. То есть, такая система есть в Крыму, в Ростовской области и в Белгородской. К сегодняшнему дню она доведена до совершенства, и взломать ее невозможно.

Те самые американские бомбардировщики B-52, которые в сентябре кружили над Киевом и в районе Мариуполя, пытались узнать, как она работает, но им не удалось.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня