Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

The National Interest: Су-35С — это киллер

Справится ли российский истребитель с американскими «невидимками»?

6889

Министерство обороны России разместило на YouTube ролик, на котором снят воздушный бой в Карелии, в котором участвует многоцелевой истребитель поколения 4++ Су-35С. Он уверенно перехватывает и поражает пилотируемые и беспилотные летательные аппараты, уходит из-под атаки самолетов условного противника. Ролик произвел столь сильное впечатление на американский журнал The National Interest, что Су-35С был назван «самолетом-убийцей».

В учениях принимали участие истребители Су-35С Ленинградского полка ВВС Западного военного округа. В программу учений входили, в частности, перехват и электронный пуски ракет по неустановленным пилотируемым и беспилотным целям на разных высотах. Также отрабатывались маневры уклонения в сценариях воздушного боя. Учения проводились в координации с системами ПВО и радиосвязи.

Позже пилоты Су-35С присоединились в Тверской области к эскадрилье перехватчиков МиГ-31БМ для отработки взлета, устойчивого полета и совместных воздушных маневров в плохих погодных условиях.

The National Interest назвал Су-35С «истребителем-убийцей» на основании двух, как считает издание, главных его достоинств — маневренность сочетается в этом самолете с «невероятно мощным и универсальным вооружением».

Если судить о самолете только по его маневренности, то абсолютно все российские самолеты и четвертого, и третьего поколений являются «убийцами». Потому что это фирменное качество советских, а затем и российских истребителей. С подавляющим большинством самолетов, созданных в ОКБ Сухого, не может сравниться даже самый маневренный американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor, у которого сопло отклоняется лишь в вертикальной плоскости. На маневренность это практически не влияет, позволяет лишь ускорить взлет и увеличить скороподъемность. У Су-35С сопло на каждом из двух двигателей отклоняется всеракурсно, что позволяет совершать в воздухе, можно сказать, чудеса.

Читайте также
«Праща Давида» и С-400: Кто мощнее? Если «Шахаб-3» пробьет ПВО Израиля, обвинят Россию

Вот на этом основании американское издание называет Су-35С королем «собачьих схваток», то есть ближнего воздушного боя. Ну, и еще потому, что самолет оснащен боеприпасом для ближнего боя, который создавался в первую очередь для истребителя пятого поколения Су-57. Это ракета Р-74 или РВВ-МД (Ракета «воздух-воздух» малой дальности). Она является глубокой модернизацией ракеты Р-73М, отличаясь от нее существенно за счет наличия отклоняемого вектора тяги. Но достигнуто это не традиционным способом при помощи поворотного сопла. У Р-74 в хвостовой части используются газодинамические рули, которые и создают эффект управляемого отклонения вектора тяги от нормали.

В настоящий момент это лучшая российская ракета класса «воздух — воздух» малой дальности. В ней используется двухдиапазонная охлаждаемая инфракрасная головка самонаведения. Сектор обзора ГСН — 120 градусов. При этом координатор ГСН может отклоняться от нейтрального положения на 75 градусов.

Минимальная дальность пуска ракета — 300 м, максимальная — 40 км. Перехват целей осуществляется на высотах от 20 м до 20 км. Вес стержневой боевой части — 6 кг. По некоторым сведениям в ней используются элементы из обедненного урана. Два типа взрывателей — индукционные и лазерные. Ракета способна перехватывать цели, скорость которых достигает 2500 м/с и маневрирующие с перегрузкой 12 g. Вероятность перехвата наиболее сложных целей одной ракетой превышает 0,6.

The National Interest называет еще одну ракету, которую относит к «мощному вооружению» — Р-77 средней дальности (110 км) класса «воздух — воздух». Но при этом забывает о еще одном важнейшем элементе вооружения «воздух — воздух» — ракете Р-37, имеющей дальность 300 км. Самая дальнобойная американская ракета AIM-120 проигрывает ей 120 км.

Американское издание называет российский самолет «убийцей», но в подзаголовке к статье ставится традиционный для американцев вопрос, почти риторический: «Но справится ли он с „невидимками“ F-22 и F-35?»

Тут можно однозначно сказать, что эти «невидимки» для радикального уменьшения их ЭПР спроектированы так, что на боевое задание они вынуждены вылетать с минимальным количеством боеприпасов. F-22 во внутренних отсеках может разместить только 8 ракет. Причем, это общее количество — и для воздушного боя, и для нанесения ударов по наземным целям. При увеличении количества ракет все, что за пределами восьми единиц, крепится на внешней подвеске — под фюзеляжем и крылом. И это приводит к тому, что самолет перестает быть «невидимкой», то есть его ЭПР резко возрастает, и он мало чем отличается в плане малозаметности от Су-35С. Ну, а с F-35 вообще беда — во внутреннем отсеке можно поместить только 4 ракеты, особо не навоюешься.

Учитывая, что в воздушных боях участвуют группы истребителей с обеих сторон, а не «один на один», малый запас боеприпасов может быть весьма критическим моментом.

Читайте также
США испугались подводных атак России и Китая Могут ли наши военные перерезать трансатлантические кабели

При сравнении боевых потенциалов Су-35С и двух американских «невидимок» следует учитывать, что при их создании использовались абсолютно разные концепции. Американцы создавали самолеты с таким расчетом, чтобы они могли беспрепятственно вторгаться в зону ПВО противника, оставаясь невидимыми. Однако в наземных РЛС, используемых в ЗРК большой и средней дальности, произошел серьезный прорыв, и хваленая «невидимость» не играет существенной роли для обнаружения нарушителей воздушных границ. Как было сказано выше, в жертву низкой ЭПР даже принесли боевой комплект истребителей. А в случае с F-35 истребитель в летном отношении получился просто неуклюжим. Но, правда, при встрече с истребителями противника, РЛС которых существенно уступают по мощности наземным РЛС, стелс-технологии работают. То есть работает принцип «первым увидел — первым запустил ракету».

Но с Су-35С этот номер не проходит. Этот самолет сделали таким, что он от противника особо не прячется. И в то же время обладает прекрасным «зрением», имея самую мощную в мире бортовую РЛС Н035 «Ирбис» с пассивной антенной фазированной решеткой. Средняя мощность импульса — 5 кВт, пиковая мощность — 20 кВт. Для активных решеток такую мощность получить невозможно, поскольку суммарная мощность потребления РЛС будет такой, что все сгорит.

За счет уникальности РЛС Су-35С может обнаруживать «невидимку» с ЭПР 0,01 кв. м. на расстоянии в 100 км. С ЭПР 0,1 кв. м — на 160 км. Ну а предельная дальность обнаружения — 400 км.

Да, конечно, большая излучаемая РЛС мощность выдает самолет, и «невидимки» его прекрасно видят. Однако для компенсирования этого неприятного момента на Су-35С используется мощный комплекс радиоэлектронной борьбы. И он способен эффективно уводить ракеты противника от самолета. Так что можно ответить на вопрос, поставленный журналом, — да, Су-35С вполне способен справиться и с F-22, и с F-35. И не только в ближнем бою, но и на средних дистанциях.

В заключение необходимо сказать, что метод оценки истребителей по тому, кто кого догонит, кто кого увидит, кто кого собьет, абсолютно архаичен применительно к машинам четвертого и уж тем более пятого поколения. Для четвертого поколения характерна и обязательна многофункциональность самолетов. То есть каждый из них должен быть универсален, работая и по воздушным, и по наземным целям. Тут у Су-35С все прекрасно, что продемонстрировало его использование в Сирии. И совершенно непонятно, на каких основаниях F-35 называют истребителем-бомбардировщиком при столь ограниченном количестве ударного вооружения, которое он способен переносить во внутреннем отсеке.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня