Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Индийский пасьянс: За военный бюджет Нью-Дели будут бороться 14 стран

На выставке Aero India-2021 Россия «продвинет» на экспорт Су-57Э, но продаст Су-35 и МиГ-35

30059

Престижный международный авиасалон аэрокосмической и оборонной промышленности Aero India-2021 откроется в индийском Бангалоре 3 февраля. Событие это важно и тем, что это первая выставка вооружений в мире после начала пандемии COVID-19, она привлекла большое внимание, при этом часть представляемой продукции будет продемонстрирована в виртуальном виде. На официальном сайте самого салона уже сейчас можно зарегистрироваться в качестве виртуального зрителя.

В авиасалоне Aero India-2021 примут участие 14 стран, которые представят 601 образец вооружений и военной техники. Россия здесь в лидерах как минимум по численности — более 200 образцов продукции военного назначения. Среди прочего будет продемонстрирован и экспортный вариант истребителя пятого поколения Су-57Э. Интерес к этому самолёту проявляют во многих странах, поскольку он обладает уникальными боевыми свойствами и лётно-техническими характеристиками. Россия рассчитывает, что именно Индия в перспективе может стать крупнейшим заказчиком этого истребителя.

По словам директора по международному сотрудничеству и региональной политике госкорпорации «Российские технологии» Виктора Кладова, которого цитирует ТАСС, на выставке будут и другие российские «бестселлеры». К таковым относятся истребители Су-35 и МиГ-35Д, военно-транспортный Ил-76МД-90А (Э), самолёт заправщик Ил-78МК-90А.

Читайте также
Крылатый «Орион» долбит протурецких боевиков Россия впервые использовала ударный беспилотник по прямому назначению

Интерес у зарубежных партнёров вызывают и российские вертолёты — в Индии будет представлен лёгкий многоцелевой вертолёт Ка-226Т, считающийся идеальной винтокрылой машиной для местных климатических и физико-географических условий. Рассчитывают в «Ростехе» и на внимание к вертолётам Ми-28НЭ, Ми-171Ш и Ми-17В-5, боевому разведывательно-ударному Ка-52, а также вертолёту радиолокационного дозора Ка-31.

Будут «премьеры» и в наземной технике. Впервые за границей продемонстрируют бронетранспортёр К-16 и боевую машину пехоты К-17 на перспективной колёсной платформе «Бумеранг». Концерн ВКО «Алмаз-Антей» представит на Aero India-2021 широкий спектр продукции военного и гражданского назначения, в том числе зенитную ракетную систему С-400 «Триумф» и зенитный ракетный комплекс средней дальности «Викинг» (последняя ступень развития ЗРК «Бук»). К слову, Индия уже заключила контракт на 10 дивизионов С-400 и первые их поставки ожидаются уже в нынешнем году.

Импорт Индией вооружений и военной техники вызывает традиционный ажиотаж у продавцов из-за его обширности. Но и конкуренция здесь высокая. Некогда главный импортер советских, а затем и российских вооружений, Индия оказалась для Москвы непостоянным и не совсем надежным партнером. Срыв контрактов и сделок со стороны Нью-Дели стал уже обыденным делом и, похоже, не вызывает удивления у российских партнеров.

Можно было бы сказать, что «нос воротят», но тут есть и более серьезные причины. Индия, прекрасно понимая взаимную заинтересованность в отношениях с Россией, активно при этом ищет пути плодотворных контактов с Западом, как Европой, так и США. Тут есть и элемент некоего финансового шантажа, когда за счет наличия двух и более продавцов, покупатель заставляет кого-то из них демпинговать. И Россия попала под этот индийский пресс — цены Москвы на вооружения уже существенно ниже, чем у других стран, и это при более высоком качестве продукции.

Вернемся к предыстории вопроса, когда еще в 1962 году Индия стала покупать у СССР лучший на тот момент истребитель МиГ-21, а в 1967-м уже сама приступила к их производству. Всего в разных модификациях было выпущено в общей сложности 657 таких самолетов, модернизированные МиГ-21 до сих пор стоят на вооружении ВВС Индии. Один из них отличился в воздушном бою над Кашмиром, где в марте 2018 года сбил пакистанский F-16. Понятно, что 21-е «мигари» стали морально устаревать, Москва прекратила их производство в 1985 году, а в начале 1990-х полностью отказалась от эксплуатации. В авиапарке ВВС Индии на 2019 год осталось около 120 таких истребителей, но и их век уже недолог.

Читайте также

Россия поставляла в Индию в разное время достаточно большое количество самолетов (авиапарк ВВС Индии сейчас на 80 процентов укомплектован советской и российской техникой), в том числе и истребители. Помимо массовых МиГ-21, это были многоцелевые МиГ-29 (в том числе палубные) и сверхзвуковые истребители-бомбардировщики МиГ-27.

Французская «линейка» в индийских ВВС представлена многоцелевыми Mirage 2000 (H /TH) в количестве 50 штук и истребителями-бомбардировщиками Jaguar (совместная разработка Великобритании-Франции) в количестве около 100 машин. Все они уже морально устарели. Отдельной строкой в этом списке стоял и продолжает стоять российский многоцелевой истребитель Су-30МКИ, доработанный и усовершенствованный специально для Индии и производящийся, в том числе, и в этой стране.

С получением на вооружении своих ВВС Су-30МКИ, Индия добилась столь желаемого превосходства в воздухе — собственно, этот истребитель и предназначен для доминирования в небе. Заинтересовавшись выставочным образцом Су-30МК (многоцелевой, коммерческий), Индия получила в ходе переговоров возможность приобрести самолет с более высокими боевыми качествами. К ним можно было отнести усовершенствованную аэродинамическую компоновку с передним горизонтальным оперением, новую систему дистанционного управления, а также двигатели с управляемым вектором тяги. Кроме того самолет предполагалось оснастить РЛС с фазированной решеткой (ФАР). В результате Индии был предложен многофункциональный истребитель, которому по маневренности и боевым возможностям не было на тот момент равных в мире.

Впрочем, власти Индии предпочли купить для нужд своих ВВС французские истребители Rafale, вместо российских Су-30МКИ. Контракт на поставку 36-ти «Рафалей» на сумму 7,87 миллиарда евро был подписан Нью-Дели с правительством Франции еще в сентябре 2016 года, однако его реализация затянулась и была вероятность того, что индусы передумают, в первую очередь из-за высокой цены. Теперь точка невозврата пройдена, эти французские истребители уже замечены с опознавательными знаками индийских ВВС и, как предполагается, поступят в Индию несколькими партиями в период с 2019 по 2022 годы.

Вопрос выбора — это бизнес, ну и плюс, конечно, политика. Вот с бизнесом не совсем понятно. Российские истребители поколения 4+ Су-30МКИ обходятся Индии в 83 миллиона долларов за единицу — это индийской сборки, где произведена половина из этих 250 самолетов. Покупка аналогичного самолета в России составляет около 50 миллионов. Общая сумма заказа составила 12 миллиардов долларов. Каждый французский Rafale (четвертое поколение) обошелся Индии по 218 миллионов долларов.

Читайте также
Немцы решили припугнуть китайский флот своим фрегатом Германия отправляет военный корабль бороться с влиянием Пекина в дальних морях

На нынешнем аэрокосмическом салоне Aero India-2021 будет доминировать именно авиационная тема и для России она будет очень важной. Нью-Дели готов на закупку российской авиационной техники, поскольку французских истребителей по контракту поставлено в Индию пока лишь пять единиц.

Однако не истребитель пятого поколения Су-57 войдёт в топ-продаж, хотя индусы к нему присматривается. Крупнейшими потенциальными договорами между Индией и Россией здесь могут стать закупки 110 истребителей МиГ-35 и 114 истребителей Су-35. Как отмечало ещё в прошлом году авторитетное индийское издание Defence Aviation Post, выбор в пользу этих российских истребителей позволит Нью-Дели получить ряд технологий производства самолётов и даст возможность наладить их выпуск на своей территории.

Ещё одним потенциально крупным контрактом может стать программа глубокой модернизации парка индийских истребителей Су-30МКИ по варианту Super Sukhoi (в России эта программа проведена на истребителях Су-35С и Су-30СМ2). По предположениям индийских СМИ будут модернизированы таким образом 222 из имеющихся в ВВС Индии 272 истребителей Су-30МКИ.

В общем, на Aero India-2021 экспортный вариант новейшего истребителя Су-57Э привезли на смотрины — может, кто-то и клюнет с учётом большого интереса к нему у иностранцев. Индия, которая после семи лет совместной работы с Россией над истребителем пятого поколения отказалась от этой идеи, сейчас сама попросила привезти на аэрокосмический салон этот российский истребитель.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Вадим Трухачёв

Политолог

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня