Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Турки нахваливают истребитель Су-35, но покупать не собираются

Чем Эрдоган намерен укрепить свои ВВС после скандала с С-400

2840
На фото: истребитель СУ-35
На фото: истребитель СУ-35 (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)

Турецкое издание Defence Turkey в пространной публикации о российских «Фланкерах», как в НАТО называют семейство истребителей, «родоначальником» которого стал Су-27, наибольшее внимание уделило «младшенькому» — многоцелевому истребителю поколения 4++ Су-35. Автор статьи Джем Догут назвал его «венцом развития истребителей четвертого поколения».

Автор с чрезвычайной дотошностью описывает и конструкцию планера, и особенности используемого двигателя, и состав и возможности приборного оборудования российского истребителя. Честно признаться, столь подробного описания Су-35, пожалуй, не встретишь в российской прессе.

Читайте также
«Бацьку» Путин все же сломал: Белорусский аэродром Лида ждет российские Су-30СМ «Бацьку» Путин все же сломал: Белорусский аэродром Лида ждет российские Су-30СМ Спор Москвы и Минска о нашей авиабазе в союзной республике окончен. Она появится, но в облике учебно-боевого центра

И приходит к выводу: «Су-35 обладает высокой маневренностью, превосходными аэродинамическим характеристиками и мощными двигателями. Это очень опасный противник для всех самолётов в воздушном бою, особенно на близкой дистанции. Обладая возможностью полёта на высоких сверхзвуковых скоростях, мощным радаром, системами РЭБ и ракетами большой дальности, он способен эффективно сражаться за пределами прямой видимости. Благодаря этим характеристикам он может легко обеспечить превосходство над всеми существующими самолетами четвертого поколения».

Эту характеристику все-таки необходимо детализировать. Так у Су-35 не просто высокая маневренность. Она недостижима ни для одного истребителя мира. Предопределено это не только планёром с прекрасной аэродинамикой и эффективной электродистанционной системой управления, но и вектором тяги, отклоняемым в двух плоскостях — горизонтальной и вертикальной. Наиболее маневренным самолетом ВВС США является F-22 Raptor. Но у него сопло двигателя может отклоняться только в вертикальной плоскости.

Поэтому приближение к Су-35 натовских самолетов на близкую дистанцию смерти подобно. Существуют американские эскадрильи «агрессоров», в которых летчики пытаются имитировать поведение в воздухе российских истребителей. Они используются для того, чтобы натаскивать пилотов строевых частей на «схватки с русскими». И во время таких учебных боев, пилот, подпустивший к себе «агрессора» непозволительно близко, считается гарантированно сбитым.

Относится это и к американским «невидимкам» — стелс-истребителям F-22 и F-35. Для них невыгодна встреча и на средней дистанции, поскольку в случае единоборства с Су-35 их низкие значения эффективной площади рассеяния не будут играть решающего значения. Су-35 оснащен самой мощной РЛС Н035 «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой. Она имеет пиковую мощность 20 кВт, угол сканирования достигает 120 градусов. Истребитель четвертого поколения с уменьшенной заметностью, имеющий ЭПР порядка 3 кв.м., Су-35 видит на расстоянии в 400 км. А самолеты-невидимки с ЭПР 0,01 кв.м. — на расстоянии 90−100 км.

Читайте также
Терминатор уже пришел и началась война роботов? Терминатор уже пришел и началась война роботов? Самое совершенное оружие, как и нанокухня, управляется всё-таки человеком

Разумеется, столь мощный сигнал РЛС выдает местоположение самолета. Но конструкторы С-35 пошли на это сознательно. Прекрасное «зрение» самолета перекрывает негативные факторы, связанные с ранним обнаружением самолета по излучению РЛС. То есть российский истребитель способен противостоять ракетным атакам. Он обнаруживает приближающуюся ракету «воздух-воздух» на значительном расстоянии. Что позволяет летчику подготовиться к противоракетному маневру и успешно выполнить его, используя сверхманевренность истребителя.

К тому же Су-35 оснащен высокоэффективным комплексом самообороны Л-265 «Хибины-10М». По результатам испытаний в боевой обстановке в Сирии у военных были некоторые вопросы к этому комплексу. Но к настоящему моменту все они сняты, была произведена доработка «Хибин».

Помимо этого, самолет может оснащаться контейнерным комплексом РЭБ, ни название которого, ни возможности не раскрываются. Его действие испытали на себе в Сирии американцы.

В опубликованном в феврале докладе исследовательского центра RAND «Воздушная война против ИГИЛ*» говорится об одном инциденте, который произошел в 2017 году. Четыре американских палубных истребителя F/A-18E Super Hornet выполняли операцию по нанесению ударов по наземным целям. К ним приблизился на расстояние приборной видимости Су-35, начав выполнять маневры и наблюдая за «работой» американцев.

Один из американских истребителей решил установить наблюдение за Су-35, приблизившись к нему. Вскоре американский пилот обнаружил, что у него отказала система управления вооружением в части захвата наземных целей для нанесения по ним ракетно-бомбовых ударов. Таким образом, один из четырех F/A-18E не смог принять участие в запланированной операции, вернувшись «домой» с неизрасходованным боекомплектом.

Данный инцидент стал поводом для серьезного расследования причин отказа. Однако то ли они не были установлены, то ли результаты технического анализа были засекречены. Во всяком случае в докладе RAND ничего об этом не говорится. Ограничились тем, что заменили инфракрасный датчик типа FLIR.

Читайте также

Так что Су-35 несколько хитрее и эффективнее, чем можно понять, исходя из его раскрытых характеристик. Например, считается, что его тепловизионный канал оптико-локационной системы ОЛС-35 способен обнаружить истребитель спереди на расстоянии 35 км, сзади — 90 км. Однако сравнительно недавно в интернете появился сенсационный скрин прицельной системы, на котором видно, что ОЛС-35 поймала в перекрестие практически фронтальное изображение F-22, который был явно дальше 35 километров.

В связи с чем хотелось бы подчеркнуть высказывание автора публикации Джема Догута: «Это очень опасный противник для всех самолётов в воздушном бою». Именно для всех, включая и самолеты пятого поколения.

О предсказуемости поединков Су-35 и F-22 Raptor в ближнем бою мы уже сказали. Но и на средних и больших дистанциях «американец», несмотря на свою невидимость, не может чувствовать себя в безопасности. «Раптор» способен увидеть российский истребитель с расстояния в 130 км, лишь включив РЛС. Но тем самым он себя обнаруживает за счет направленного электромагнитного излучения. При этом пилот Су-35 понимает, что американец выпустил ракету AIM-120D, имеющую дальность 180 км. В связи с чем Су-35 начинает подготовку к противоракетному маневру. А также включает комплекс РЭБ, который, в частности, способен подавлять спутниковые сигналы GPS — именно под их управлением эта ракета летит большую часть траектории.

В то же время пилот Су-35 запускает ракету Р-37, имеющую дальность 300 км. И справиться с нею, отклонив от курса, «Раптор» не в состоянии, потому что у него отсутствует комплекс РЭБ. Можно полагаться лишь на уголковые отражатели, отстреливаемые для того, чтобы «обмануть» радиолокационную головку самонаведения российской ракеты. Однако данный метод относится уже к прошлому веку. Так что пилоту F-22 остается надеяться лишь на противоракетный маневр.

Из этого следует, что при встрече на дальнем расстоянии оба эти самолета, относящиеся к различным поколениям, имеют приблизительно равные шансы на победу. И в таком случае ключевую роль будет играть профессионализм пилотов.

Читайте также
Усталость металла ВВС: На смену Ан-26 наконец-то придёт Ил-112В Усталость металла ВВС: На смену Ан-26 наконец-то придёт Ил-112 В Путь в небо первого российского военного «транспортника» растянулся на 15 лет

Казалось бы, турки, отстраненные от приобретения F-35 после покупки ЗРС С-400, должны были закупать в России Су-35. И на этот счет велись переговоры. Однако подписывать контракт Анкара не стала. В результате политического и экономического шантажа США «убедили» турок покупать только американское. Кроме, разумеется, F-35. И это может быть перспективный истребитель поколения 4++ F-15SE Silent Eagle («Бесшумный орел»). Без маниакального использования стелс-технологий, но с крепкой авионикой.

Машина, безусловно, хорошая. Если, конечно, после начала серийного производства она подтвердит свои характеристики. То есть не получится, как со скандальным F-35. Поскольку самолет начал проектироваться сравнительно недавно, с начала десятых годов, то авионика на нем современная, не уступающая Су-35. Но, как было сказано выше, у последнего «Фланкера» масса сюрпризов, о которых не сообщается в открытых источниках. Полезная нагрузка у «Бесшумного орла» больше — 11 тонн против 8 тонн у Су-35. Но летные качества все равно не идут в сравнение с тем, на что способен российский самолет. Ну а ракетное вооружение все то же самое, что и на F-22. И с которым воевать против Су-35 крайне непросто. Так что и тут очень многое будет зависеть от мастерства пилотов.


*Признана Верховным Судом РФ экстремистской и террористической организацией, деятельность на территории РФ запрещена.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня