Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Полундра во льдах: Плюсы и минусы Арктического флота

Без ледоколов ВМФ здесь точно не обойтись — их все поставят «под ружьё»

3067
На фото: атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БРДМ во время военных учений в Арктике.
На фото: атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БРДМ во время военных учений в Арктике. (Фото: снимок с видео/Пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС)
Материал комментируют:

Новость о возможном появлении в составе ВМФ РФ нового объединения — Арктического флота, предназначением которого станет обеспечение безопасности Северного морского пути, было озвучено ТАСС. Мы помним, что «ТАСС уполномочен заявить» и с большой долей вероятности военный Арктфлот (ну, или просто АФ) может действительно быть образован. Как минимум эта тема в Минобороны активно обсуждается. Особенно с учётом заинтересованности России в отстаивании своих интересов в Арктике.

Сейчас эта задача возложена на Северный (СФ) и Тихоокеанский (ТОФ) флоты, которые взяли Арктику в «клещи» с северо-западного и северо-восточных направлений. От Мурманска до Анадыря. И, казалось бы, в чём необходимость создания нового флота, ориентированного исключительно на Арктику? Тем более, что круглогодичное движение по этим ледяным просторам предполагает использование ледоколов, без которых военным кораблям, особенно в зимний период, здесь сквозь торосы не пробиться.

Читайте также
Корпорация RAND: Почему Путин все-таки пошел на присоединение Крыма? Корпорация RAND: Почему Путин все-таки пошел на присоединение Крыма? Ответ в докладе «Военное вмешательство России: закономерности, движущие силы и указатели»

Будут ледоколы — будет и Арктический флот. «Взломщики» льдов в России имеются. Только атомных в наличии: проекта Арктика — 6 единиц, проекта Таймыр — 2 штуки, тип ЛК-60Я (проект 22220) — пока только один ледокол «Арктика», но строится ещё четыре, два из которых, «Сибирь» и «Урал» уже спущены на воду, есть ещё ледокольный лихтеровоз «Севморпуть». Плюс имеется в наличии несколько десятков дизель-электрических ледоколов. Вся эта ледовая флотилия в состоянии обеспечить проводку не только транспортных караванов, но и боевых кораблей — в нужное место и в нужный час, не смотря на погодные условия.

Создание Арктического флота, как боевого объединения ВМФ, это в первую очередь оснащенность его ледоколами. Как таковых военных, не так уж и много. Можно вспомнить патрульный ледокол 2-го ранга «Иван Сусанин», который приписан к Камчатской флотилии и предназначен для проводки атомных субмарин во льдах Арктики. Зато на подходе целая серия патрульных кораблей ледового класса проекта 23550 «Арктика». Такие строятся как для пограничной службы, так и для ВМФ РФ.

Для нужд военно-морского флота на «Ленинградском адмиралтейском объединении» в Санкт-Петербурге строятся ледоколы этого проекта Иван Папанин" и «Николай Зубов». Эти корабли способны не только преодолевать лёд толщиной до 1,7 метра, но и решать задачи боевого корабля. Они способны нести на борту артиллерийские системы, вертолёты и штурмовые катера. При этом на них могут размещаться контейнерные системы оружия, в том числе крылатые ракеты «Калибр» и, потенциально, гиперзвуковые противокорабельные «Цирконы».

Противнику во льдах впору кричать: «Полудра!» и «Спасайся, кто может». Предполагается, что к 2028 году в Арктическом регионе завершится формирование группировки вспомогательных судов и боевых ледоколов.

— За всяким комментатором, берущим на абордаж тему арктического флотоводства, непременно маячит тень капитана дальнего плавания Х.Б. Врунгеля, а то и незабвенного Валентина Саввича Пикуля, — делится своим мнением политолог и военный историк Александр Зимовский. — Именно поэтому проект Арктического флота РФ, как нового военно-морского оперативно-стратегического объединения, я полагаю оставить для подкормки экспертов из Ворлд Оф Варшипс.

Мы с вами взглянем только на организационный и судоводительский аспекты. Благо, в Ленинграде, а теперь и в Санкт-Петербурге находится лучшая в мире научная школа полярного мореплавания. Есть фундамент для анализа в первом приближении. Начинать следует с создания Комитета Севморпути, о чем Совнарком СССР и принял соответствующее постановление в декабре 1932 года. А в 1934 году ведомство приобретает привычное и сегодня название Главсевморпуть.

Для понимания важности и статуса Главсевморпути я просто скажу, что личный состав организации имел специальные звания, соответствующие званиям в ВМФ СССР. Например «капитан Северного морского пути первого ранга», с широким галуном на рукаве, разумеется, и с голубым вымпелом. Я так подробно об этом упоминаю, потому что никакой проход военных кораблей Северным морским путем в условиях российской Арктики невозможен без судов сопровождения.

Например, когда в 1936 году Балтфлот переводил два эсминца на Тихоокеанский флот, их сопровождали пять гражданских судов с провиантом и топливом и два ледокольных судна (с запада конвой вёл ледорез «Федор Литке», с востока навстречу шёл ледокол «Красин»). Конвой вышел из пролива Горло Белого моря 30 июля, 22 сентября эсминцы вышли в чистые ото льда воды Берингова моря. Одна важная, а, пожалуй, и главная деталь — весь Северный морской путь эсминцы прошли со снятым вооружением, торпедные аппараты и артиллерийские установки везли в трюмах одного из пароходов сопровождения.

В Великую Отечественную войну германский тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» поднимался в августе 1942 года в высокие широты до 77 градуса северной широты и вёл огневой бой с вооруженными пароходами и береговой батареей советского порта Диксон. Немцы действовали автономно, довольно часто попадали в сплошные льды, иногда скорость хода крейсера не превышала одного узла; но у них был самолет ледовой разведки, так и шли, что называется, от полыньи к полынье.

В том же 1942 году с ТОФ на Северный флот по Севморпути провели лидер эсминцев «Баку» и эскадренные миноносцы «Разъяренный» и «Разумный» («Шеер», кстати, пытался их перехватить, но успеха не имел). На походе «Разъяренный» потерял винт, а «Разумный» на 2 недели затерло льдами. Тем не менее, все три корабля пришли в Североморск и дрались в водах Заполярья до конца войны.

Гитлеровские субмарины спорадически действовали на отдельных участках Севморпути до сентября 1944 года, доходя даже до 86-го восточного меридиана (а это, например, долгота города Кемерово), однако за всю Отечественную войну навигация по Северному морскому пути с востока на запад и с запада на восток шла постоянно, прекращаясь только по метеоусловиям.

В общем, военно-морские операции ограниченного масштаба на коммуникациях Северного морского пути возможны. Стоит ли тюленья шкура выделки? Это другой вопрос, а пока что вероятный противник подходы к нашей Арктике щупает настойчиво.

Теперь, поскольку я все время упоминаю метеоусловия, без учета которых война на море невозможна, нам осталось заглянуть в лоцию. Предположительно основной район операций будущего Арктфлота — Карское море и море Лаптевых. Есть ещё Восточно-Сибирское море, но если мы так широко замахнемся, у нас спирта не хватит астролябию протирать.

Лоция учит нас, что на широте Диксона полярная ночь длится 70 суток, среднегодовая температура на этому участке Севморпути от минус 12ºC до — 6⁰C. В Обско-Енисейском полярном морском бассейне, где и проходят караваны Севморпути, ледостав начинается около 20 октября, а очищается море в июле, причем льды продолжают встречаться в течение почти всей навигации, которая в Карском море длится от начала августа до конца сентября. Фиксировались случаи, когда навигация начиналась со второй половины июля и заканчивалась в в первую декаду октября. Толщина льда ближе к началу таяния доходит до 2 метров. Мощность торосистого льда доходит до 4,5 метров. К навигации в этих морях допускаются только суда ледовых классов.

Действовать на открытой воде нынешние военные корабли здесь могут от 2 до 4 месяцев в году. Тот же «Адмирал Шпеер» продержался в фазе активных действий всего неделю. В остальное время боевые корабли без ледоколов не смогут даже выйти из своих баз. Пока военных кораблей ледового класса у России нет, первый такой «боевой ледокол» проекта 23550 «Иван Папанин» заложен четыре года тому, планируют сдать его ВМФ в 2024 году. Считается, что лёд толщиной до 1,7 метра ему по силам.

Что ещё надо моряку? Правильно — бухты и якорные стоянки, снабжение и ремонт. В этом отношении Севморпуть хорошо оборудован, все вы слышали и про Дудинку, и про Хатангу, и про Тикси, и про Певек, всё это развитые объекты морской инфраструктуры. Очевидно, что боевые корабли будущего Арктфлота будут базироваться именно на эти порты. Либо им понадобятся новые базы в устьях великих сибирских рек.

Это уже закономерность последних лет — об Арктике говорят, об Арктике спорят и, похоже, даже готовы за неё бороться с применением военной силы. Эти необозримые ледяные просторы, которые хоть и существенно сократились из-за потепления, располагаются на площади в 5,02 миллиона квадратных километра. Общая площадь полезных ископаемых здесь (нефть и газ) только в российском, самом крупном арктическом секторе, по самым скромным оценкам оценивается в 30 триллионов долларов. Плюс — Северный морской путь, значение которого в логистике будущего имеет колоссальное экономическое значение. Плюс — безопасность России в регионе. И это, пожалуй, одна из важнейших составляющих в политике нашей страны в Арктике.

Читайте также
Тюремное «жесткое порно» бьет рекорды просмотров Тюремное «жесткое порно» бьет рекорды просмотров Кто должен следить за порядком на зоне? Воры в законе уже не могут

Никто и не скрывает планов того, что наша страна готова обеспечить безопасность всех своих рубежей, в том числе и со стороны Северного Ледовитого океана. И одним из приоритетов развития Вооруженных сил на ближайшее время останется создание инфраструктуры в Арктике. Об этом неоднократно заявляли и Путин, и министр обороны России Сергей Шойгу. «Имеющиеся ресурсы сконцентрированы на таких основных направлениях развития Вооруженных сил, как создание военной инфраструктуры в Арктике, совершенствование аэродромной сети, внедрение передовых технологий, связанных с материально-техническим обеспечением войск», — говорит глава военного ведомства.

Здесь создана и уже приступила к выполнению задач Арктическая группировка войск. В её состав вошли силы Северного флота, две мотострелковые арктические бригады, подразделения ВДВ, истребители-перехватчики, транспортная авиация. Арктические бригады выполняют задачи по патрулированию прибрежной зоны, охране объектов и территорий вдоль северных морей (Баренцевого, Карского, Моря Лаптевых) и Северного Ледовитого океана, обеспечению прохода и сопровождения кораблей по Северному морскому пути. Ну и, естественно, демонстрируют наше военное присутствие в Арктике.

Вполне логично и создание нового Арктического флота, как самостоятельной единицы в составе ВМФ РФ. Понятно, что на первом этапе это будут силы и средства СФ и ТОФ, при задействовании ледоколов «Атомфлота», но с перспективой оснащения нового объединения собственными боевыми кораблями ледового класса.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня