Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Как фанера над Нью-Дели: Франция теснит Россию в небе Индии

Российские боевые истребители и танки теряют в экспортном «весе»

5170
На фото: модель нового легкого тактического однодвигательного истребителя (ЛТС) в павильоне компании "Сухой" Checkmate (СУ-75) во время презентации на открытии Международного авиационно-космического салона МАКС-2021.
На фото: модель нового легкого тактического однодвигательного истребителя (ЛТС) в павильоне компании «Сухой» Checkmate (СУ-75) во время презентации на открытии Международного авиационно-космического салона МАКС-2021. (Фото: Роман Азанов/ТАСС)
Материал комментируют:

Не совсем радостная новость в новом году для «Рособоронэкспорта» — Индия приняла решение отказаться от покупки российских истребителей пятого поколения Су-57 и Су-75. Нью-Дели также намерен отказаться от контракта на приобретение почти двух тысяч российских танков Т-72 и Т-90. В обоих случаях предпочтения могут быть отданы французской боевой технике — истребителям Rafale-M и танкам Leclere XLR. Россия теряет перспективный индийский рынок вооружений?

На самом деле не всё так грустно, как может показаться на первый взгляд, хотя, как известно, и дыма без огня не бывает. Китайское издание Sohu, которое и обозначило эти «болевые точки» российского экспорта вооружений в Индию несколько сгущает краски. С истребителями всё более-менее понятно — речь идёт о палубных истребителях для нового индийского авианосца «Викрант», который начнёт эксплуатироваться с августа 2022 года. А потому как у Индии этот тип авиации представлен российскими МиГ-29К и МиГ29КУБ (сейчас они стоят на вооружении авианосца «Викрамадитья» — бывший авианесущий «Адмирал Горшков»), которые уже являются устаревшими моделями, то им требуется экстренная замена.

Читайте также
Эрдоган предал Алиева: Что означает для Баку сближение Еревана и Анкары Эрдоган предал Алиева: Что означает для Баку сближение Еревана и Анкары США записывают Азербайджан в число союзников Ирана накануне возможной войны с режимом аятолл

Россия в настоящее время готова заполнить этот пробел в палубной авиации индийских ВМС только на словах. По той простой причине, что палубной версии российского истребителя пятого поколения Су-57 ещё не существует, а лёгкий истребитель Су-75 даже не поднимался в небо. Предлагать их Индии, которой самолёты для авианосцев нужны уже сейчас, всё равно, что продавать воздух. И коль в Нью-Дели решили провести замену МиГ-29К/КУБ (общая их численность в ВМС Индии составляла 45 машин, в ноябре 2020 один самолёт разбился во время учебного полёта над Аравийским морем), к которым возник ряд претензий, то Индия стала спешно искать другие «палубники».

Конкурируют за право быть купленными Индией французский Rafale-M, которыми вооружён авианосец «Шарль де Голль» и американский F/A-18 Super Hornet в своей последней версии Block III, который стал поступать на вооружение ВМС США в 2021 году. Эти достаточно хорошо известные истребители относятся к классу 4++ благодаря проведенной модернизации. Насколько они лучше российских МиГ-29К судить достаточно сложно — по многим параметрам они схожи, а в реальном воздушном бою не встречались.

Здесь можно предположить, что Нью-Дели остановит выбор на французском истребителе — Rafale наземного базирования уже есть в ВВС Индии, а поставки палубной версии для нового авианосца могут пройти гораздо оперативнее, чем с американскими Super Hornet. Надо полагать, что российские МиГ-29К ещё продолжат эксплуатировать какое-то время, а там, глядишь, наладится и с палубными версиями Су-57 и Су-75. К слову, в ВМФ РФ, где насчитывается немногим более двадцати таких самолётов, МиГ-29К остаётся основным истребителем палубной авиации. Впрочем, и ему вскоре требуется замена.

Россия поставляла в Индию в разные годы достаточно большое количество самолётов (авиапарк ВВС Индии сейчас на 80 процентов укомплектован советской и российской техникой), в том числе и истребители. Помимо массовых МиГ-21, это были многоцелевые МиГ-29 (в том числе палубные К/КУБ) и сверхзвуковые истребители-бомбардировщики МиГ-27. Французская «линейка» в индийских ВВС представлена многоцелевыми Mirage 2000 (H /TH) в количестве 50 штук и истребителями-бомбардировщиками Jaguar (совместная разработка Великобритании-Франции) в количестве около 100 машин.

Все они уже морально устарели. В случае приобретения Rafale-M авиапарк Индии заметно обновится. Контракт на поставку 36-ти «Рафалей» на сумму 7,87 миллиардов евро был подписан Нью-Дели с правительством Франции ещё в сентябре 2016 года, однако его реализация затянулась и была вероятность того, что индусы передумают, в первую очередь из-за высокой цены. Однако точка не возврата пройдена, французские истребители уже летают с опознавательными знаками индийских ВВС. Вероятно, что часть из них будет именно палубного базирования.

В общем, с палубными истребителями Россия пролетела как фанера над Нью-Дели. Однако, и это ещё не последняя беда. Всё тоже издание Sohu утверждает, что Индия планирует отказаться и от контракта на покупку почти двух тысяч российских танков Т-72 и Т-90. И сейчас Нью-Дели ведет переговоры с Парижем по поводу «особых» условий поставок.

«Франция намеревается потеснить Россию на индийском рынке вооружений в рамках плана модернизации индийских военных машин (FRCV).Согласно опубликованным документам, французская компания Nexter намерена выиграть тендер на поставку Индии новых танков для замены Т-90 и Т-72. Французы предоставят индийцам свой основной боевой танк Leclerc, который имеет „наилучшие шансы“ на победу, поскольку он превосходит все другие модели, в том числе российский Т-14», — сообщило китайское издание.

Здесь стоит заметить, что возобновив программу по военно-техническому обновлению FRCV («Боевые машины будущего»), целью которой является современных боевых танков и иной бронетехники, Нью-Дели направил запросы не только Франции с и Leclerc. Аналогичные «письма счастья» получили российские производители танков Т-14 «Армата», американского M1 Abrams, немецкого Leopard 2, южнокорейского К2, турецкого Atalay, сербского М-84, украинского Т-84, итальянского Ariete, израильского Merkava, британского Challenger GB. Всего Нью-Дели планирует приобрести 1770 машин и передачу технологий, которые позволят производить танки в самой Индии. И здесь именно Россия с большей готовностью идёт на контракты предполагающие лицензионное производство вооружений, в том числе и танков Т-90С/СК, а в перспективе и Т-14 «Армата», на территории самой Индии. Один из последних — дополнительные 464 машинокомплекта для собственной сборки танков.

Памятен и последний визит президента Владимира Путина в Индию 6 декабря прошлого года, главной целью которого было дальнейшее продвижение российских вооружений, как экспортных, так и лицензионных. Не случайно день его прилёта в Нью-Дели совпал с первыми поставками индийской армии российских зенитных ракетных систем С-400 «Триумф» (контракт на поставку пяти комплексов, на сумму более 5$млрд., был подписан в 2018 году). Вообще «оружейная тема» была главенствующей как на переговорах на уровне министров обороны и иностранных дел двух стран, так и Путина с индийским премьер-министром Нарендрой Моди. Вообще сегодня Россия и Индия реализуют такие совместные проекты, как производство истребителей Су-30МКИ и танков Т-90С по лицензии, общими усилиями разрабатывают истребитель пятого поколения (FGFA), а также ведут работы по универсальным ракетным комплексам «БраМос» (BrahMos).

Читайте также
Раскаты учебного «Грома» докатятся до «Востока-2022» Раскаты учебного «Грома» докатятся до «Востока-2022» Российская армия спланировала десятки тысяч военных учений на грядущий год

— Особо обольщаться по этому поводу, конечно, не стоит — Индия не сделала окончательный выбор в пользу России, — считает военный эксперт Владислав Шурыгин. -В последнее время Нью-Дели выбирает между покупкой оружия в России, США, Европе и собственным производством. Индусы постоянно проводят тендеры, меняют условия, выдвигают новые требования. Тот же контракт по С-400 на 5,43 миллиардов долларов растянут до 2025 года и денежные транши будут поступать постепенно. Тоже самое можно сказать по соглашению, согласно которому Индия приобретет у России 464 танка

Т-90МС. Контракт предусматривает не поставку готовых танков, а машинокомплектов для последующей сборки на индийских предприятиях. Впрочем, и подобному в корпорации «Уралвагонзавод» (производитель танков) рады — это один из крупнейших зарубежных контрактов за последние годы. Вьетнам и Ирак, например, запросили поставку 64 и 73 таких танков соответственно.

В самом «Рособоронэкспорте» в будущее смотрят с оптимизмом. Гендиректор компании Александр Михеев утверждает, что российское оружие по-прежнему пользуется спросом на региональных рынках. «Существенно вырос портфель заказов в странах Юго-Восточной Азии, объем контрактов, подписанных в 2021 году со странами Африки южнее Сахары, приблизился к уровню 2 миллиардов евро», — приводит слова Михеева пресс-служба «Рособоронэкспорта».

В список топ-5 представленных в 2021 году экспортных образцов вошли лёгкий тактический самолёт Checkmate (Cу-75), разведывательно-ударный комплекс БЛА «Орион-Э», РСЗО с термобарическим боеприпасом ТОС-2 «Тосочка», автомат Калашникова АК-19 и зенитная ракетная система С-350Е «Витязь». Танки Т-14 «Армата» и истребители пятого поколения Су-57 в списке, увы, не значатся.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня