В мире

Президент Армении едет на гастроли в Ростов-папу

Серж Саргсян собирается в мировое турне: убеждать армян планеты дружить с турками

  
18

Президент Армении Серж Саргсян заявил о беспрецедентном намерении — в течение недели совершить турне по всему миру, чтобы рассказать армянам диаспоры о том, почему Ереван пошел на сближение с Турцией и выслушать их мнение по этому поводу. В этой связи он даже попросил благословения на такую поездку у Католикоса всех армян Гарегина II.

Поездка начнется 1 октября и охватит такие традиционные центры расселения армянской диаспоры, как Россия, США, Ливан и Франция. Причем в США армянский лидер посетит сразу два города — Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Именно здесь сосредоточены основные армянские политические, общественные и лоббистские организации Нового Света.

В России местом встречи с армянами — в том числе не только российскими, но и из сопредельных стран Содружества, станет Ростов-на Дону. В этом городе еще с XVIII века проживает переселенная из Крыма Потемкиным и Суворовым многочисленная армянская община. Не случайно до сих пор один из районов города носит название Новый Нахичевань — так назывался основанный переселенцами первый поселок на донской земле.

А пригласил армян (как, кстати, и крымских греков) в Россию князь Таврический с дальновидной политической целью. В те времена именно армяне и греки составляли основу экономически дееспособного населения Крымского ханства. Оно уже потерпело поражение в войне с Россией, но продолжало плести интриги, надеясь с помощью османской Турции вновь обрести статус султанского вассала. Переселение армян и греков на Дон стало причиной быстрого и полного развала всей финансово-экономической системы последних потомков Чингисхана — крымских Гиреев, которые уже не могли противиться планам России по включению полуострова в состав империи.

Заметим, что в самой Армении большая часть населения и политической элиты страны хорошо понимают все выгоды установления нормальных отношений с Турцией и деблокады границы. Между тем армяне диаспоры, находящиеся под очень сильным воздействием национал-социалистической партии «Дашнакцутюн», сомневаются в предпринимаемых шагах. Проявлением этого, в частности, стала недавняя многотысячная демонстрация калифорнийских армян под стенами армянского консульства в пригороде Лос-Анджелеса Глейденле.

Неоднозначно относятся к происходящему также армяне Ближнего Востока и Европы. Диаспора опасается, что платой за нормализацию отношений станет отказ Еревана от идеи международного признания геноцида 1915 года и уступки в карабахском вопросе.

Между тем, как известно, многомиллионная диаспора, вдвое превосходящая по численности население трехмиллионной Армении, поддерживает историческую родину отнюдь не только морально, но и материально. Частные трансферты из-за рубежа, в основном, из России и США, ежегодно составляют сумму, сопоставимую с государственным бюджетом. Эта помощь во многом позволяет минимизировать социальные проблемы небогатой страны. Поэтому отношение диаспор к внешней политике Еревана имеет для армянской власти важное значение.

Президент попытается объяснить соотечественникам, что никакого «предательства национальных интересов», как о том твердят его противники, на самом деле не происходит. Речь идет, напротив, о шагах, которые помогут экономическому развитию их исторической родины и восстановлению «исторической справедливости».

Насколько можно понять, в России на официальном уровне такие подходы не только воспринимают с пониманием, но и способствуют их осуществлению. Доказательством этого может служить позиция РАО «РЖД», «дочка» которой, Южно-Кавказская железная дорога, является концессионным управляющим всей железнодорожной системы Армении.

На днях ее представитель Марат Хаков сообщил в Ереване, что российские железнодорожники готовы к открытию сообщения с Турцией и ожидают лишь политической «отмашки». Они намерены в этом случае ощутимо — более чем на 30 миллионов долларов — увеличить свой инвестиционный пакет. А строительство современного логистического центра на станции Ахурян, возле погранперехода, уже началось. В него будет вложено, как минимум, 50 миллионов рублей.

Но самое любопытное — это то, что российские транспортники весьма заинтересовались амбициозным и затратным проектом строительства магистрали из Армении в Иран. Несмотря на небольшую сравнительно протяженность, эта дорога обойдется очень дорого (до 2-х миллиардов долларов), потому что пройдет по гористой, сильно пересеченной местности. Однако стратегическое и экономическое значение будущей магистрали, интерес к строительству которой уже проявляют не только иранцы, но и Китай, а также некоторые страны Персидского залива, очень велико. И оно возрастет еще больше, когда между Арменией и Турцией начнется регулярное наземное сообщение. В этом случае российская сторона может стать фактическим владельцем железнодорожной сети, имеющей ключевое значение для всего Ближневосточного региона.

Ереван

Фото [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня