Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
В мире
3 июня 2010 11:43

Атака на бензиновых королей: Опыт Литвы

Как в странах Балтии борются с высокими ценами на топливо

30

Одна из самых обсуждаемых тем среди российских автомобилистов — возможное повышение цен на бензин в связи с предстоящей отменой транспортного налога. Эксперты считают, что власти могут трансформировать этот налог в акцизы на топливо. При этом, по прогнозам, стоимость топлива подрастет на 1,5 — 2 рубля. Но именно акцизы называют одной из причин высоких цен на бензин в Прибалтике, особенно в Литве. Как там борются с аппетитами бензиновых баронов?

В Литве организаторы акций протеста изобретательны. Один из способов борьбы — массовая заправка машин на 1 лит (1 лит равен 11 рублям, при том, что литр бензина стоит примерно 45 рублей). То есть в день акции автомобилисты приезжают на колонки, фактически блокируя подъезд к ним для тех, кто хочет заправиться нормально, создавая большие очереди. Самые принципиальные «протестанты» заправляются вовсе на один «качок» — примерно на стакан бензина, платят не наличными, а банковской карточкой. По словам знающих людей, это тоже наносит ущерб владельцам бензозаправок, связанный со стоимостью банковской операции и мизерной оплатой стакана бензина.

Видимо, операторы заправок получили от хозяев строгие инструкции — они улыбаются, благодарят и никак не выражают своего недовольства. В этом году в Литве прошли две такие акции. Первая была более массовой, очереди в Вильнюсе и Каунасе растягивались на 100 метров. Вторая привлекла меньше автовладельцев.

«Цель акций — обратить внимание на то, что происходит в Литве с ценами на горючее, — сказал президент «Клуба «Ауди» Ричардас Пукас. — Придет время, когда бензин будет стоить 5 литов за литр, тогда каждый второй захочет участвовать в акции».

Цена бензина в Литве действительно запредельная, при том, что в стране есть свой нефтеперерабатывающий завод, оставшийся еще от времен «оккупации», как здесь называют советский период. Стоимость литра самого популярного бензина 95-й марки составляет 4,16−4,20 лита, дизельного топлива — 3,58 лита и более. По подсчетам экспертов, для покупки 100 литров бензина среднему жителю Литвы надо трудиться неделю, а европейцу — один день.

Второй способ протеста выбрали грузоперевозчики республики. Они не один раз проезжали колоннами по столице на низкой скорости. Так, во время последней акции около 140 большегрузных автомобилей прошли колонной по улицам Вильнюса со скоростью 20 километров в час. И хотя сами автоперевозчики уверяют, будто не создают помех для движения, на самом деле в час пик (а акция началась в 9.00) одна полоса была занята, а и без этого в такое время в Вильнюсе пробки.

Похожие акции проводят и в Латвии. Так, молодежное движение «Единая Латвия» дважды организовало мероприятие в Риге. Автомобилисты заправлялись, как и в Литве, на мизерную сумму и при этом подавали звуковой сигнал в течение минуты. В Латвии цены на бензин примерно на 10% ниже, чем в Литве.

Корреспондент «Свободной прессы» поинтересовался у одного из активистов акций протеста, литовского водителя Тадаса Малинаускаса, насколько эффективны такие мероприятия.

— Ну, пока ситуация никак не меняется, цены не падают. Но мы не можем не обращать внимания властей на то, что творится. Говорят, что летом цена литра бензина доберется до пяти литов. Тут в прессе уже пишут, что бензин скоро станет роскошью. Вот и получится, что старая известная фраза про автомобиль, который не роскощшь, а средство передвижения, приобретет другой смысл.

«СП»: — Ну, так может быть, нет смысла проводить такие акции, если ничего не меняется?

— Но мы же не бессловесные животные. И власти все-таки реагируют, в Сейме пытаются выяснить, в чем дело. В конце концов, существуют же парламентские выборы, и наши члены Сейма должны понимать, что автомобилисты, которых в нашей стране сотни тысяч, могут выбрать других депутатов — тех, кто сумеет поставить на место зарвавшихся владельцев бензозаправок.

«СП»: — Но почему тогда вторая акция собрала гораздо меньше автолюбителей?

— Мне кажется, не все понимают, что можно что-то сделать, что на нас наживаются. А кому-то просто лень стоять в длинной очереди на жаре. Но когда цены станут неподъемными — никуда не денутся, приедут.

Но наживаются все-таки бензиновые бароны на автомобилистах или нет? Активист автомобильного протеста, похоже, прав. Люди заметили: на подорожание нефти бензоколонки Литвы реагируют мгновенно, а вот при снижении цен на нефть стоимость бензина меняется мало и не сразу.

В чем же дело? В извлечении сверхприбылей? Сами владельцы бензозаправок уверяют: дело в акцизах. По их словам, 53% стоимости бензина составляют налоги — акциз и НДС, 40% - это оптовая стоимость и 7% - наценка розничной торговли.

Но министр финансов Ингрида Шимоните, которую вызвали в Сейм для разбирательства из-за высоких цен на бензин, объяснила ситуацию иначе.

Виной всему, сказала она, базовая стоимость, по показателю которой Литва находится в первой десятке стран ЕС. Цены на топливо в Литве превышают не только средний показатель по Евросоюзу, но и по странам зоны евро. Стоимость бензина (без налогов) в Литве выше, чем в Латвии, Франции, Голландии, Великобритании и еще в 12 странах. «Это вызывает вопросы, и ответить на них обязан Совет по конкуренции по результатам исследования», — заявила министр. По словам Шимоните, для того, чтобы цены на бензин в Литве приблизились к российским, «акцизы надо снижать до нуля». А это невозможно.

К тому же премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс замечает: «Нет ничего удивительного в том, что налоги составляют значительную часть цены на горючее, такое наблюдается во всей Европе. Хочу заметить, что акциз на дизельное топливо в Литве из 27 стран ЕС на 26 месте, на бензин, кажется, на 21-м».

Но почему же тогда Литва в лидерах по ценам на бензин, а не, «кажется, на 21-м месте»? В чем причина - в акцизах, объективной реальности или аппетитах бензиновых баронов? Внятных ответов нет.

А пока статистическое агентство «Eurostat» утверждает, что высокие потребительские расходы на транспорт в Литве (тут республика занимает второе место в Европе с 18,7%) обусловлены именно ростом стоимости горючего. С декабря 2008 года по апрель нынешнего цены на бензин поднялись более чем на 35%.

Многие жители Литвы нашли выход — пользуются контрабандным горючим. Не секрет, что существуют тайные заправки. Прямо во дворе к вам могут подойти и предложить белорусский бензин по 3 лита за литр. Некоторые жители Литвы ездят самостоятельно в соседнюю Белоруссию или в Калининградскую область, чтобы просто заправить бак. Кое-кто переделывает баки, укрупняет их, ставит нестандартные.

Но и власти Литвы не лыком шиты. Таможенники проверяют объем баков, сравнивают с документами — какой должен быть на такой машине, и за лишний бензин приходится платить налог…

Вильнюс — Рига

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня