Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

У США для России осталось лишь два «стоящих предложения»

Но жадные янки не хотят идти на разумный компромисс

12001
У США для России осталось лишь два "стоящих предложения"
Фото: Михаил Климентьев/ТАСС

«Свободная пресса» продолжает публиковать переводы авторов из альтернативных западных СМИ. Это далеко не та пропаганда, которую печатают в CNN, New York Times, Washington Post, Los-Angeles Times и других «авторитетных» медиаресурсах. Если вам интересно побольше узнать об этих авторах, можно заглянуть сюда.


Переговоры между Соединенными Штатами и Россией, начинающиеся в понедельник, когда речь идет как об интересах США, так и о мире во всем мире, являются наиболее важными для нынешнего поколения. Их результаты будут иметь последствия, которые простираются далеко за пределы Европы и охватывают действия Китая на Дальнем Востоке и возможность международного сотрудничества в борьбе с изменением климата.

Однако большинство представителей администрации Байдена, похоже, видят их совсем не так. Несмотря на определенные позитивные признаки нового мышления, доминирующее желание большинства официальных лиц США, по-видимому, состоит в том, чтобы, по сути, продолжить текущую американскую политику, направленную на то, чтобы положить конец американо-российским отношениям в будущем. То есть — попытаться избежать новых столкновений, но не пытаться достичь каких-либо конкретных соглашений или решить какие-либо ключевые вопросы, поставленные на карту.

Читайте также
Прага для Москвы перестала существовать Прага для Москвы перестала существовать Зачем новое чешское правительство решило провести ревизию отношений с Россией

Если американские переговорщики подойдут к переговорам в Женеве в таком духе, то их намерение будет заключаться в том, чтобы успокоить чувства России расплывчатыми фразами и обязательствами к проведению дальнейших переговоров. Администрация Байдена может также использовать предполагаемую «необходимость вовлечения Украины» в переговоры и «достижения консенсуса с союзниками по ЕС и НАТО» в качестве предлога для того, чтобы не двигаться к каким-либо конкретным соглашениям. Этот подход исчерпал себя. Из последнего российского демарша ясно, что российское правительство просто не согласится на отношения с Западом, которые будут продолжаться в этом направлении.

С точки зрения Москвы, подход США, в основном, был таким с тех пор, как администрация Обамы вступила в свои права в 2009 году. С тех пор Запад не только продвигался все дальше и дальше за счет России. Неурегулированное состояние американо-российских отношений, кроме того, означало, что каждый новый кризис, включая такие, как сирийский и афганский, где интересы США и России должны были совпадать, приводил к новому росту напряженности. Как показывают недавние события, касающиеся Украины, российский истеблишмент видит, что жизненно важные интересы России находятся под угрозой. А в случае отсутствия соглашения, в котором учитывалось бы достаточное количество ключевых озабоченностей России, она, похоже, готова действовать насильственно в защиту этих интересов.

Вступая в эти переговоры, американские дипломаты должны в первую очередь обратиться к величайшим мыслителям американской традиции международных отношений Хансу Моргентау и Рейнхольду Нибуру. Моргентау утверждает, что основной долг государственных деятелей состоит в том, чтобы развивать умственную способность ставить себя на место своих противников. Это необязательно означает согласие с ними. К чему это приводит, так это к пониманию того, что ваши оппоненты считают жизненно важными интересами своих стран, и того, что они считают второстепенными интересами, по которым они будут готовы пойти на компромисс.

Это абсолютно необходимо для любых успешных международных переговоров, и прежде всего для решения вопросов мира и войны. Ибо наилучшее определение жизненно важных национальных интересов — это те, за которые соответствующая страна в крайнем случае готова бороться при адекватной поддержке со стороны массы своего населения.

В нынешнем кризисе вокруг Украины Россия готова воевать (как это было в 2014 году и с Грузией — в 2008 году), а Соединенные Штаты — нет. Это происходит не из-за какой-либо «слабости» со стороны администрации Байдена (или администрации Буша в 2008 году), а просто потому, что территориальная целостность и геополитический статус Украины и Грузии явно не являются жизненно важными интересами США, ради которых стоит рисковать катастрофой войны с Россией.

Американским дипломатам следует также помнить о предупреждении Рейнхольда Нибура (в книге The Irony of American History) об опасностях для мира и самой Америки, которыми являются самодовольство и моральное высокомерие США. В нынешнем контексте это означает признание того, что Путин далеко не «сошел с ума», что российская политика либо «загадочна», либо, с другой стороны, отражает постоянные и квазигенетические тенденции к «агрессии», а того, что российские мотивы и действия очень близки к тем, которые вашингтонский истеблишмент преследует в своих собственных жизненно важных интересах. Это, прежде всего, относится к решимости Америки на протяжении двухсот лет исключать враждебные международные альянсы из соседнего к США пространства.

Читайте также
FAO: Рост цен на продовольствие не остановить FAO: Рост цен на продовольствие не остановить Глобальная экономика в ближайшее время вернётся к товарно-обменным отношениям

Как же тогда администрации США следует решать конкретные вопросы, стоящие на повестке дня в Женеве? Российские требования в их нынешнем виде явно неприемлемы, поскольку они хотят уступок Запада без каких-либо ответных российских уступок или гарантий. «Ястребы» на Западе предположили, что на самом деле эти требования предназначены для того, чтобы быть отвергнутыми в качестве основы для последующего вторжения на Украину. Однако, в первую очередь, консенсус в американских разведслужбах свидетельствует о том, что российское правительство на самом деле еще не приняло решения по поводу войны, и, во-вторых, единственный способ проверить это утверждение — начать переговоры, сделать разумное встречное предложение и посмотреть, как поведет себя Россия.

Это встречное предложение США должно содержать два взаимосвязанных элемента, основанных на идее взаимности: первое — это подтверждение приверженности США гарантированной автономии демилитаризованного региона Донбасса в составе Украины и публичное обязательство сделать украинское согласие на это условием дальнейшей помощи США Украине. Администрация Байдена недавно дала сигнал о некоторой реальной поддержке автономии Донбасса (что, в конце концов, является официальной политикой США с 2015 года), но для этого ей необходимо действовать решительно. Российская «услуга за услугу», очевидно, заключалась бы в выводе российских вооруженных «добровольцев» с Донбасса, разоружении ополченцев Донбасса и полном признании суверенитета Украины над Донбассом.

Вторым предложением США должен стать украинский договор о нейтралитете, исключающий военный союз либо с Соединенными Штатами и НАТО, либо с Россией. Опять же, это предполагает взаимные уступки с обеих сторон. Это должно сопровождаться соглашением о прекращении военной деятельности, в соответствии с которым Соединенные Штаты и НАТО обещают не размещать никаких дополнительных сил в новых странах-членах НАТО в обмен на обещание России не размещать никаких дополнительных сил в Калининграде, Беларуси, Приднестровье и Крыму.

Если между Соединенными Штатами и Россией удастся достичь соглашения в этом направлении, то и у Украины, и у европейских союзников Америки не будет иного выбора, кроме как присоединиться. Однако требования Киева и Брюсселя принять участие в самих переговорах должны быть Вашингтоном решительно отвергнуты. Из-за своих глубоких внутренних разногласий украинский политический истеблишмент неспособен согласовать какую-либо разумную позицию по отношению к России; в то время как ЕС вообще не способен договориться ни о чем, когда дело доходит до внешней политики.

Вовлечение их в переговоры будет просто рецептом превращения всего процесса в заложника тех, кто выступает против любого урегулирования вообще — украинских ультранационалистов и исторически озлобленных (по отношению к России — С.Д.) шведов, поляков и прибалтов. Что касается разговоров о том, что это грозит «новым Ялтинским соглашением» поверх голов Европы, то это истеричный, исторически безграмотный мусор. Никто не предлагает, чтобы Эстония, Польша или Румыния вышли из НАТО и ЕС и подчинились навязанным Россией правительствам, или чтобы российские танковые армии вернулись в центр Германии.

Соглашение в этом направлении будет подвергнуто резкой критике западными сторонниками жесткой линии со всеми обычными обвинениями в «трусости» и «умиротворении». Однако им нужно спросить себя, действительно ли они готовы всерьез рассматривать возможность войны с Россией; и если нет, то что они предлагают в качестве конкретной альтернативы этим предложениям. В Соединенных Штатах республиканцам также необходимо напомнить самим себе, что республиканская администрация Джорджа Буша-сына боролась за Грузию в 2008 году не больше, чем демократическая администрация Барака Обамы боролась за Украину в 2014 году; и что в обоих случаях решение не вмешиваться было поддержано и даже инициировано американскими военными по наилучшим возможным военным соображениям.

Читайте также

Поскольку никто на Западе на самом деле не готов воевать, вопрос о «трусости» не возникает, когда речь заходит о поиске разумного, взаимного соглашения с Россией. Напротив, моральная трусость заключается в том, чтобы придерживаться заведомо провальной и опасной стратегии в силу личной непопулярности и из-за страха подвергнуться критике внутри страны. Моральное же мужество означает готовность принять эту критику и непопулярность ради реальных интересов Соединенных Штатов.


Автор: Анатоль Ливен — Anatol Lieven — старший научный сотрудник по России и Европе Института ответственного управления государством (the Quincy Institute for Responsible Statecraft). Ранее он был профессором Джорджтаунского университета в Катаре и факультета военных исследований Лондонского Королевского колледжа. Он является членом ученого совета дискуссионного клуба «Валдай» в России и членом консультативного комитета департамента Южной Азии британского министерства иностранных дел и по делам Содружества. Он получил степень бакалавра и доктора философии в Кембриджском университете в Англии. С 1985 по 1998 год Анатоль Ливен работал британским журналистом в Южной Азии, бывшем Советском Союзе и Восточной Европе и освещал войны в Афганистане, Чечне и на Южном Кавказе. С 2000 по 2007 год он работал в аналитических центрах в Вашингтоне.

Перевод Сергея Духанова. Источник здесь.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Вадим Трухачёв

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня