В мире

Евросоюз поделился на «транзитёров» и «адресатов»

От нелегальной иммиграции европейские страны спасаются кто как может, без оглядки на Брюссель

  
7

Созванное экстренное заседание Еврокомиссии на уровне министров внутренних дел, посвящённое проблемам иммиграции и возможности восстановления внутренних границ между странами Евросоюза, завершилось, в общем, ничем. Еврокомиссар по внутренним делам Сесилия Мальстрем признала, что «для «обеспечения стабильности Шенгенской зоны, возможно, потребуется предусмотреть временное возвращение ограниченного внутреннего пограничного контроля», но только «в самых чрезвычайных обстоятельствах», что, собственно, и так было предусмотрено действующим Шенгенским соглашением. Тем временем отдельные страны Евросоюза, не дожидаясь, пока в Брюсселе раскачаются, восстанавливают свои границы — но не все, а только на «проблемных» участках. Так стихийно, явочным порядком непомерно разросшийся Евросоюз легализует давно назревшее разделение на центр и периферию.

Министр финансов Дании Йорт Фредрихсен заявил в четверг, что его страна в ближайшее время частично закроет границу с соседними Германией и Швецией. На мосту Эресунд, соединяющим Копенгаген со шведским Мальмё, появятся пограничные и таможенные посты, выборочные проверки начнутся также на паромных линиях, соединяющих Данию со Швецией, а также на сухопутной границе с Германией. Естественно, датское правительство заверило партнёров по Евросоюзу, что меры эти временные, направленные «на борьбу с наркотрафиком, контрабандой оружия и торговлей людьми»; столь же естественно, что в Европе решение Копенгагена восприняли, как очередные происки крайне правой Датской народной партии (Dansk Folkeparti, DF), последовательно выступающей за ограничение иммиграции неевропейского населения в Данию.

Между тем, Дания действительно является перевалочным пунктом на пути основного транзита потоков легальной и нелегальной иммиграции из континентальной Европы в Скандинавию. Одновременно, будучи сама скандинавской страной, с привлекательным для потенциальных иммигрантов уровнем жизни и, как следствие, «страной-адресатом» иммиграции. О фактическом разделении стран Евросоюза на «адресатов» и «транзитёров» нам рассказала аналитик брюссельского Center for European Policy Studies (CPSE) Лорна Шреффлер:

— Попадая на территорию Евросоюза через «окна» в пограничных странах, основная масса нелегальных иммигрантов отнюдь не собирается оседать именно там. Их пугает близость границ, лёгкость, с которой местные власти могут выдворить их обратно, а главное — сравнительно невысокий уровень жизни в пограничных странах, по крайней мере по сравнению с государствами «ядра» Евросоюза, куда основные потоки иммигрантов и устремляются Налицо фактическое разделение Евросоюза на «союз стран-адресатов» и «союз стран-транзитёров». И если первые заинтересованы в том, чтобы не пустить иммигрантов на свою территорию, задержав их если не на внешних границах, то хотя бы на территории соседей-«транзитёров», то последние, напротив, стремятся как можно быстрее, не чиня им по пути лишних препятствий, пропустить иммиграционные потоки через территорию своих стран к богатым соседям.

До середины двухтысячных годов главным и практически единственным «транзитёром» Евросоюза была Греция. Именно на греческую территорию проникала основная масса беженцев из Турции и стран Ближнего Востока, чтобы, легализовавшись в качестве таковых, немедленно двигаться в направлении богатых стран континентальной Европы и особенно привлекательной своими жизненными стандартами Скандинавии.

После так называемого «большого взрыва» 2004 года, когда в зону действия Шенгенского соглашения были включены страны Восточной Европы и прибалтийские республики, на границах богатой Германии и Скандинавии образовалось новое транзитное окно — с Ближнего Востока и Средней Азии, через Россию и бывшие республики Советской Прибалтики. Скандинавские правоохранительные органы устами президента Норвежской полицейской ассоциации Эгила Хааланда уже открытым текстом заявляют, что «80% всех преступлений в регионе совершаются преступниками-выходцами из стран Балтии, либо преступниками, связанными с организованными преступными группами из Балтии». Очевидно, вскоре примеру Дании, которую не устраивает роль «транзитёра» и «адресата» одновременно, последуют и другие скандинавы, а за ними, возможно, и другие богатые страны Евросоюза.

Шенгенское соглашение, созданное для объединения стран «старой», Западной Европы, очевидным образом в своём нынешнем виде не годится для всех европейских стран в целом. Вступление новых стран-кандидатов — Болгарии и Румынии — в Шенген тормозится по вполне понятным причинам: богатые западноевропейские страны боятся, что новые партнёры ещё шире откроют свои внешние границы для иммигрантов, да и сами начнут, пользуясь шенгенскими визами, перебираться поближе к сытой Германии, Франции или той же Дании. О присоединении к «европейской семье» республик бывшей Югославии (на что те, собственно, и рассчитывали двадцать лет назад, отделяясь от Белграда) речи сегодня и вообще не идёт.

Единственной альтернативой стихийному восстановлению национальных границ внутри Шенгенской зоны — которое неизбежно повлечёт за собой конец Евросоюза, как единого экономического и политического проекта — могло бы стать разделение Европы на «центр» и «периферию» и соответствующая дифференциация шенгенской визовой системы. Однако решится ли на такой шаг Брюссель, неизвестно. Вопрос о реформировании Шенгенского соглашения перенесён на 24 июня, на саммит лидеров Евросоюза.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Эдуард Попов

Политолог, ведущий научный сотрудник Института русского зарубежья

Виктор Мураховский

Полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня