18+
понедельник, 29 мая
В мире

Американские базы оккупируют пост-советскую Среднюю Азию

Московская политика кнута и пряника оказалась безнадежной — Россию все настойчивей выпихивают из региона

  
214

Страны Центральной Азии все больше разворачиваются в сторону США. Киргизия ищет возможность оставить на своей территории военную базу «Манас», которую сама решила убрать до предстоящей осени. Узбекистан предоставил американским военным аэропорт «Навои». А Туркмения пока «просто расширяет сотрудничество с Америкой» — 22 июня в Вашингтон на переговоры отправляется министр иностранных дел Рашид Мередов. По мнению экспертов, Россия сдает свои позиции в регионе, неумело чередуя политику кнута и пряника: то жестко конфликтует с Туркменией по «газовым вопросам», то предоставление Киргизии кредита в 2 миллиарда долларов. Последнее, похоже, себя не оправдало — деньги ушли, а американская военная база «Манас» пока остается.

Теперь к уже имеющейся военной базе в Киргизии — «Манас» может добавиться база в узбекском аэропорту «Навои». Вашингтон рассматривает Узбекистан как возможную альтернативу Киргизии по размещению свой военной базы. Но, в принципе, не откажется и от удовольствия иметь сразу обе. Об этом заявил представитель американского Совета по международным отношениям, ассоциированный директор исследований в области международной безопасности Йельского университета Джеффри Манкофф. В опубликованной в издании Council on Foreign Relations статье он сообщает, что США недавно обратились к руководству Узбекистана с предложением разместить военную базу на его территории.

Причиной данного обращения стала нестабильная ситуация в Пакистане. «Перед лицом повышающейся неустойчивости в Пакистане американские войска все более и более разворачиваются к постсоветской Средней Азии в поисках альтернативных маршрутов для поставок в Афганистан. Киргизия в настоящее время — главный пункт транзита Вашингтона. Но под давлением из Москвы киргизское правительство указало американским войскам покинуть авиабазу „Манас“ к августу 2009 года. В связи с этим Соединенные Штаты недавно обратились к Узбекистану как к возможной альтернативе», — отметил американский эксперт.

Торг между Вашингтоном и Ташкентом по размещению американских военных в Узбекистане начался еще в прошлом году. Напомним, что с 2001 года на территории Узбекистана в Ханабаде размещалась американская военная база. Однако после андижанских событий 2005 года, когда американцы требовали допустить их к расследованию обстоятельств массового расстрела жителей, Ислам Каримов обвинил американцев в пособничестве исламистам и выдворил их с базы Ханабада. Тут не обошлось и без участия Москвы.

Отношения Ташкента и Вашингтона прервались на три года. За это время Узбекистан успел возобновить свое членство в ОДКБ и вступить в ЕврАзЭС. Однако не получив от Москвы обещанных дивидендов, Ташкент вновь пошел на сближение с США. Дружба началась с просьбы Вашингтона помочь в наведении порядка в Афганистане. Барак Обама в своей предвыборной программе объявил, что намерен довести операцию в Афганистане до победного конца, а для этого необходимо увеличить американский воинский контингент еще на 30 тысяч человек.

Переговоры по открытию воздушного коридора для самолетов США, перевозящих грузы в Афганистан, начал командующий Центрального командования вооруженных сил США генерал Дэвид Петреус. Он добился согласия Ислама Каримова на транзитный воздушный и наземный коридор. Свое воздушное пространство также предоставили Казахстан, Таджикистан и Туркмения.

Но основным перевалочным пунктом, по расчетам американцев должен был стать Узбекистан. Первоначально договорились, что американские самолеты будут садиться в Термезе на военной базе НАТО, где дислоцируется германская военная группировка, а затем грузы по железной дороге будут отправляться в афганский Хайратон. Однако, тут же стало ясно, что база в Термезе, дополнительной нагрузки не выдержит. Тогда американцы заговорили о аэропорте города Навои. Он был построен в 1962 году и нуждался в реконструкции. Однако отдать его американцам для Ташкента было слишком рискованно. Здесь нашли другую схему: на базе аэропорта было создано совместное предприятие с Южной Кореей, которая обязалась его модернизироваться и вложила более 200 млн. долларов. Затраты узбекской стороны гораздо скромнее — 87 млн. долларов. Так аэропорт перешел под управление южно-корейской авиакомпании Korean Air.

Теперь получается, что США для получения аэропорта в свое распоряжение должны договариваться с Южной Кореей. А Ташкент как бы остается в стороне. Такое положение очень устраивает Узбекистан — ему одинаково важно получить в кризисный период деньги от США и в тоже время не испортить отношения с Россией, крайне ревностно относящейся к появлению американцев в любом месте постсоветсткого пространства.

Другая пикантность ситуации — членство Узбекистана в ОДКБ. Ташкенту надо придумать, как совместить обязательства, данные ОДКБ, и оказать содействие международной коалиции в Афганистане. Ташкент, по мнению экспертов, уже устроил себе лазейку — перевел свое участие в этом альянсе в режим «частичного». Впрочем, по мнению источника в ОДКБ, если перед Узбекистаном станет острый выбор между НАТО и ОДКБ, то он не предпочтет ОДКБ Североатлантическому альянсу.

По данным посольства США в Узбекистане, Вашингтон и Ташкент уже достигли соглашения об использовании навоийского аэропорта и транспортных систем Узбекистана для коммерческого транзита небоевых военных грузов в Афганистан. Впрочем еще раньше, президент Ислам Каримов, открывая обновленный аэропорт «Навои» в присутствии южно-корейского лидера Ли Мен Бака сообщил, что «Навои» будет задействован в воздушных перевозках натовских грузов. Это решение, подчеркнул тогда Каримов, продиктовано экономическими причинами.

Сколько заплатит США за жест доброй воли Узбекистана и Южной Кореи — пока не известно. Ташкент акцентирует внимание на том, что «Навои» должен стать крупным международным узлом, одним из ключевых пунктов создания «Нового Шелкового Пути», связывающего Восточную Азию с Западной Европой. Аэропорт способен принимать и обрабатывать до 300 тонн грузов в день. А железная и автомобильная дороги связывают аэропорт с соседними государствами, в том числе Афганистаном. Использование такого мощного транспортного узла дорогого стоит, напоминают в Ташкенте.

Не исключено, что свои услуги американцам предложат и соседи по региону. Туркмения, рассорившись с Россией из-за газа, решила активизировать сотрудничество с США. Президент Гурбангулы Бердымухамедов отправляет в Вашингтон своего министра иностранных дел Рашида Мередова. При этом он заявил, что «мы придаем очень важное значение развитию отношений с США». В ходе рабочей поездки 22−25 июня Мередов проведет ряд важных встреч в американских верхах.

От соседей решил не отстать и Таджикистан. В феврале 2009 года в Брюсселе президент Эмомали Рахмон также предлагал НАТО и США союзнические услуги. «НАТО, как одна из важных составляющих в обеспечении безопасности в Афганистане, должна наладить активное сотрудничество прежде всего со странами-соседями — с Ираном и в особенности с Таджикистаном, который имеет протяженную границу с Афганистаном», — заявил он. И у Душанбе есть, что предложить американцам. В 25 километрах от столицы находится военный аэропорт «Айни». Нужно ли столько США станет известно в скором времени.

Ташкент

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня