В мире

Американские базы оккупируют пост-советскую Среднюю Азию

Московская политика кнута и пряника оказалась безнадежной — Россию все настойчивей выпихивают из региона

  
311

Страны Центральной Азии все больше разворачиваются в сторону США. Киргизия ищет возможность оставить на своей территории военную базу «Манас», которую сама решила убрать до предстоящей осени. Узбекистан предоставил американским военным аэропорт «Навои». А Туркмения пока «просто расширяет сотрудничество с Америкой» — 22 июня в Вашингтон на переговоры отправляется министр иностранных дел Рашид Мередов. По мнению экспертов, Россия сдает свои позиции в регионе, неумело чередуя политику кнута и пряника: то жестко конфликтует с Туркменией по «газовым вопросам», то предоставление Киргизии кредита в 2 миллиарда долларов. Последнее, похоже, себя не оправдало — деньги ушли, а американская военная база «Манас» пока остается.

Теперь к уже имеющейся военной базе в Киргизии — «Манас» может добавиться база в узбекском аэропорту «Навои». Вашингтон рассматривает Узбекистан как возможную альтернативу Киргизии по размещению свой военной базы. Но, в принципе, не откажется и от удовольствия иметь сразу обе. Об этом заявил представитель американского Совета по международным отношениям, ассоциированный директор исследований в области международной безопасности Йельского университета Джеффри Манкофф. В опубликованной в издании Council on Foreign Relations статье он сообщает, что США недавно обратились к руководству Узбекистана с предложением разместить военную базу на его территории.

Причиной данного обращения стала нестабильная ситуация в Пакистане. «Перед лицом повышающейся неустойчивости в Пакистане американские войска все более и более разворачиваются к постсоветской Средней Азии в поисках альтернативных маршрутов для поставок в Афганистан. Киргизия в настоящее время — главный пункт транзита Вашингтона. Но под давлением из Москвы киргизское правительство указало американским войскам покинуть авиабазу „Манас“ к августу 2009 года. В связи с этим Соединенные Штаты недавно обратились к Узбекистану как к возможной альтернативе», — отметил американский эксперт.

Торг между Вашингтоном и Ташкентом по размещению американских военных в Узбекистане начался еще в прошлом году. Напомним, что с 2001 года на территории Узбекистана в Ханабаде размещалась американская военная база. Однако после андижанских событий 2005 года, когда американцы требовали допустить их к расследованию обстоятельств массового расстрела жителей, Ислам Каримов обвинил американцев в пособничестве исламистам и выдворил их с базы Ханабада. Тут не обошлось и без участия Москвы.

Отношения Ташкента и Вашингтона прервались на три года. За это время Узбекистан успел возобновить свое членство в ОДКБ и вступить в ЕврАзЭС. Однако не получив от Москвы обещанных дивидендов, Ташкент вновь пошел на сближение с США. Дружба началась с просьбы Вашингтона помочь в наведении порядка в Афганистане. Барак Обама в своей предвыборной программе объявил, что намерен довести операцию в Афганистане до победного конца, а для этого необходимо увеличить американский воинский контингент еще на 30 тысяч человек.

Переговоры по открытию воздушного коридора для самолетов США, перевозящих грузы в Афганистан, начал командующий Центрального командования вооруженных сил США генерал Дэвид Петреус. Он добился согласия Ислама Каримова на транзитный воздушный и наземный коридор. Свое воздушное пространство также предоставили Казахстан, Таджикистан и Туркмения.

Но основным перевалочным пунктом, по расчетам американцев должен был стать Узбекистан. Первоначально договорились, что американские самолеты будут садиться в Термезе на военной базе НАТО, где дислоцируется германская военная группировка, а затем грузы по железной дороге будут отправляться в афганский Хайратон. Однако, тут же стало ясно, что база в Термезе, дополнительной нагрузки не выдержит. Тогда американцы заговорили о аэропорте города Навои. Он был построен в 1962 году и нуждался в реконструкции. Однако отдать его американцам для Ташкента было слишком рискованно. Здесь нашли другую схему: на базе аэропорта было создано совместное предприятие с Южной Кореей, которая обязалась его модернизироваться и вложила более 200 млн. долларов. Затраты узбекской стороны гораздо скромнее — 87 млн. долларов. Так аэропорт перешел под управление южно-корейской авиакомпании Korean Air.

Теперь получается, что США для получения аэропорта в свое распоряжение должны договариваться с Южной Кореей. А Ташкент как бы остается в стороне. Такое положение очень устраивает Узбекистан — ему одинаково важно получить в кризисный период деньги от США и в тоже время не испортить отношения с Россией, крайне ревностно относящейся к появлению американцев в любом месте постсоветсткого пространства.

Другая пикантность ситуации — членство Узбекистана в ОДКБ. Ташкенту надо придумать, как совместить обязательства, данные ОДКБ, и оказать содействие международной коалиции в Афганистане. Ташкент, по мнению экспертов, уже устроил себе лазейку — перевел свое участие в этом альянсе в режим «частичного». Впрочем, по мнению источника в ОДКБ, если перед Узбекистаном станет острый выбор между НАТО и ОДКБ, то он не предпочтет ОДКБ Североатлантическому альянсу.

По данным посольства США в Узбекистане, Вашингтон и Ташкент уже достигли соглашения об использовании навоийского аэропорта и транспортных систем Узбекистана для коммерческого транзита небоевых военных грузов в Афганистан. Впрочем еще раньше, президент Ислам Каримов, открывая обновленный аэропорт «Навои» в присутствии южно-корейского лидера Ли Мен Бака сообщил, что «Навои» будет задействован в воздушных перевозках натовских грузов. Это решение, подчеркнул тогда Каримов, продиктовано экономическими причинами.

Сколько заплатит США за жест доброй воли Узбекистана и Южной Кореи — пока не известно. Ташкент акцентирует внимание на том, что «Навои» должен стать крупным международным узлом, одним из ключевых пунктов создания «Нового Шелкового Пути», связывающего Восточную Азию с Западной Европой. Аэропорт способен принимать и обрабатывать до 300 тонн грузов в день. А железная и автомобильная дороги связывают аэропорт с соседними государствами, в том числе Афганистаном. Использование такого мощного транспортного узла дорогого стоит, напоминают в Ташкенте.

Не исключено, что свои услуги американцам предложат и соседи по региону. Туркмения, рассорившись с Россией из-за газа, решила активизировать сотрудничество с США. Президент Гурбангулы Бердымухамедов отправляет в Вашингтон своего министра иностранных дел Рашида Мередова. При этом он заявил, что «мы придаем очень важное значение развитию отношений с США». В ходе рабочей поездки 22−25 июня Мередов проведет ряд важных встреч в американских верхах.

От соседей решил не отстать и Таджикистан. В феврале 2009 года в Брюсселе президент Эмомали Рахмон также предлагал НАТО и США союзнические услуги. «НАТО, как одна из важных составляющих в обеспечении безопасности в Афганистане, должна наладить активное сотрудничество прежде всего со странами-соседями — с Ираном и в особенности с Таджикистаном, который имеет протяженную границу с Афганистаном», — заявил он. И у Душанбе есть, что предложить американцам. В 25 километрах от столицы находится военный аэропорт «Айни». Нужно ли столько США станет известно в скором времени.

Ташкент

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня