На тактических учениях на мысе Опук на самом деле отрабатывается вариант начала новой мировой войны
Именно по этой трассе мчатся на правительственные дачи Фороса и Мухалатки все VIP-кортежи из аэропортов «Симферополь» и «Бельбек». По ней едут курортники на самые элитные пляжи ЮБК от Балаклавы до Алупки. Вернее сказать — мчались, ехали…
Огромный оползень буквально сожрал стратегическую магистраль Симферополь-Бахчисарай-Севастополь на участке между селом Фруктовым и станцией «Мекензиевы горы». Чтобы понять небывалый, по-настоящему всекрымский масштаб транспортной катастрофы, обязательно нужно взглянуть на карту.
Итак, первая большая развязка перед городом-героем, где бахчисарайская дорога расходится на три направления: к Бельбеку и Евпатории, на севастопольскую Северную сторону и главное направление — подъем вверх, откуда машины идут на окружную «президентскую» трассу к Балаклаве или через Инкерман непосредственно в Севастополь.
И вот этой, реально самой главной севастопольской дороги — больше нет! Стало невозможно напрямую проехать в город. Стало невозможно завернуть к Ялтинскому кольцу, на Южный берег Крыма.
На тактических учениях на мысе Опук на самом деле отрабатывается вариант начала новой мировой войны
В первые дни марта асфальт у Фруктового треснул и «поехал». Сначала перекрыли одну полосу. Очень надеялись, что губительный процесс остановится. Такое уже случалось. Год за годом сюда клали новое покрытие, пытаясь замазать непонятные горбы. Однако все равно на спуске и подъеме руль приходилось держать крепко, чтобы не бросило в сторону на очередной неизвестно откуда взявшейся рытвине.
За две последних недели оползень порвал асфальт до конца. Через всю ширину дороги образовались разломы высотой в человеческий рост. Естественно, движение закрыто полностью. Каждый день дорога проседает вниз. Никаких надежд на скорый ремонт нет.
Отчаянный народ фоткается в громадных трещинах. Прошли ещё дожди, не прибавившие стабильности грунту. Есть шанс, что вместо плавного сползания пласты земли могут сойти рывком. Тогда любители селфи окажутся в одной братской могиле.
Социальные сети полны черным стебом: «Наш большой севастопольский каньон», «Слышал, с завтрашнего дня фото будут платными», «Любопытно посмотреть, какими околицами первых лиц страны с „Бельбека“ повезут», «Там ещё метров на 200 выше будет то же самое, где дорога как стиральная доска…»
— Аварийно-восстановительные работы должны быть максимально ускорены, — требует врио губернатора Дмитрий Овсянников. По словам чиновников, ежедневно дорожное покрытие просаживается на 10−15 сантиметров. На самом деле, никаких работ на оползне пока не проводится. Похоже, власти попросту не знают, что делать. Движение грунта зафиксировано сразу на четырёх гектарах.
Правительство Севастополя готово объявить режим чрезвычайной ситуации. Специальное заседание пройдет в среду, 22 марта. На ремонт трассы претендуют пять фирм. Режим ЧС избавит от необходимости проводить длительные конкурсные процедуры и город русской славы сможет воспользоваться услугами единого поставщика. Из городского резервного фонда экстренно выделены 70 млн. рублей.
— Средства необходимы для восстановления 300 метров трассы, создания в месте проседания асфальта «подушки» толщиной в 3,5 метра, а также для изыскательских работ на всех четырех гектарах грунтовой подвижки, — сообщил директор департамента дорожно-транспортной инфраструктуры Игорь Титов. Оказывается, геологическую экспертизу и проектно-сметную документацию еще не делали. То есть, есть все шансы, что 70-ти миллионов может быть мало.
По оптимистическому утверждению главы департамента, если работы начать немедленно, «дорогу можно будет открыть к началу летнего сезона». Сначала назывался май, теперь июнь. Спецы разделились во мнениях. Действительно, можно насыпать новую подушку и переложить асфальт, а вот как сделать, чтобы на следующий день этот асфальт не уплыл? Одни рекомендуют бить сваи каждые 10 метров на глубину залегания коренных пород. Другие говорят, мол, бить сваи на действующем оползне — всё равно, что пилить сук, на котором сидишь, попутно прыгая на нем.
Значит, придется снимать всю массу грунта, начавшую движение. И обязательно возводить масштабные конструкции по дренажу и водоотведению. Если не сделать дренаж, просто закрепив снизу оползень подпорной стеной — из-за подпочвенных вод конструкция гарантированно рухнет. Плюс подсыпка и утрамбовка нового грунта, укладка дорожного покрытия. По такой технологии восстанавливали горную дорогу к Форосу. Еще один вариант ремонта после оползня был применен на старой ялтинской дороге в районе урочища Алсу. Там срезали гору и уложили трассу в известняк.
В любом случае, речь идет об огромных деньгах и месяцах круглосуточного строительства, которое еще впереди. Чтобы хоть как-то разгрузить автомобильные объезды, губернатор Овсянников потребовал запустить через Севастопольскую бухту дополнительный морской паром для перевозки автомобильного транспорта и пассажиров. С февраля на линии «Артбухта — Радиогорка» ходит паром «Адмирал Истомин». Ему на помощь в бешеном темпе готовят еще одного старого «норвежеца» — паром «Адмирал Лазарев». Оба судна способны перевозить 25 легковых машин или 4−6 больших грузовиков и 130 пассажиров. Капля в море, но все же лучше, чем ничего.
Уже ясно, что на День Победы Севастополь останется без обычного гостевого многолюдья. Есть вариант проехать «огородами», дальним крюком через Северную сторону и пригород Любимовка. Но даже сейчас, в будни межсезонья маленькая тамошняя «двухполоска» забита бесконечной тянучкой. К маю тут гарантирован кошмар круглосуточных заторов. Еще один временный объезд организован через село Поворотное. Проселочную дорогу немного расширили, вырубив деревья, но движение разрешено только для легковушек. Грузовики и автобусы по ней не пойдут. Тем более, подошва оползня в 20 метрах до первого дома самого Поворотного.
Остановят ли нарушителей ПДД любительские съёмки «за вознаграждение»?
Точно так же не проехать привычным севастопольским маршрутом на Балаклаву, Ласпи, Сарыч, Форос, Кацивели, Симеиз, Алупку… Теперь единственный доступный путь на эти знаменитые курорты Южного берега -через Симферополь на Ангарский перевал, потом вкруговую через Алушту и Ялту.
Нетрудно спрогнозировать, что нынешним летом «алуштинский поток» вырастет минимум в полтора-два раза. Хотя в сезон здесь и без того тесно. Огромный и самый престижный курортный регион республики фактически оказался в транспортной блокаде.
И никто даже не хочет представить, куда денутся бесконечные колоны грузовых фур, следующих с Керченской переправы до Севастополя и далее. Сейчас это единственный способ доставки продовольственных и промышленных товаров в регион. Морское грузовое сообщение материковой России и портов Крыма до сих пор не налажено. Как всегда, ждем жаренного петуха. Похоже, дождались.