Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Так кто же сбил малазийский «Боинг» MH17?

Почему Гаага пытается замять дело о сбитом пассажирском самолете

22355
Так кто же сбил малазийский "Боинг" MH17?
Фото: Zuma/TASS
Материал комментируют:

Власти Малайзии раскритиковали закрытие дела о крушении Boeing рейса MH17, и заявили о намерении продолжить добиваться справедливости для жертв авиакатастрофы.

«Дело официально закрыто. Однако мы понимаем, что правосудие до сих пор не восторжествовало», — заявил министр транспорта страны Энтони Локе, добавив, что министерство продолжит заниматься этим вопросом на разных властных уровнях.

Локе также призвал коллег в правительстве «бороться за права и достоинство малазийцев, пострадавших в результате досадного инцидента».

Наверное, все давно забыли об этом деле, особенно за последний год в свете СВО. Да и Западу сейчас не очень выгодно снова доставать это явно шитое белыми нитками дело, есть поводы поважнее. Что тут может сделать Малайзия? И как вести России? Можем мы помочь докопаться до истины, и насколько это даст нам очки в информационной войне? Или лучше не напоминать об этом, не давать лишний повод для обвинений?

Читайте также
Украина врежет по несознательным европейцам «Дружбой» Украина врежет по несознательным европейцам «Дружбой» Киев участил атаки против этого нефтепровода, потому что Запад не против, чтобы и тот повторит судьбу «Северных потоков»

— Как известно, в ноябре 2022 года окружной суд Гааги огласил приговор по делу, — напоминает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

— Обратим внимание, что данное дело рассматривалось именно в рамках судебной системы Нидерландов, а не неким международным органом — в частности, Россия еще в июле 2015 года заблокировала принятие резолюции Совбеза ООН о создании международного трибунала «для уголовного преследования лиц, ответственных за преступления, связанные с уничтожением самолета «Малазийских авиалиний».

Также стоит отметить, что после крушения авиалайнера представителями Малайзии, Нидерландов, Украины, Бельгии и Австралии была создана международная следственная группа. В феврале 2023 года представители этой группы заявили, что расследование приостановлено, впрочем, не исключив его возобновления в случае появления новых материалов. В частности, заместитель генпрокурора Нидерландов Дигна ван Бетцелар заявила о «веских основаниях предполагать», что якобы имевшее место решение о поставке силам ДНР комплекса ЗРК «Бук», с помощью которого, по версии данной следственной группы, был сбит малазийский Boeing, принималось российским президентом.

Впрочем, Дигна ван Бетцелар сделала оговорку, что «высокая планка полных и убедительных доказательств» по поводу версии о таком решении президента РФ «не достигнута», а Владимир Путин, являясь главой государства, будет иметь иммунитет от судебного преследования в представляемой ею стране.

«СП»: Никого в итоге не посадили… Или цель была просто заочно осудить Россию?

—Как известно, в рамках приговора, оглашенного окружным судом Гааги, виновными по делу были названы Игорь Гиркин (Стрелков), Сергей Дубинский и Леонид Харченко. Они были заочно приговорены к пожизненному заключению. Прокуратура Нидерландов позже заявила, что «будут предприняты дальнейшие усилия» с целью добиться, чтобы эти люди оказались в заключении. Но понятно, что реализовать это обещание на практике нидерландским силовым структурам будет проблематично.

Политическое значение этого решения окружного суда, как и упоминаний представителями нидерландской прокуратуры версий о якобы причастности к делу российского президента, в нынешних условиях пока ниже, чем до начала военной спецоперации.

«СП»: Почему в Малайзии недовольны? На какой результат они рассчитывали?

— Насколько можно судить, министр транспорта Малайзии затронул эту тему прежде всего в контексте бюджетных ассигнований, выделенных правительством страны на финансирование участия в международном судебном разбирательстве. То есть здесь скорее намерение подчеркнуть, что эти расходы оправданны, несмотря на заявление международной следственной группы о приостановке расследования.

«СП»: Власти Малайзии заявили о намерении продолжить добиваться справедливости для жертв авиакатастрофы. Каким образом?

— По крайней мере, прагматичное взаимодействие с представителями Малайзии у России сохраняется и при действующем премьере страны Анваре Ибрагиме, занявшим пост в ноябре 2022 года. Можно отметить, в частности, состоявшиеся в марте 2023 года в Москве переговоры советника президента РФ Антона Кобякова с представителями малазийской нефтегазовой компании Maharani Energy Gateway. То есть, пока не очевидно, что периодическое возвращение в международную медиа-повестку темы трагедии малазийского авиалайнера и обвинений со стороны ряда западных политиков в адрес Москвы по этому поводу станет предлогом для принципиального охлаждения между Малайзией и Россией на нынешнем этапе.

«СП»: А Россия может ей помочь? Как вообще следует вести себя?

— Вряд ли новые шаги России тут могли бы что-то принципиально изменить, тем более в ситуации, когда критика в адрес Москвы в западных медиа активизировалась в условиях кризиса вокруг Украины. Скорее, реалистичная задача для Москвы — добиваться, чтобы российская версия истории со сбитым Boeing была представлена в медиа-пространстве зарубежных, в том числе, западных государств, насколько это в принципе возможно.

«СП»: Сегодня все давно забыли об этом деле. Будет ли Запад предпринимать усилие, чтобы и не вспомнили?

— Стоит повториться, что сейчас политическое значение этого сюжета снизилось, впрочем, нельзя сказать, что союзники представители США или их союзников о нем забыли. Есть информационные поводы, поддерживающие интерес широкой аудитории к этой теме. Например, в марте 2023 года Международная организация гражданской авиации (ІКАО) приняла решение рассмотреть иск Нидерландов и Австралии против России по делу о сбитом малазийском Boeing.

Читайте также
Русское наступление началось: У ВСУ есть выбор – либо один котел в Бахмуте, либо три Русское наступление началось: У ВСУ есть выбор — либо один котел в Бахмуте, либо три «Холодноярцы» из 93-й ОМБр считают, что Сырский отозвал бронированный кулак из Часова Яра на другое направление и оставил их на верную смерть

Стоит учитывать, конечно, что в ходе крушения этого авиалайнера погибли граждане западных государств. То есть, оппоненты России могут попытаться актуализировать эту тему на фоне усталости граждан США и их союзников от темы российско-украинского конфликта с целью дополнительно усилить тезис, что политика Москвы угрожает именно западным державам. Но опять же, пока это дополнительная тема для публичных обвинений в адрес России, но явно не основная.

— Как показывает практика, для Запада главное — поднять тему, интегрировать ее в информационную повестку, создать обсуждение в выгодном ключе, — говорит доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.

— Во многом, это объясняется условиями информационной войны. Как только развитие темы в информационной повестке приобретает нежелательный контекст, интерес к ней у западных государств теряется. Что-то похожее сейчас наблюдается в развитии темы взрывов на «Северных потоках» ввиду обрастания ситуации новыми деталями.

Расследования катастроф, повлекших за собой большое количество человеческих жертв, является чувствительным вопросом. Дело закрыто, но это не значит, что в процессе его расследования найдена истина. Решение суда было, в действительности, конъюнктурным, в угоду политической повестке дня, что, в целом, нашло отражение в официальной позиции МИД России, ставшей реакцией на результаты расследования.

Малайзия, безусловно, может, добиваться справедливости. Заинтересована в этом и Россия. Другой вопрос в том, чтобы эта справедливость восторжествовала, должна смениться уже упомянутая пресловутая политическая конъюнктура. В противном случае, существует значительный риск спустить все на тормоза.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Вадим Трухачёв

Политолог

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня