Культура

Авангард борьбы с мещанством

В РАМТе состоялась премьера спектакля «Подходцев и двое других» по повести Аркадия Аверченко

  
358
Авангард борьбы с мещанством

Русская комедия — это особая вещь. Самое острое здесь чувство юмора — это юмор, если угодно, висельника или каторжника, того, кому терять нечего, кроме чувства собственного достоинства, а потому и простор для смеха ничем не замусорен. Такой юмор, когда хохочешь над шуткой взахлеб, а отсмеявшись, на последнем всхлипе, поднимаешь взгляд и видишь в глазах шутящего смирение и грусть. И тогда улыбаешься ему так, понимающе: «А ты крепкий малый, брат!»

Аркадий Аверченко написал повесть «Подходцев и двое других» в Санкт-Петербурге 1917 года. Он терял на глазах родину, а писал про трех повес, кутил и авантюристов, которых по какой-то прихоти вместе свела судьба.

Режиссер Сергей Алдонин, под стать главным героям, пошел на настоящую авантюру: он создал спектакль столь же запойный и шумный, как неспокойная троица, кутежи в котором перемежаются со скоротечными похмельями непростых раздумий и оценок нанесенного ущерба окружающему миру и здоровью. В эту вечеринку режиссер, как радушный хозяин на стол, метнул все, чем богата сцена: классическая диалоговая комедия сменяется водевилем, кордебалет — балетом, комедия положений — не пошлой клоунадой, и все — в сопровождении живого оркестра, который не прячется стыдливо в оркестровой яме, а смело перемещается по сцене.

Нельзя не отметить очень удачное оформление сцены: легкие элементы декораций, прекрасно передающие дух Петербурга начала двадцатого века, позволяют за считанные мгновения переносить действие из квартиры на улицу, оттуда — на вокзал и уже в другую квартиру. Художник спектакля Виктор Шилькрот так говорил перед премьерой о своей работе: «Действие повести Аверченко происходит в Петербурге 1917 года. Хочется создать ощущение города-миража из дуг мостов и арок, из отражений и бликов. Того старого прекрасного и загадочного города больше нет, но в нашем сознании живут его образы, созданные Гоголем, Пушкиным, Достоевским, Блоком, Мандельштамом и другими призраками Петербурга».

На троицу Аверченко РАМТ решительно ответил своей: Петр Красилов, Илья Исаев и Степан Морозов исполнили Подходцева, Громова и Клинкова более чем убедительно. Настолько, насколько три друга могут сыграть трех друзей. Актеры были органичны, достоверны, ярки на фоне города-призрака и его жителей-теней, достойны друг друга.

Трое друзей вышли на бой с пошлостью и мещанством и вели его с отчаянием обреченных, проверяя на прочность и окружающий мир, и населяющих его людей. Но судьба, определившая их в передовой отряд этой борьбы, сама же и разметала его, подкинув Громову жену, а Клинкову — нежданное богатство. И вод Подходцеву остается только в последний раз разыграть своих друзей. Впрочем, шутка эта, как и положено лучшей шутке, понятна будет только ему.

Сергею Алдонину удалось под вереницей смешных диалогов и остроумных проделок увидеть трагедию одиночества, которую можно выразить в простой фразе: «Если вокруг столько одиноких людей, то почему вокруг столько одиноких людей?» И именно это позволило сделать спектакль не плоским, не просто ярким шоу, но серьезным произведением, в котором на вопрос «Так в чем смысл жизни?» никто не сможет дать ответа. Потому что тот, кто на него готов ответить — обычно лжет.

Фото предоставлены РАМТ

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Александр Асафов

Независимый политический аналитик

 Александр Абрамов

Главный аналитик Банка «Солидарность»

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня