Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
8 апреля 2015 17:53

Авангард борьбы с мещанством

В РАМТе состоялась премьера спектакля «Подходцев и двое других» по повести Аркадия Аверченко

388

Русская комедия — это особая вещь. Самое острое здесь чувство юмора — это юмор, если угодно, висельника или каторжника, того, кому терять нечего, кроме чувства собственного достоинства, а потому и простор для смеха ничем не замусорен. Такой юмор, когда хохочешь над шуткой взахлеб, а отсмеявшись, на последнем всхлипе, поднимаешь взгляд и видишь в глазах шутящего смирение и грусть. И тогда улыбаешься ему так, понимающе: «А ты крепкий малый, брат!»

Аркадий Аверченко написал повесть «Подходцев и двое других» в Санкт-Петербурге 1917 года. Он терял на глазах родину, а писал про трех повес, кутил и авантюристов, которых по какой-то прихоти вместе свела судьба.

Режиссер Сергей Алдонин, под стать главным героям, пошел на настоящую авантюру: он создал спектакль столь же запойный и шумный, как неспокойная троица, кутежи в котором перемежаются со скоротечными похмельями непростых раздумий и оценок нанесенного ущерба окружающему миру и здоровью. В эту вечеринку режиссер, как радушный хозяин на стол, метнул все, чем богата сцена: классическая диалоговая комедия сменяется водевилем, кордебалет — балетом, комедия положений — не пошлой клоунадой, и все — в сопровождении живого оркестра, который не прячется стыдливо в оркестровой яме, а смело перемещается по сцене.

Нельзя не отметить очень удачное оформление сцены: легкие элементы декораций, прекрасно передающие дух Петербурга начала двадцатого века, позволяют за считанные мгновения переносить действие из квартиры на улицу, оттуда — на вокзал и уже в другую квартиру. Художник спектакля Виктор Шилькрот так говорил перед премьерой о своей работе: «Действие повести Аверченко происходит в Петербурге 1917 года. Хочется создать ощущение города-миража из дуг мостов и арок, из отражений и бликов. Того старого прекрасного и загадочного города больше нет, но в нашем сознании живут его образы, созданные Гоголем, Пушкиным, Достоевским, Блоком, Мандельштамом и другими призраками Петербурга».

На троицу Аверченко РАМТ решительно ответил своей: Петр Красилов, Илья Исаев и Степан Морозов исполнили Подходцева, Громова и Клинкова более чем убедительно. Настолько, насколько три друга могут сыграть трех друзей. Актеры были органичны, достоверны, ярки на фоне города-призрака и его жителей-теней, достойны друг друга.

Трое друзей вышли на бой с пошлостью и мещанством и вели его с отчаянием обреченных, проверяя на прочность и окружающий мир, и населяющих его людей. Но судьба, определившая их в передовой отряд этой борьбы, сама же и разметала его, подкинув Громову жену, а Клинкову — нежданное богатство. И вод Подходцеву остается только в последний раз разыграть своих друзей. Впрочем, шутка эта, как и положено лучшей шутке, понятна будет только ему.

Сергею Алдонину удалось под вереницей смешных диалогов и остроумных проделок увидеть трагедию одиночества, которую можно выразить в простой фразе: «Если вокруг столько одиноких людей, то почему вокруг столько одиноких людей?» И именно это позволило сделать спектакль не плоским, не просто ярким шоу, но серьезным произведением, в котором на вопрос «Так в чем смысл жизни?» никто не сможет дать ответа. Потому что тот, кто на него готов ответить — обычно лжет.

Фото предоставлены РАМТ

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня