Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура / Кино и театр
19 ноября 2020 12:23

Евгений Гришковец: «Откуда взялся такой откровенный цинизм по отношению к нам?»

Евгений Гришковец раскритиковал карантинные меры для театров Москвы

5004
Материал комментируют:

В связи с увеличением заболеваемости COVID-19 власти Москвы приняли решение: до 15 января 2021 года ограничить максимальное число зрителей в театрах, кинотеатрах и концертных залах столицы 25% вместимости. Писатель, актер и режиссер Евгений Гришковец резко раскритиковал эти меры, после чего любезно согласился прокомментировать свое недовольство «Свободной Прессе».

Важно отметить, моноспектакль Евгения Гришковца «Как я съел собаку» — абсолютный «рекордсмен» страны по количеству показов на большой сцене. Он удостоился главной театральной награды России «Золотая маска». В вооруженных силах бывшему матросу Гришковцу постфактум дали звание «старшина второй статьи» с формулировкой «за пропаганду российского флота».

Читайте также
«Дула направлены в сторону азербайджанского блокпоста». Большой репортаж из Шуши Наш военкор говорит спасибо азербайджанским военным «за все те ракеты и кассеты, от которых бегал по Степанакерту»

«СП»: — Евгений Валерьевич, в своем блоге вы написали, что решение правительства Москвы о 25% наполняемости залов является, процитирую, «предательским и подлым, решительно очковтирательским…» И что лучше бы они все закрыли сами. Довольно резкое высказывание. Чем рождена такая эмоциональная реакция? Это лишние меры со стороны столичных властей?

— Я убежден в том, что, во-первых, это лишние меры. Лишние даже с пятидесятипроцентной или семидесятипроцентной рассадкой. Потому что это все очковтирательство. Когда работает метро, все остальные меры с закрытием или ограничением времени работы общепита и всего прочего — это показушничество. Дело в том, что с театрами очень удобно.

«Актеры, музыканты, работники исполнительского жанра в классической сфере — мы как социальная группа практически не существуем, нас очень мало. Поэтому нас как будто можно не замечать»

Но при этом само закрытие или ограничение работы театров достаточно заметно. И подлость заключалась именно в том, что нас не закрыли, а нам создали такие условия, в которых мы должны закрыться. Потому что с посадкой 25% даже государственным театрам финансово невозможно играть свой собственный репертуар. Не говоря уже о независимых артистах, таких как я. Этого недостаточно, чтобы просто оплатить аренду театра.

«СП»: — То есть это такое иезуитство получается?

— Абсолютное иезуитство. Абсолютное предательство, хитрость. После этого мы слышим отзывы пресс-секретаря президента, что вот, дескать, никаких планов помощи деятелям культуры не планируется. Потому что телевидение, — он, правда, тут ошибся, отнеся телевидение к культуре, — кино функционируют: съемочные группы могут работать. А театр должен работать 25% - пожалуйста. Вот в этом предательство нас, театральных деятелей, деятелей балета, опера, симфонической музыки.

«СП»: — Меня удивила ваша смелость в этой ситуации. Нет опасений, что запишут в оппозицию?

— Да пусть записывают. Куда угодно пусть записывают. Дайте работать. Вот и все.

Читайте также

«СП»: — Я в прошлом году в Калининграде был на вашем спектакле. Вы начинали его с благодарности и очень смешно говорили о том, что за деньги зрителя можете позволить себе жить и больше нигде не работать, занимаясь любимым делом. Насколько сильно ударила пандемия по вашему кошельку? В какой вы оказались ситуации? Интернет дает хоть что-то?

— Нет, интернет мне ничего не дает. Потому что те онлайн «ужины» (интернет-проект Евгения Гришковца — прим. ред.), которые я делал после введения карантина в апреле, я принципиально их не стал монетизировать. Я считаю, что те люди, которые смотрят мои эти онлайн-выступления, — мои товарищи по несчастью. С 13 марта по начало сентября я ни разу не вышел на сцену. Вышла у меня книга в июне. Но большое количество магазинов было закрыто, а какие-то потом не открылись. К тому же надо понимать, что те спектакли, которые я отыграл в сентябре и октябре, это перенесенные спектакли с марта, апреля и мая. Так что я был лишен возможности зарабатывать совсем. Если бизнес просел на 50−70%, то я не зарабатывал вообще.

«СП»: — Вы вернулись из Белоруссии. Там есть какие-то ограничительные меры для учреждений культуры, театров?

— Нет, там заведения общепита, бары работают до 4, до 5 утра. Театры какие-то работают, какие-то — на ремонте. Другое дело, что там заведения общепита, которые вывесили в витринах плакаты в поддержку оппозиции, флаги бело-красно-белые — их просто закрыли. Лишили лицензии, отменили аренду. Это в городе Минске.

«СП»: — Это было сделано под предлогом борьбы с коронавирусом?

— Нет-нет, это сделано просто: закрывают и все.

«СП»: — Предположим, что государство или власти Москвы услышали ваш посыл и решили какую-то поддержку оказать. Какие меры были бы кстати?

— Деньги платить людям, которых лишили возможности работать.

«СП»: — Это тем, кто «на ставке». А как вам можно помочь?

— Я — ИП (индивидуальный предприниматель — прим. ред.). Но давайте начнем хотя бы с того, что даже диалог никакой не идет. Какие меры? Песков сказал коротко и ясно, что никаких мер поддержки не предполагается. Все! Мы ощутили отношение к нам как к некой такой лишней роскоши. Есть же рыбалка, охота, баня. Спорт можно смотреть по телевизору, кино. А театр — как-нибудь проживем без… Вот как это выглядит. Но при этом делается показательное выступление: работайте для 25% зала.

«СП»: — Министр культуры что-нибудь предпринимает?

Читайте также
Военные базы, которые Россия потеряла при Владимире Путине Россия стремится вернуть былое влияние, но что она успела потерять?

— Любимова? Я не понимаю, чем она занимается. Я видел, что она появлялась где-то на открытии реставрационных работ, еще где-то. Она сама из театральной среды. Ее отец — выдающийся театровед. И я уверен, что театр для нее — явление понятное и родное. Но никаких попыток защитить театр с ее стороны я не видел. Другое дело, что когда было принято решение ограничить до 25% посадку, некое распоряжение Министерства культуры было, чтобы те билеты, которые были куплены до того, были хотя бы реализованы. Но это было сделано после заявления директора Большого театра.

«СП»: — Спасибо вам за интервью. Я надеюсь, что эта ситуация исправится.

— Вот вы сказали «я надеюсь». А что вам дает повод для надежды?

«СП»: — Возраст, вероятно.

— Вот только если возраст. Потому что можно говорить, что «надо дождаться, пока все закончится, надо продержаться». Но вопрос в том, когда это закончится?

«Дело вот в чем: когда в аварийной подводной лодке кислорода для экипажа на трое суток, а помощь придет через пять… Помощь уже будет никому не нужна»

Я не понимаю, откуда взялся такой откровенный цинизм по отношению к нам. Эти люди ходили на наши спектакли, смотрят наше кино, читают наши книги. Почему они так с нами поступают? Просто потому, что мы для них как социальная группа не существуем. Вы поймите, что просто одних официантов в Москве больше, чем всех артистов, балерин и музыкантов, вместе взятых по всей стране.

Последние новости
Цитаты
Виктор Литовкин

Военный эксперт

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня