Российское телевидение часто обвиняют в деградации: засилье развлекательных передач самого низкого качества превращает «голубой» экран в перманентный «Аншлаг». Научно-популярные проекты практически не задерживаются на телеканалах, а между тем, именно в кризис сложилась та ситуация, при которой зритель сможет повлиять на однотипность нашего ТВ. Воспользуется ли он, наконец, этим шансом, — большой вопрос.
«Кризис положительно сказался на телевидении, — заявляет Александр Цекало. — Шелуха отсеивается, люди концентрируют свои мозги, начинают учиться экономить. Творческие люди стали более собранными, а бездельники так и остались бездельниками».
Телевизионные боссы формируют сетку вещания, исходя из докладов специальных компаний, отслеживающих рейтинги. Шоу не оправдало ожиданий и финансовых вливаний? Значит, его закрывают. Получается, сетку вещания формируем мы сами и она, к большому, сожалению, состоит исключительно из «развлекаловки». С научно-популярными проектами зритель, как правило, не церемонится: смешную передачу смотреть куда интереснее, даже если она бессмысленная. Впрочем, кое-что начинает меняться: несмотря на то, что все вокруг ругают финансовый кризис, именно он может изменить облик российского телевидения: сделать его не только развлекательным, но и познавательным.
Создание шоу в формате «инфотеймент» (развлекательная информация) стало новым трендом сезона. На отечественном ТВ появилось сразу несколько передач в этом русле: «Коллекция глупостей» с Максимом Кононенко, «Хочу верить» с Борисом Корчевниковым, обновленный «Специальный корреспондент». Научно-популярный фильм Павла Лобкова «Гены против нас» взял долю 22, став одним из самых успешных проектов осени. А значит, зритель проявляет к инфотейменту живой интерес. В рамках нового тренда СТС запускает свои новости со вкусом развлечения — «Инфомания». Премьера программы состоится 28 октября.
Впрочем, сбить прицел российским креативщикам могут лишь зрители. А значит, российское телевидение, которое мы сами давно уже обвиняем в деградации, снова превратится в набор вечных «гы-гы» госпожи Дубовицкой. Голосовать «пультом» российский зритель пока еще учится.