Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Социальные проекты
20 сентября 2018 19:35

Россия на голодном пайке, пока Кремль скупает валюту

Что стоит за обещанным нам Медведевым профицитным бюджетом на ближайшую трехлетку?

10289
Материал комментируют:

В четверг, 20 сентября, Кабмин РФ одобрил проект федерального бюджета на 2019-й и 2020−2021 годы. Как отметил премьер Дмитрий Медведев, «бюджет 2019 года будет не просто сбалансированным: планируется, что он станет профицитным впервые с 2014 года».

Вот как выглядят ключевые пункты бюджетных проектировок. Профицит федерального бюджета запланирован на ближайшие три года. В 2019 году он составит 1,884 трлн. рублей или 1,8% ВВП. В 2020-м - 1,183 трлн. или 1,1% ВВП. В 2021-м - 908,4 млрд. или 0,8%.

Расходы казны серьезно вырастут по сравнению с действующим бюджетом. Наиболее существенными будут траты на социальную политику (4,9 трлн. рублей, 4,9 трлн. и 4,7 трлн. на следующие три года соответственно), на оборону (2,9 трлн, 3 трлн. и 3,2 трлн.), на национальную экономику (2,64 трлн, 2,5 трлн, 2,87 трлн), а также на безопасность и правоохранительную деятельность (2,2 трлн, 2,2 трлн, 2,3 трлн).

Проект предусматривает резкий рост фонда национального благосостояния (ФНБ). К концу 2019 года он достигнет максимального за всю его историю значения (7,81 трлн. рублей). И далее, как планируется, продолжит увеличиваться: в 2020 году — 11,37 трлн, в 2021 — 14,18 трлн.

Читайте также

В базовом сценарии российский ВВП вырастет в 2019 году на 1,3%, а в 2021 году темпы роста ускорятся до 3,1%. Инфляция вырастет на 1,3% - до 4% в 2021 году. Безработица в 2021 году должна быть на уровне 2018 года (4,8%), либо снизится на 0,1% (по итогам 2017 года она составила 5,2%).

«В следующем году мы фактически полностью восстановим финансовую защиту бюджета от внешних шоков, которая помогла нам и в период первого мирового кризиса, в 2008—2009-м годах, и в период с 2014-го, когда началась вторая волна кризиса и мы столкнулись с санкционным давлением», — заверил Медведев. Правда, тут же оговорился, что следующий шестилетний цикл для российской экономики «будет непростым».

Ситуация в мировой экономике и впрямь не выглядит радужной. 20 сентября Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) понизила прогноз роста мирового ВВП на 2018−2019 годы. В этот период, считают аналитики, глобальная экономика будет выдавать 3,7% роста ежегодно. Тогда как в мае ожидалось увеличение на 3,8% и 3,9% в текущем и следующем году соответственно.

Причина коррекции прогноза ОЭСР — рост торговой напряженности и политических рисков. Надо понимать: президент США Дональд Трамп серьезно сцепился с Китаем в торговой войне. По мнению аналитиков, это негативно скажется на экономиках обеих стран. Причем, Китаю, по расчетам американцев, достанется больше. Это значит, что потребление нефти в Поднебесной сократится, на нефтяном рынке возникнет ее избыток, а цены на «черное золото» полетят вниз.

При таком раскладе в глубокой рецессии рискуют оказаться все развивающиеся рынки. Но в первую очередь — экспортеры углеводородов. А значит, нынешние оптимистичные бюджетные проектировки во многих странах затрещат по швам. В том числе наверняка — и в России.

Тем не менее, Госдума просигналила о готовности принять проект бюджета без «проволочек». Как заявил спикер Вячеслав Володин, нижняя палата рассмотрит документ в первом чтении 24 октября, во втором — 14 ноября, в третьем — 20 ноября.

— Если посмотреть на трехлетний бюджет РФ со стороны, может показаться, что все замечательно, — отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Правительству не надо занимать, денег на все хватает. Но тогда возникает вопрос: зачем власти только что повысили НДС, «продавили» пенсионную реформу? Зачем было городить огород, если все хорошо?!

На деле, догадываюсь, все не так блестяще, как следует из проекта бюджета. Прежде всего, профицит не является заслугой самого Кабмина. Это «заслуга» цен на нефть, которые за год повысилась в 2,5 раза, и находятся на чрезвычайно высоком уровне. Плюс — «заслуга» девальвации рубля, которая, по моим оценкам, достигает 40%. Речь идет, в том числе, о скрытой девальвации. Она образуется из-за того, что рубль искусственно удерживается на низком уровне в то время, когда нефть дорожает.

Наконец, есть и третий фактор. Бюджет стал профицитным, потому что уменьшился в объеме. Кабмин урезал статьи расходов, где только мог, чтобы бюджет сводился даже при $40 за баррель.

Это вызывает удивление. Тем более, в логике бюджета, остальные доходы надо изымать и отправлять за границу.

«СП»: — Из чего вы делаете такой вывод?

— За три года правительство РФ предполагает скупить валюты на 8,5 трлн. рублей. Де-факто эти деньги будут отправлены за границу. Неужели ради этого страна посажена на голодный паек?

Одновременно правительство рассказывает, что планирует ряд крупных инвестиционных проектов. Но финансировать их почему-то собирается за счет заимствований. Зачем, если можно взять деньги из сумм, которые предполагается отправить за границу?

Тем более, инвесторы вкладываются в проекты, которые хорошо окупаются. Например — в платные дороги. Но нам-то необходимы вещи, которые зачастую вообще не окупаются, но при этом носят стратегический характер. Мы не можем все дороги сделать платными, всю стратегическую инфраструктуру сделать коммерческой. Я уже не говорю о риске заморозки активов, которые будут выведены из России.

Читайте также

«СП»: — Кабмин считает, что бюджет будет профицитным три ближайших года. Это похоже на правду?

— Нет никаких оснований, чтобы нынешние темпы поступления средств сохранились. Прежде всего, санкции со стороны США будут постепенно ужесточаться. Причем вне зависимости, кто — демократы или республиканцы — победит на промежуточных ноябрьских выборах в Конгресс. Я вообще не верю, что Вашингтон изменит свою политику в отношении Москвы.

Это значит, перед Россией стоит задача формирования собственной финансовой системы. Диверсифицированной, с множеством участников, которая способна привлекать средства и переводить их в реальные проекты. Необходимость этого была очевидна с 2014 года, но «воз и ныне там».

Не решена даже проблема создания национальной системы расчетов. Если завтра наши банки отключат от SWIFT, возникнут проблемы при внутрироссийских переводах. Я считаю, это просто дикость.

Словом, адекватной перестройки экономики РФ не было и нет. Мы по-прежнему критически зависимы от Запада по ряду позиций, прежде всего — по технологическому оборудованию. Даже в нефтегазовом секторе у нас нет собственного оборудования, чтобы добывать «черное золото». Хотя на те триллионы долларов, которые валились российской элите на голову в 2000—2010 годах, такую промышленность легко можно было выстроить. И даже — не по одному разу.

Нет и гарантий, что цена на нефть останется на нынешнем уровне. Сейчас, я считаю, нефтяной рынок переживает пик «бычьих» спекуляций. Нефть держится на высоких уровнях на ожиданиях, что с рынка уйдет Иран, а добыча в Венесуэле и Ливии сократится.

На самом же деле, дефицитом нефти не пахнет. По всем оценкам — и ОПЕК, и МЭА — спрос на «черное золото» не растет. И эта стагнация надолго. А если кризис захватит Китай, развивающиеся рынки, а следом и Европу — цена на нефть упадет очень значительно.

«СП»: — Что в этом случае ждет Россию?

— В такой ситуации экономика России — без институтов, которые могут обеспечить развитие страны, без суверенной финансовой системы, — может столкнуться с колоссальными трудностями. И ситуация в ней может выйти из-под контроля. Просто потому, что резервы Кремль, я считаю, уже отыграл.

Последние новости
Цитаты
Ольга Четверикова

Директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Александр Михайлов

Член Совета по внешней оборонной политике, генерал-майор ФСБ в запасе

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня