Экономика / Нефть и газ

Цены-2019: Россиян успокоит бензин по пол-литра на заправках

Нефтяники согнут правительство в борьбе за розничную цену на топливо

  
7692
Цены-2019: Россиян успокоит бензин по пол-литра на заправках
Фото: PA Images/ ТАСС
Материал комментируют:

15 января 2019 года Союз независимых участников национального топливного рынка «Независимый топливный союз» (НТС) выпустил пресс-релиз, в котором предупредил: январский скачок цен на топливо из-за повышения НДС до 20% и роста акцизов в 1,5 раза подталкивает вверх значение индекса Netback (индекс экспортной альтернативы — увеличился, начиная с января, в среднем на 9 000 рублей/тонна), что уже сказалось на росте биржевых цен. В настоящий момент, подчеркивается в пресс-релизе, существует высокая вероятность повторения сценария мая 2018 года, при этом независимые АЗС могут столкнуться с диспаритетом оптовых и розничных цен ещё накануне высокого сезона.

Пресс-службой НТС данный документ позиционируется как ответ на высказывания премьер-министра Дмитрия Медведева, который днем ранее в ходе правительственного совещания подчеркнул:

— У нас существует ряд договорённостей с нефтяными компаниями, в том числе о том, что рост цен на нефтепродукты, моторное топливо не должен превышать уровень инфляции, — заявил премьер-министр. — В свою очередь мы готовы в этом смысле оказывать поддержку нефтяному сектору, чтобы таможенно-тарифные льготы в нефтедобыче были сохранены в полном объёме. Надеюсь, что это даст возможность соблюдать все договорённости и что нам не придётся прибегать к крайним мерам, которые неоднократно анонсировались, но на которые мы не пошли. Я имею в виду так называемые заградительные пошлины на экспорт.

Читайте также
Россияне бегут из страны? Пора за это брать деньги Россияне бегут из страны? Пора за это брать деньги Правительство думает, что сможет остановить массовый отъезд новыми поборами

Отвечая на вопрос главы кабмина о текущем состоянии дел на рынке нефтепродуктов, зампред правительства Дмитрий Козак отметил, что ценовая ситуация на внутреннем рынке моторного топлива соответствует договорённостям, которые были достигнуты 31 октября 2018 года, и добавил:

— Ведётся проверка крупных региональных, так называемых независимых, розничных сетей на предмет выявления монополизации розничного рынка и злоупотребления монопольным положением, — добавил Козак. — В некоторых регионах, несмотря на то что это достаточно большая розничная сеть, выявлены факты монополизации этого рынка через аффилированных лиц. В этом случае принимаются меры, предусмотренные антимонопольным законодательством.

В свою очередь, президент НТС Павел Баженов заявил:

— Правительство России, по всей видимости, волнует цена на стелах АЗС только, как фактор, создающий социальную напряженность. Тут, конечно, можно действовать в соответствии с маркетинговыми рецептами продуктовой розницы и продавать «пресловутые 9 яиц». Да, можно поставить на стелах АЗС цену 20 рублей за АИ-92 хоть завтра. Правда цена будет за пол-литра. Однако проблема постоянного роста цен на моторное топливо так и не будет решена. Необходима комплексная реформа российского топливного рынка. Подчеркну, если предложения Независимого топливного союза будут реализованы, мы совсем скоро сможем увидеть на стелах 35 руб. за честный литр бензина. К сожалению, в текущих условиях, никаких других вариантов не допустить роста цен на топлива, кроме пресловутых маркетинговых ухищрений — нет!

Конкретный рецепт НТС по недопущению трагедии с ценами на бензин заключается в следующем: отменить акцизы на топливо, обязать отечественные нефтяные компании реализовывать все производимые нефтепродукты через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу, а также привязать розничную цену к биржевым котировкам, установив предельно допустимые процентные наценки от крупнооптовой цены (30% на автомобильные бензины и 25% на дизельное топливо).

Оценивая по просьбе «СП» эти предложения, эксперты отметили, что в них есть здравое зерно.

— В принципе, идея привязать розничные цены на бензин к биржевым котировкам неплохая, — считает эксперт-экономист Михаил Хазанов. — Ведь до ноября 2018 года они двигались как в анекдоте. «Нефть дешевеет — бензин дорожает, нефть дорожает — бензин дорожает, нефть стоит на месте — бензин дорожает. Будь упорным — будь как бензин». Хотя, по логике вещей, со снижением цен на нефть должна падать и стоимость бензина, а подобное возможно как раз при использовании биржевых торгов.

Что же касается акцизов, то их влияние сказывается на всех — и независимых АЗС, и ВИНКах (вертикально-интегрированных компаниях — ред.), владеющих собственными сетями автозаправок. И вряд ли они в восторге от их повышения, тогда как федеральный бюджет от роста их ставок особо не выиграл. Поэтому во избежание подъема цен после марта, когда закончится действия соглашения правительства и крупнейших нефтяных компаний о стабилизации розничных цен на бензин и дизельное топливо, было бы лучше ставки акцизов уменьшить, либо тогда придется договор продлевать.

Конечно, полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, акциз лучше было бы отменить совсем, но в крайнем случае можно сделать его плавающим. ВИНКи это вполне бы устроило, поскольку позволило бы сдерживать рост цен на нефтепродукты.

— План повышения акцизов для наполнения бюджета был принят в 2015—2016 годах, когда цена на нефть упала до 30 долларов за баррель, — говорит он. — Но сейчас дефицита бюджета вроде бы нет, поэтому вполне можно было бы акцизы не повышать. И в этом плане я согласен с независимыми заправщиками — регулировать надо именно акцизами, а не в ручном режиме, не шантажом, когда правительство поставило ультиматум по принципу «если не стабилизируете цены прямо сейчас, не сходя с места, то мы запретим вам продавать нефть за рубеж». Думаю, ближе к марту правительство будет все-таки вынуждено пойти на диалог с нефтяниками по снижению акцизов, тем более что эта идея выгодна и ВИНКам. Которые, кстати, будут к этому разговору подготовлены серьезнее, чем в октябре-ноябре 2018 года. Тем более что Игорь Сечин, полагаю, уже доносил свою позицию до президента. Да и лобби нефтяное укрепилось, правительство само теперь вынуждено обращаться за помощью к нефтяникам, поскольку Минэнерго договорилось о снижении добычи с ОПЕК, так что шантаж тут уже не сработает. А вот идеи по товарно-сырьевой бирже и привязки цен к биржевым котировкам вряд ли выполнимы. Потому что для тогда теряется смысл вертикальной интеграции. Зачем самому добывать и перерабатывать, если ты вынужден продавать через биржу? Наоборот, ВИНКам выгодно, чтобы подобного регулирования не было. И вообще возникает вопрос, а почему для бензина потолок наценки должен быть именно 30%? Пожалуй, больше шансов на воплощение имеет предложение «Роснефти» по квотам — чтобы не обязательно через биржу, но на внутренний рынок компании отдавали по 17−17,5% своей добычи.

«СП»: — А насколько, по вашему мнению, вероятен озвученный НТС сценарий с ценниками на АИ-92 по 20 рублей за пол-литра?

— Может быть, какие-то ухищрения здесь и будут, по этому пути тоже можно пойти. Вспомните, все новогодние праздники говорили про эти «девятки яиц». Посмотрите на другие товары. Мало кто молоко то же самое продает по «честному» литру, в основном по 975, по 950 миллилитров. Впрочем, даже если такие ценники на стелах у дорог и появятся, где-нибудь на заправке все равно будет висеть бумажная распечатка с печатью и подписью с указанием, что сегодня литр бензина стоит столько-то рублей. Потому что это требования регламента.

«СП»: — Не приведет это к росту недовольства населения такой политикой заправщиков?

— Несмотря на то, что все жалуются на дороговизну, бензин все равно покупают. А главное, АЗС удается довольно успешно переводят стрелки недовольства на правительство. Да, появляются периодически призывы к каким-то акциям вроде «сегодня мы не заправляемся на „Лукойле“, завтра — на „Газпроме“, послезавтра — на „Роснефти“, заставим их снизить цены». Но, по сути, не они же теперь цены устанавливают, а государство, и от компаний тут уже мало что зависит. И это недовольство государством у потребителя присутствует.

«СП»: — И каким же образом им тогда выживать? Вернее, с ВИНКами-то тут все понятно, они встроены в мощные холдинги государственные, полугосударственные, так что не пропадут. А вот независимым-то заправщикам как выживать?

— У многих независимых в действительности очень маленькая маржа. В большинстве случаев предприниматель не сосредотачивается на топливе, а просто держит пару автозаправок на какой-нибудь трассе, попутно имея гостиницу где-нибудь в Анапе и шашлычную где-то под Махачкалой. А вот если бы они сосредоточились на топливе и пошли бы в ногу со временем, все могло бы быть иначе.

«СП»: — Что вы имеете в виду?

— Например, бизнесмен мог бы открыть на заправке минимаркет и продавать что-то еще, кроме бензина. ВИНКи, например, так и развиваются, гася волну колебаний цен на нефтепродукты и нивелируя потери маржинальности из-за этого. На одном только кофе они очень серьезно зарабатывают. Если не ошибаюсь, только «Газпромнефть» выручила на этом более 1 миллиарда рублей в 2018 году. Именно в этом, в уходе от монотоварности, и заключается способ выживания независимых заправщиков в сложившихся условиях. Но независимым, к сожалению, так развиваться не хочется.

— Если быть честными, — подхватывает мысль аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев, — то компании, не относящиеся к ВИНКам, работают сейчас себе в убыток. В Сибири, например, по причине нерентабельности временно закрылось множество бензоколонок. Конечно, совсем независимые компании не исчезнут, но, видимо, какая-то их часть все же будет вынуждена перейти под крыло тех же ВИНКов. Остальные будут вынуждены каким-то образом увеличивать свою маржу, задействовать какие-то резервы.

Читайте также
Как в России резко подешевели яйца Как в России резко подешевели яйца Поставщики уверяют, что работают себе в убыток, когда недоливают и недокладывают нам товар

«СП»: — Учитывая, что кроме реализации непосредственно топлива у независимых АЗС пока никаких других инструментов нет, можно ли предположить, как сильно подорожает бензин весной этого года? И если помечтать, что правительство каким-то немыслимым образом вдруг согласится на потерю своей доли в стоимости топлива, согласится на предложения НТС, смогут ли россияне действительно увидеть цену на 92-й бензин в пределах «старых, добрых» 35 рублей?

— К сожалению, 35 рублей — уже нереальная цена ни при каких условиях. Потому что это даже ниже тех расходов, которые несут нефтяники с учетом налоговой нагрузки. Что касается весны, то если правительство пойдет нефтяникам навстречу, то мы увидим подорожание топлива в пределах 1,5−2 рублей. Если же договоренности достигнуты не будут, то нефтяники уйдут в свободное плавание и рост цен составит в зависимости от марки топлива 3−5 рублей. На практике трудно сказать, сработают ли уже запущенные механизмы, правительство считает, что они помогут сохранить поступления в бюджет и при этом меньше давить на нефтяников. Но я, например, в ослаблении давления не уверен.

«СП»: — Почему?

— Потому что по сути это, так сказать, те же яйца, только сбоку. Вместо налога на экспорт с них будут брать налог на добычу полезных ископаемых, что, собственно. То же самое. Просто правительство вроде как надеется за счет этой меры простимулировать производство бензина в стране, а не продажу нефти за рубеж. Но вопрос в том, насколько это выгодно самому правительству. Ведь у нас львиная доля валютных поступлений приходится как раз на продажу энергоносителей. И если сейчас правительство заставит нефтяников реализовывать всю нефть на внутреннем рынке, то что мы получим от продажи нефти за рубеж? Что мы в рамках бюджетного правила будем закладывать в резервный фонд? Ничего.

Так что, думаю, само правительство не заинтересовано, чтобы вся нефть шла на переработку. Оно пытается каким-то образом усидеть на двух стульях, но насколько это реально, я не знаю, тут дилемма. Нефтяникам сейчас действительно выгодно продавать нефть за рубеж, а не перерабатывать здесь. Однако новые меры правительства предполагают именно это. И начало 2019 года нам прекрасно показало всю «эффективность» этих механизмов. Несмотря на все договоренности, несмотря на жесткие ограничения и обещанные нарушителям санкции бензин дорожает, вопреки всему.


Проблемы экономики: Указы Путина: Сеанс борьбы с бедностью с полным ее разоблачением

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Александр Зимовский

Политолог и медиа-консультант

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Иван Антропов

Заместитель директора Института актуальной экономики

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Задай вопрос президенту
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня