Власти США решили смягчить условия по введению потолка цен на российскую нефть, утверждает агентство Bloomberg со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией. Предполагается, что диапазон предельной цены может быть увеличен с предложенных ранее 60 долларов за баррель.
Хотя идея введения потолка цен на российскую нефть обсуждается давно и должна вступить в силу уже в декабре, очевидно, что у США возникли серьезные проблемы с ее реализацией. По информации агентства, присоединиться к предлагаемому механизму готовы далеко не все страны мира.
Пока что речь идет о «Большой семерке», Австралии, а также Южной Корее, которая сообщила о выполнении требований «в частном порядке». Кроме того, США намерены привлечь к участию в нефтяных ограничениях Новую Зеландию и Норвегию. При этом такие важные торговые партнеры России, как Китай и Индия к американскому механизму, по данным Bloomberg, присоединяться не планируют. Страны ОПЕК+, по информации инсайдеров, также не одобряют идею нерыночных ограничений нефтяных цен.
О каком именно диапазоне цен речь идет теперь, неизвестно, источник издания утверждает, что Вашингтон еще не обсуждал его с партнерами. Тем не менее, сдвиг в позиции американской администрации произошел после того, как они «потратили несколько месяцев, убеждая европейцев изменить санкции в отношении российской нефти».
Ранее в ЕС утвердили восьмой пакет санкций, одной из главных мер которого стало как раз ограничение стоимости нефти. Эмбарго на морские поставки российской нефти в ЕС, а также ценовой потолок для сырой нефти вступит в силу 5 декабря 2022 года, а для нефтепродуктов — 5 февраля 2023-го. В Еврокомиссии подчеркнули, что данная мера разрабатывалась в «тесной координации» с G7.
Но потом в Вашингтоне заявили, что 60 долларов — не окончательные цифры, а теперь, если верить Bloomberg, готовы и вовсе увеличить их. Правда, вряд ли это кардинально изменит ситуацию — и сам Владимир Путин, и главы профильных ведомств неоднократно говорили о том, что Россия не будет продавать сырье странам, которые введут нерыночные ограничения в виде потолка цен на нефть, даже если он будет рентабельным. Во время Восточного экономического форума Путин прямо заявил, что идея введения ценового потолка на энергоносители является «чушью и бредом» и приведет только к росту мировых цен на энергоносители.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович считает, что США надеются на то, что если ценовой потолок будет достаточно высоким, российские власти разрешат компаниям продавать нефть даже с учетом ограничений, что позволит избежать дефицита и роста цен на мировом рынке.
— Это попытка избежать ситуации, при которой Россия полностью прекратит продавать нефть и нефтепродукты странам, которые ввели это ограничение цен или price cap. Представьте, что США надавили на Южную Корею, она присоединилась к этому механизму и Россия перестанет поставлять ей нефть. Это будет очень неприятно не только для самой Кореи, но и вызовет существенный рост цен на нефть в мире.
Поэтому американцы сейчас немного сдают назад и, видимо, рассчитывают, что Россия на уровне государства разрешит компаниям заключать контракты с западными судовладельцами, в том числе и по той цене, которая вписывается в price cap. То есть им нужно, чтобы российское правительство не запрещало на законодательном уровне нефтяным компаниям заключать соглашения с условным греческим судовладельцем, который помог бы перевезти нефть, скажем, по 70 долларов за баррель.
«СП»: — А они могут разрешить такие сделки?
— На самом деле, это близко к той цене, по которой сегодня российские компании продают свое сырье, с учетом всех дисконтов. Но нужно понимать, что между дисконтом и ограничением цен есть большая разница. Дисконт — это результат коммерческого соглашения, а price cap — государственное регулирование.
Теоретически российское правительство может оставить право нефтяным компаниям самим решать, готовы ли они заключать сделки с судовладельцами по фиксированной цене или нет. Если бы ограничение было прописано на уровне 40−60 долларов за баррель, в текущих обстоятельствах им не было бы смысла на это соглашаться, да и правительство точно запретило бы. Если речь идет о 70 долларах, возможно, есть вариант, при котором власти разрешат продажу.
Но все не так просто. Можно согласиться продавать нефть по фиксированной цене в 70 долларов, а через полгода или три месяца этот price cap будет снижен, например, до 37 долларов за баррель. И что мы тогда будем делать? Поэтому я бы не торопился менять нашу позицию насчет того, что мы вообще не будем поставлять нефть тем, кто введет ограничения цены. По крайней мере, на уровне государств. А вот то, какие сделки будут заключать с судовладельцами, может быть предметом торга.
Руководитель Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Вячеслав Мищенко считает, что в результате введения потолка цен в мире сформируются два рынка нефти.
— Все эти предложения не имеют под собой никаких рыночных оснований, это попытка перенести санкционное давление на рыночные отношения, впрочем, уже не в первый раз. Евросоюз уже принял для себя определенные решения по потолку цен, просто они пока не формализованы. Должен быть создан единый оператор по закупке ресурсов, в том числе нефти и газа, который будет действовать в рамках определенного коридора цен.
Ну а США в очередной раз показали, что союзники союзниками, а национальные интересы для них превыше всего. Не случайно президент Франции Эммануэль Макрон недавно обрушился с критикой на США из-за того, что у них внутренняя цена на газ в четыре раза дешевле, чем экспортная, которую они предлагают Европе. Но здесь США как раз действуют в рамках рыночного ценообразования, просто у них своя методика определения цен на внутреннем рынке.
Но все попытки ограничить цену на российские нефть и газ беспрецеденты, это полный отход от глобальных рыночных отношений, которые формировались несколько десятилетий. Кстати, США и западное сообщество сами постоянно критиковали Россию и другие страны, в которых были ограничения тарифной политики и внутренней цены. Достаточно вспомнить напряженную историю вступления России во ВТО. Но прошло всего десять лет, и все эти принципы оказались Западом отброшены.
«СП»: — К чему приведет введение потолка цен, даже более высокого?
— Это приведет к тому, что в ближайшее время в мире будут функционировать две системы — одна западная, нерыночная, и весь остальной мир, который будет придерживаться рыночного ценообразования. В этой части рыночные механизмы будут работать так же, как и работали, но я считаю, что России нужно активно заниматься формированием своих площадок, потому что нельзя сидеть и ждать, когда бывшие партнеры еще что-то придумают.
После этого решения есть угроза роста цен на мировом рынке, потому что любое ограничение поставок и предложения рождает нервозность и толкает котировки вверх. Если в момент введения ограничения цены не будет достаточно предложения и альтернативы российской нефти, конечно, котировки пойдут вверх.
Те страны, которые будут работать в старой системе, будут работать по тем же котировкам и контрактам, что и раньше. А вот «Большая семерка» и ЕС будут пытаться вводить ограничения. Но как это в реальности будет выглядеть на практике сказать сложно.
Тот же пример США, которые уже сейчас планируют какие-то послабления, говорит о том, что это чистейшая политическая конъюнктура, которая постоянно меняется. В такой системе работать по правилам, которые устанавливаются западным сообществом, невозможно, потому что как эти правила будут применяться, знают только они. Точнее, даже они толком не знают, потому что принимают решения исключительно по политическим соображениям.