Заслуженному артисту Российской Федерации Михаилу Ефремову недавно исполнилось 50 лет. Сам актер признается, что не ощущает «юбилейного возраста». В его искренности смогли убедиться зрители нашего прямого эфира с участием юбиляра. Мы предлагаем посмотреть повтор этой передачи. А счастливому эпикурейцу с высокой гражданской позицией, одному из самых талантливых и обаятельных артистов страны редакция Свободной прессы желает крепкого здоровья и творческого долголетия. С Днем Рождения, «гражданин Ефремов»!
Захар Прилепин: — Сегодня у нас в гостях замечательный человек Михаил Ефремов. Наверное, ничего не буду о нем говорить, а сразу приступлю к нашему разговору. Тут такие безбашенные нам задают вопросы, что я бы задумался, что на них ответить. «Согласились бы вы сыграть Путина и если да, то каким бы он был от вас?» Игорь Котовский спрашивает.
Михаил Ефремов: — Это зависит от сценария, но наверное как-то я попробовал бы. Это, скорее, интересно — играть Наполеона и царей. У меня был король один, но он умер — Карл в «Королеве Марго». Конечно, Путина интересно сыграть, но я не знаю, каким бы он был. Его можно сыграть трагически, комически, сатирически — это все зависит от вас, писателей, литературная основа для нашего вида деятельности первоначальна.
ЗП: — В твоем понимании, во Владимире Владимировиче Путине, нашем президенте, большой Наполеон живет или маленький наполеончик?
МЕ: — Да черт его знает, на самом деле. Надо знать ближе его, надо много чего знать. Я думаю, что что-то наполеоновское в нем не может не быть — хотя бы внешне похожи. Если надеть черный паричок — похожи как-то будут. Но он отличается от Наполеонов и других Ричардов III тем, что он спортивный человек. Я в принципе его с трудом иногда, но могу понять, вернее, не понять, а влезть в его миропонимание спорта, здоровья, Родины. Про бабло не знаю, но этого не скажет никому все равно.
ЗП: — Наверное, не правильно поступаю, но мне человек из мира кино рассказал один такой апокриф, байку такую.
МЕ: — «Покайтесь, Владимир Владимирович»?
ЗП: — Да.
МЕ: — Это неправда.
ЗП: — А почему ты в этой истории фигурируешь?
МЕ: — Да потому что это было придумано. Там далеко где-то стояла толпа. И мы разговаривали, сидели и представили эту ситуацию.
ЗП: — Если кто-то не знает, мне рассказали такую байку. Оказались в одном помещении актер Ефремов и государственный деятель Путин. Ефремов, проходя мимо Путина, трижды или четырежды говорил: «Покайтесь!»
МЕ: — Это уже новая интерпретация, что три-четыре раза. Примерно было так, что стоял президент в окружении многих-многих, там такой мраморный пол и надо было разбежаться, на колени встать, подъехать так… И после этого сразу попросить трехкомнатную квартиру на Тверской и много гектаров на Рублево-Успенском направлении. Но этого не было.
ЗП: — Пишут, что создается такое впечатление, глядя на тебя в жизни, на экране, читая в желтой прессе о твоих каких-то выходках, скандалах, что человек ты чувствующий, человек живой, болезненно что-то переживающий и из этого как-то вырывающийся в новом обличье, как Конек-горбунок.
МЕ: — Не как Конек-горбунок, а как Иван-дурак. Конек-горбунок не прыгал в эти котлы.
ЗП: — Но вот вопрос Ирина задает прямой: «Как бороться с депрессией и каков ваш рецепт?»
МЕ: — У меня депрессия бывает дня два, иногда она называется похмельный синдром. Но иногда она и так накатывает после не очень хороших поступков. Бывает стыдная депрессия, бывает из-за кого-то ты расстроишься. Спасает банальная фраза «время лечит». Время, работа, но у меня больше трех дней не было такого гнусного настроения.
ЗП: — Три дня — это много. Можешь ли ты в состоянии депрессии работать?
МЕ: — Могу, мы же играем спектакли, снимаемся все равно. Я же не могу отменить, у меня депрессия сегодня, я не могу играть спектакль, пусть тысяча человек сдает билеты в кассу… Но вообще идея хорошая, надо накопить денег, и говорить: «У меня депрессия", и конвертами расшвыриваться. Работа не лечит, просто ты ею занимаешься, она отвлекает.
ЗП: — Сергей Шаргунов врывается в наш эфир. «Вам не мешает ваша гражданская позиция, а именно снятый с вашим участием цикл „Гражданин поэт“ вашей работе в кино
МЕ: — Я не могу понять, что такое гражданская позиция.
ЗП: — Михаил Ефремов стал одним из символов иронического, саркастического, а может отчасти и неприязненного отношения к нынешнему порядку вещей. Это не мешает?
МЕ: — Пока не мешало. Сейчас мы запустили проект «Гражданин хороший», он больше по объему, чем «Гражданин поэт», больше работы, контракт. Может быть, поэтому я в кино меньше буду сниматься.
Сергей Шаргунов: — Этот проект будет как-то принципиально отличаться от «Гражданина поэта» по формату, по длине?
МЕ: — Раньше мы брали поэта, и от этого плясали. Сейчас у нас есть жанры. У нас есть неделя, произошло сколько-то новостей. У нас есть жанр «Христарадина», это — попрошайка. Есть жанр «Антинарод», там у нас были и казаки, и хасиды, и президент США Барак Обама. Автор не только Быков. Филатов был, про Депардье написали. Орлуша делает каждую неделю на одну из новостей мультфильм. Я начитываю стихотворение, и он делает со своими приятелями мультфильм. У нас есть еще Вася Обломов, который делает страничку «Ломки Васи Обломова». Надо раз в неделю выдать 4, 5 или 6 разных таких… Туда входит и «Гражданин поэт», но мы его хотим делать так, чтобы было живое исполнение в прямом эфире.
СШ: — В свое время эта программа была закрыта на том же телеканале «Дождь».
МЕ: — Она не была закрыта, это были выпуски такие, я бы не назвал это программой.
СШ: — Я процитирую нашу знакомую Дуню Смирнову, которая сказала, что ни одна из манифестаций того времени, ни одна из публицистических статей не сделала столько для расшатывания общественного строя, сколько эти короткие выпуски. В какой-то момент прозвучала некая дерзость в адрес тогдашнего президента Дмитрия Медведева, и считается, что глава «Дождя» Наталья Синдеева решила прикрыть проект. Вы не опасаетесь, что в какой-то момент и этот проект может быть закрыт?
МЕ: — После того как была попытка цензурирования, и «Дождь», и мы получили огромное количество пиара. Так что если сейчас кому-то захочется еще раз… Нам не хочется, мы люди ленивые. Прямой эфир, руководство «Дождя» не несет никакой ответственности.
СШ: — Прямой эфир?
МЕ: — Конечно, это же дешевле. Мы ленивые, жадные люди.
СШ: — Вы много ездите со всем этим?
МЕ: — Сейчас, когда мы готовим «Господина хорошего», у нас нет поездок.
ЗП: — Когнитивный диссонанс: я себе представляю Ефремова, как представляет серьезная часть народа. Это человек, который всегда немного навеселе, всегда в каких-то компаниях, у которого какое-то количество жен, детей. И при этом он снялся в 108 фильмах, при этом он гастролирует с «Гражданином поэтом». Непонятно, как это все вмещается в одного человека.
МЕ: — Дети занимают большое количество моей жизни, но не ох какое прям большое. Каждый день я стараюсь поговорить с каждым. Их шестеро. Жена у меня одна, уже 10 лет, и думаю it’s enough. Это жуткое, отвратительное словосочетание «я публичный человек»… Я не считаю себя публичным человеком, я не считаю, что артист — публичная профессия.
ЗП: — От Ефремова есть ощущение, что он постоянно присутствует — в телевизоре, фильмы выходят. 50 лет в этом году. Это чувствуется?
МЕ: — Иногда чувствуется, но чаще нет.
СШ: — Но эта пауза, которая была вызвана временным закрытием, она ведь сопровождалась гастролями.
МЕ: — Она сопровождалась гастролями и очень интересными съемками у Валерия Петровича Тодоровского в сериале «Оттепель".
СШ: — По поводу гастролей. Есть мнение, что это такой обуржуазившийся протест. Вот Барвиха Luxury, у них постоянно выступают для богатых людей, рассказывают, какие нехорошие власти талантливым языком сатиры, и они все расходятся довольными.
МЕ: — Я не думаю, что мы — протест. Это не протест, это прикол, это капустник.
ЗП: — Это прикол, а Быков тем временем в Координационном совете сидит.
МЕ: — Это проблема Быкова, это не ко мне, я не сижу в Координационном совете. Нужно и Быкова каким-то образом оттуда тащить потихонечку…
ЗП: — Он скоро развалится сам по себе.
МЕ: — А может, не развалится, мы же в непредсказуемой стране живем.
СШ: — Но это же не просто прикол, это прикол, который влияет на умы.
МЕ: — Если не боевитый, то не прикол, а шуточки. Что делает Васильев в этом «Поэте»? С Быковым он борется с духоподъемностью, а со мной он борется — с юмором.
СШ: — А вы работаете с текстами?
МЕ: — Конечно, конечно. Я иногда говорю, что я это не буду читать. Это бывает, но меня чаще всего убеждают. Быков — благородный человек, он говорит: да-да, я понимаю все. Он гораздо умнее, чем мы, и щедрый, конечно, тоже.
ЗП: — «Михаил, здравствуйте! Работая с вами на съемках фильма „Ленинград“, вы говорили, что никогда не будете сниматься в рекламе. Но я услышал ваш голос за кадром в рекламе „Имунеле“. Так что же, вы изменили своим принципам?» — спрашивает Анатолий.
МЕ: — Я, наверное, говорил, что я не буду сниматься в рекламе, потому что я — антиреклама, меня не возьмут никогда. Но что-то произошло, наверное. В «Имунеле» меня взяли по небольшому блату, там знакомая позвонила. А еще я снимался в рекламе «Киевстара» на украинском языке, реклама телефона. «Задоволенный?» — вот это я говорил. — «Петрович, як с правой».
СШ: — А как с языками вообще?
МЕ: — Я в ладах, если дней 5 я буду говорить на одном английском языке, у меня откуда-то с детства начнут вспоминаться… Я учился в специальной школе, у меня были какие-то педагоги.
СШ: — Я не знаю, звучал ли этот вопрос, они неизбежны, по поводу актера в третьем поколении. Обращается Анастасия Демина, она говорит и об отце, и о матери — актрисе «Современника», и о деде — оперном режиссере, и о прапрадеде - создателе нового чувашского алфавита.
МЕ: — Прапрапрадед. Не нового, а просто чувашского алфавита, которого не было до этого вообще. И я не знаю при этом чувашский язык. Он был чуваш, крестьянин, рано остался сиротой, его усыновил зажиточный крестьянин, потом послал его учиться в Симбирск. Выучился на землемера, потом стал еще больше учиться. Он перевел Библию на чувашский язык. Потом он создал азбуку. «Чувашский Ломоносов", в семье его принято так называть. Он друг отца Ленина, Ильи Николаевича, его заместитель. Он открыл триста школ чувашских за свою жизнь, а Илья Николаевич был его начальником, главным в Симбирской губернии по образованию. В Ульяновске церковь, которую он построил, чувашская церковь, православная. Рядом школа, где его музей. Там окно, а за окном горка. Именно по этой горке бегал «маленький, с раскудрявой головой».
СШ: — Ну вот Анастасия Демина спрашивает в лоб: родословная и предопределила ваш путь в жизни? Вообще вы чувствуете, что вы человек из семьи?
МЕ: — Наверное. Приходилось часто слышать: ты же из хорошей семьи. У отца было одно фундаментальное замечание мне, он говорил: «Не спеши». Сестре он говорил пиши, а мне — не спеши. То, что я артистом стал — это произошло само собой. Я же сниматься стал, когда мне было 13 лет, где я и познакомился с Андреем Васильевым, продюсером «Господина хорошего».
ЗП: — Он тоже вас посылал за водкой?
МЕ: — Тогда мы его за водкой посылали. Мы же маленькие были, нам не продавали. А он был большим, и он нам покупал, но не водку, а «Солнце в бокале», портвейн.
СШ: — Ахмет задает похожий вопрос, он спрашивает о том, когда вы почувствовали, что стали абсолютно самостоятельным? С какой роли? Перестали быть сыном, внуком…
МЕ: — Я до сих себя таким чувствую, но не могу сказать, что это мне мешает.
ЗП: — Отец говорил Михаилу «не спеши», а есть к 50 годам ощущение, что успел? И если да, то куда успел? Нет ощущения, что из этих 108 фильмов в 88 не стоило бы сниматься? Нет ли ощущения, что что-то было упущено, вследствие даже не свойств своего характера, а времени, бестолкового, деструктивного, хаотичного? Или что-то было не доиграно, не доделано?
МЕ: — Мне жаловаться грех, потому что я и поруководил студией 3 года, потом работал во МХАТе и переиграл практически весь мировой репертуар, ну не мировой — российский. Чацкий, Треплев, Моцарт, Венингер, кого я только ни играл. А про кино — больше детей рожаешь, больше нужно денег. Театр же не прибыльное занятие.
ЗП: — А ответственность есть какая-то перед папой? Вот я наиграл черт знает что, но зато я детей кормил. Отношение к делу для меня важно. Например, я русский писатель. Я никогда не буду писать никакую рекламу, заказуху, я никогда не буду писать, чтобы получить лишний рубль, хотя у меня тоже есть дети. Я понимаю, что актер — это немного другая профессия, но мне иногда кажется, что у мастеров той, прежней, школы, у них было высокое отношение к профессии.
МЕ: — Я думаю, что это все определяет количество носителей информации. Когда снимались актеры старой школы на черно-белой пленке, там гораздо больше информации, чем на современной оцифрованной этой штуке. По поводу профессии актерской говорить сложно, потому что не хочется гадостей говорить, но вообще это — ах. Но с другой стороны, я могу назвать огромное количество актеров молодых, которые клевые, классные и абсолютно правильно все делают. Есть, конечно, такие артисты, которые сыграют что-то одно, а потом больше после этого ни на что соглашаться не могут. Но это артисты-жрецы, а я все-таки скоморох. Я играл Гамлета еще в институте. По-моему это глупое серьезное отношение к себе как к артисту. Я сыграл — пошел дальше.
ЗП: — Еще один конфликтный вопрос: «Вы все еще в „Жди меня“? Совершенно чудовищный диссонанс между темой, форматом, программой и вами по типажу. Вам оттуда бежать надо. Вы чувствуете в себе силы на собственный театр, киностудию или не готовы к ответственности? Пора, Михаил, пора!» Максимус.
МЕ: — Максимус, про ответственность, про театр я уже ответил, что начальником быть не хочу. Отец никуда не спешил. Я более эмоциональный человек, неврастеник я. А он не неврастеник, он с космосом.
ЗП: — У жреца родился скоморох.
МЕ: — Да. Был такой у меня спектакль «Тень» по Шварцу, на помойке все происходило, но на такой, красочной. Четыре часа он шел. И Олег Николаевич с Татьяной Васильевной Максаковой. Ну они посмотрели, и Татьяна Васильевна Максакова сказала: у отца Ефремова родился сын Любимов. Потому что был такой, не политический, но социальный театр.
ЗП: — Про «Жди меня» — бежать или не бежать?
МЕ: — Мне предложил туда пойти Сергей Кушнерев. Я себя в этой передаче видел раза два.
СШ: — Я на полях этого разговора отмечу, что Марина очень любит вас в этой передаче и спрашивает: «Что вас сподвигло в этой передаче пропускать через себя всю боль».
МЕ: — Вот видите, сколько людей, столько и мнений. Там очень хорошая команда — режиссер Света Бодрова, замечательный оператор Володя Брежнев. Потом, там все эти истории настоящие. Может быть, редакторы, когда они кого-то встречают, они как-то что-то подгоняют, я не знаю этого. Но я думаю, что вряд ли. Ну что же я, совсем уже безмозглый человек, я же вижу, как они смотрят друг на друга? Они действительно не видятся до этого. Еще там сюжеты, они отличаются от всех сюжетов про Россию, которые проходят на Первом канале. Из разных городов, видно уже вот это все, что уже невозможно. Трясина болотная видна, она в этой программе. Почему люди такие несчастные - понятно, там это соединено. И потом, там шутить, выпендриваться, говорить о какой-то гражданской и политической позиции — ну просто идиотом быть. И поэтому эти три дня, что у меня съемки программы, я могу наконец-то не ерничать, не иронизировать, не прикалываться все время.
СШ: — Вопрос о другой трясине болотной — естественно, про политику. «Как вы считаете, сколько надо времени русским людям, чтобы изменить ситуацию в стране? И как вы считаете, может ли это быть без крови?» И несколько вопросов вообще о сценарии всего происходящего, о конфликтности, протесте.
МЕ: — Если нормально анализировать, то мы отстаем от того, что мы привыкли называть цивилизованным миром, лет на триста, может быть, на двести. Свой путь — не понимаю, что такое. Свой климат понимаю.
ЗП: — Ты же был в Греции, Италии, ты реально считаешь, что они на двести лет нас старше?
МЕ: — Да.
ЗП: — А чем, инфраструктурой?
МЕ: — Архитектурой. Но это важней. Все начинается с того, какие дома.
СШ: — Но Петербург тоже прекрасен.
МЕ: — Петербург прекрасен, но приезжая в Амстердам, ты понимаешь, что такое Петербург. Что это пародия такая наша. А окна-то поменьше, холодно же. Но Петербург я полюбил еще больше, когда я увидел Амстердам, я же русский человек. Но первый университет был открыт на Западе за двести лет до того, как на нас напали татары. Татары были триста лет, и были ли они, или мы вместе были… Потом мы очень быстро делали, нагоняли.
ЗП: — Захватывали Варшаву, Берлин.
МЕ: — Не только это, захватывали Сибирь, Кавказ, Крым.
СШ: — Полетели в космос…
МЕ: — Если с американцами спорить, сейчас же такой тренд, что американцы плохие. Да до них еще Колумб не доплыл, а мы уже двести лет под татарами жили.
СШ: — Ну рабство они позже отменили.
МЕ: — Да так же, как мы. Посмотрите «Джанго освобожденный». Что у нас на ту же тему? «Му-му». Вот разница. У нас хоть один народный герой, который встал на восстание против этой…
ЗП: — Степан Разин — национальный герой России.
МЕ: — Казак. Пугачев — казак. Нету крепостных людей…
СШ: — А все-таки сейчас чего ожидать, исходя из твоих ощущений?
МЕ: — Знаете, я так ошибаюсь всегда… Я в 1998 году, в 1999 думал, что России, как большой конфедерации, осталось жить год, два. Но пришел Владимир Владимирович, собрался, все сделал, всех напряг, нашел козлов отпущения, все было сделано по правилам. Но на мой взгляд, загнал он внутрь эту болезнь, и это может произойти гораздо хуже. С другой стороны, про Советский Союз думал тоже, как будет ужасно, когда он… А он распался достаточно незаметно.
СШ: — Наши сердца с Захаром до сих пор кровью обливаются.
МЕ: — У меня не обливается кровью, у меня моя мечта сбылась практически. Я когда увидел в 1983 году видеомагнитофон — это конец коммунизма, это стало понятно. Я в 12−13 лет побывал первый раз за границей — в Чехословакии. Каждое лето я отдыхал в Локсе или в Юрмале — даже та разница была видна.
СШ: — Страна и конкретная политическая система, почему это так у нас срастается, что одно не оторвать от другого? Едва ли ты ликовал из-за того, что территория распалась.
МЕ: — Нет, почему. Я за территорию не держусь совершенно.
СШ: — А сейчас? Вот уходит эта власть, ведь есть огромный риск распада России.
МЕ: — А если власть проанализирует все сценарии, может, она во главе этой волны станет и сама объявит себя конфедерацией? Наверное, это первый был бы шаг. Или изберет Владимира Владимировича царем. Свободные выборы в России для меня пустой звук. Потому что если сейчас люди, которые сейчас депутаты, реально отказываются от КОИБов, ну все понятно. Еще они хотят отказаться от видеорегистраторов на автомобилях. Весь мир рад, сколько у нас видеорегистраторов, как мы этот метеорит сняли с разных точек, обалденно. А у нас хотят отнять последнюю возможность поймать милиционера на взятке.
СШ: — Михаила Ефремова не было ни на одной из этих площадей?
МЕ: — Не было. Звали, но — нет. Я был один раз на митинге в «Лужниках", очень давно. Там я видел и Ельцина. Там на меня Гдлян произвел странное впечатление, потому что там ходили поезда, а он орал, что специально они ходят, чтобы не слышно было.
СШ: — Некоторые говорят, что Навальный — это новый Гдлян. Борьба с коррупцией…
МЕ: — Навальный — это не новый Гдлян, потому что его еще не избрали генеральным прокурором России.
СШ: — В интернете же избрали.
МЕ: — Интернет — это не Россия, к сожалению. Я думаю, что Владимир Владимирович к нему относится с подозрением.
ЗП: — Неожиданный вопрос: «Переехала в Россию по программе переселения и очень разочаровалась в русских, я их ненавижу. Сама русская. Что делать?» Елена.
МЕ: — Хороший риторический вопрос. Это не Елена, это Чернышевкий, наверное. Наверное, это русская болезнь.
ЗП: — Ненавидеть русских?
МЕ: — Это не ненависть. Она так пишет «ненавидеть», потому что ей нахамили где-нибудь. Русский человек сгоряча все и делает, иначе он не поднимется просто.
ЗП: — «Что вы не поделили с Табаковым, который вас уволил из МХАТа? Ведь он унаследовал главное режиссерство от вашего отца и должен был быть ему за это благодарен» Михаил Никольский, Дубна.
МЕ: — Во-первых, я ушел из МХАТа за 3 года до смерти своего отца, в 1997 году. Во-вторых, я когда поступал в институт — школу-студию МХАТ — я писал сочинение, мой любимый актер — Олег Табаков. Люди почему-то какой-то находят конфликт. Никакого конфликта нет. У Олега Павловича прекрасный театр МХАТ, который выдает огромное количество спектаклей, огромное количество народу занято, они там в прекрасных условиях живут. У меня там работает много знакомых, друзей и родственников, мама моя там работает. Как я могу, зная, кто такой Олег Павлович, как он много всего делает и какой он здоровый человек в этом смысле. Почему он меня не приглашает, я не могу сказать, но я и не думаю, что он меня и не должен приглашать, мы разные люди. Я не могу таким быть энергичным и решать так вопросы, а может и могу, но мне страшновато.
СШ: — Юрий спрашивает о том, есть ли в сегодняшней России какие-то ориентиры среди людей.
МЕ: — Это вопрос о Лихачеве и Сахарове, условно говоря. Дело в том, что сейчас информационный пласт на Землю опустился, и мы с ним тоже собраться как бы не можем. Поэтому мы очень разделены сейчас по любому вопросу. Спартак — ЦСКА, это вся страна так сейчас. Кого бы я ни назвал, все равно будет огромное количество народа, которые скажут: да ну, что это.
СШ: — А интернет приходится читать? Фейсбук, ЖЖ…
МЕ: — Нет, туда я не лажу. Мне что-то жена дает прочитать, если что-то там… Я человек увлекающийся. Почему я так с компьютером, с опасочкой? Потому что когда появились первые игры — «Денди» — я играл месяца два или три в эту игру, реально не останавливаясь, ежедневно. Моя дочь сейчас играет в Warcraft какой-то, я боюсь даже узнавать, что это, я просто боюсь попрощаться с миром.
ЗП: — Спрашивает Тимофей: «С кем из актеров вы искренне дружны?»
МЕ: — Никита Высоцкий, Андрей Васильев, да много народу, прочто с кем-то чаще общаешься… Филя Янковский, Владик Опельянц, но это оператор. С Олегом Меньшиковым мы раньше играли в футбол, но он сейчас очень занят, у него театр. Харатьян, Сережа Шеховцов, Женя Митта, Мишка Горевой. Сейчас кого-то не назову, будут обижаться.
ЗП: — А был элемент зависти и недоброжелательства, когда был этот успех с «Гражданином поэтом»?
МЕ: — Это же абсолютно понятно. Если бы мне было лет 20, 30, даже 40, я мог бы… Но я же уже много раз переживал волны интереса к себе. Слава пришла, слава ушла. Но я понял, что это успех, потому что в какой-то момент больше звонков стало, гораздо больше.
ЗП: — Вопрос об Андрее Панине: «Очень жалко, когда уходят такие молодые актеры. Почему они так одиноки? Почему никого не было рядом с Паниным?»
МЕ: — Я как и все в ужасном состоянии был, когда это узнал. Актер он замечательный, можно сказать, великий русский актер. Очень точный, очень тонкий артист и очень не актер. Он как раз ближе к тем жрецам. Люди, которые ходили на похороны, говорили, что невозможно поверить, что он сам… Это темная история. Они скажут, эти органы внутренние что к чему. Пусть земля ему будет пухом.
СШ: — Спрашивают про узников Болотной.
МЕ: — Понятно, для чего это все — чтобы другие не ходили. То же самое, что и с Ходорковским. Это чудовищно все, что вообще есть политические заключенные. Меня сначала поражали ученые, которых сажали. Это вот болото, трясина эта, вот она и тянет — в Орду, обратно в Орду. Если будет вопрос по поводу сиротского закона, я сразу скажу: это закон крепостной. Это почему-то отношение к этим детям несчастным, как к крепостным. Если их оставили родители, а вот мы, государство, не будем их оставлять, а почему другое государство их может не оставлять, если вы таких родителей вырастили в вашем государстве, которые такое количество детей оставляют? Это крепостной, отвратительный закон не легитимной Думы.
СШ: — Люди спрашивают: «Минувшее двадцатилетие, так называемые «лихие девяностые», не тогда ли были заложены многие авторитарные принципы?" Денис спрашивает о 20-летии событий 1993 года. Сейчас можно в YouTube увидеть ролик: молодой Михаил Ефремов в программе в Останкино говорит: и правильно врезали этим сволочам.
МЕ: — Да, я и сейчас так считаю. Я бы раньше гораздо врезал.
СШ: — Но ведь это же был разгон законной власти, парламента, изменение Конституции в сторону суперпрезидентской.
МЕ: — Там не это было. Там просто деньги не поделили. Одни говорили: давайте, как раньше, а другие говорили: давайте иначе. И этих, если они наследники того парламента, то и с этими я бы сейчас так же поступил. Я сейчас вспоминаю, как же круто вел себя Ельцин при таком проигрыше партии власти. Тогда, в 1993 году это все, к сожалению, вышло на олигархическую фигню 1996 года.
СШ: — Ну где заложено все — в 1996 году или в 1994-м, в Чечне?
МЕ: — Я думаю, в Чечне заложено очень много. Но вообще во всем этом столько тайны, столько того, что мы не знаем, что было на самом деле. Я, например, не могу понять, почему Ельцин не принимал этого Дудаева в течение двух лет. Потому что это единственное, что нужно было сделать, что нам продемонстрировал Владимир Владимирович.
ЗП: — В начале разговора Сергея тут еще не было, и традиционно либерально настроенный Михаил Ефремов произнес спич о том, что если бы заменить часть левых лидеров устаревшего образца, то в России, возможно, был бы левый поворот, в котором Россия отчасти даже нуждается.
МЕ: — Понятно, почему он возможен. Это олигархический капитализм, они обокрали всех. Понятно, что мы не знали вообще, что такое деньги, что такое собственность. К сожалению, надо этому учиться, а иначе этому не научишься. Или надо было 5 лет создавать кристально честных ментов, но это не реально.
ЗП: — Сейчас друзья либералы скажут: Миша, ну какой левый поворот, они сейчас снова все отнимут.
МЕ: — Я имею в виду левый поворот социал-демократический, а не коммунистический, конечно. КПРФ как большая сила должна какую-то реформу провести, и если в нее будет вступать молодежь, а молодежи бедной много… Конечно, что-то будет отнято, что-то будет национализировано, но логика к этому ведет. Либо олигархи проанализируют и поймут, что надо поставить на другое уже, а не на безудержное воровство.
СШ: — А к вам власть часто обращалась с просьбой поддержать в какой-нибудь ситуации?
МЕ: — Нет. То, что я в 1993 году высказывался, это было авторское телевидение. Я дружил с Андрюшкой Столяровым, мы начали выпускать в 1994 году шоу «Новый понедельник». Я жил у Никитских ворот, там эти перестрелки происходили. Потом, когда Гайдар позвал всех защищать, я еще сидел дома, потом перестрелка, я думаю: да, реально сейчас демократия в опасности. И где-то часа в три, полчетвертого, может, в четыре я, выпив стакан, понял, что надо идти защищать демократию, и я пошел защищать демократию. И переходя улицу у ТАСС, я слышу: «Стоять!». И я стою, и то ли я понял, то ли в минуту опасности все так делают, я говорю: «Свои». Оказывается, это ребята, которые часа полтора назад выбили руцкистов из ТАСС. Как-то весело было.
ЗП: — «Почему наше современное кино такое убогое и приземленное? Ваше отношение к „творчеству“ режиссера Федора Бондарчука». Марина.
МЕ: — Федя — братское сердце, друг мой. Мое отношение к Феде замечательное, я с Федей учился. Я снимался у Феди в фильме «Девятая рота». Он энергичнейший человек и, конечно, талантливый очень кинорежиссер. Политически я с ним не согласен, хотя, может, и согласен, ведь мы же не все знаем.
СШ: — Много спрашивают про страх, это к репрессивности нынешней системы. Нет ли ощущения, что скоморошничество может привести к некой «ответке»?
МЕ: — Это, скорее, ощущение моей мамы, бабушку которой посадили, и она от голода умерла в 1941 году. Это из-за того, что она знала 16 иностранных языков. После того как вышел второй или третий выпуск «Гражданина поэта», мама позвонила Андрею Васильеву и спросила: а Мишу не посадят? На что, Андрей сказал: да кто же его посадит, он же Лермонтов.
СШ: — Спасибо!
ЗП: — Спасибо! До встречи на «Господине хорошем», господа хорошие.