Британский аналитический центр Economist Intelligence Unit (EIU) опубликовал результаты исследования, каким будет мировой расклад в 2050 году. По мнению аналитиков, ВВП Китая вырастет в 10 раз (до 105,9 трлн. долл.), США — в четыре раза (до 70,9 трлн.), с Америкой почти сравняется Индия, а в первую десятку крупнейших экономик планеты войдут Мексика и Индонезия. Россия же будет занимать периферийное место.
Прогноз на 35 лет вперед — дело неблагодарное. К примеру, в 2013-м компания Pricewaterhouse Сoopers в докладе «Мир в 2050 году» отводила экономике нашей страны шестое место. Но случилось присоединение Крыма, и Economist Intelligence Unit (EIU) пишет про изоляцию России, разбухание военного и полицейского бюджета и фатальное отставание от нынешних стран «третьего мира» в будущем.
Удивляет, что ВВП крупнейших государств через три с половиной десятка лет британское агентство выдает с точностью до десятой доли триллиона. Вся история человечества показывает, что заглянуть в будущее с такой точностью невозможно. Разве кто в 1900 году мог знать, как будет выглядеть карты Европы в 1920-м или 1940-м?
«СП» решила составить свой прогноз будущего планеты, но на более близкую перспективу, до 2025 года. Предсказать ситуацию через 10 лет хоть и сложно, но всё-таки реально…
Писатель-футурист Максим Калашников считает, что России сложно будет найти свое место в новом мире:
— Планета переходит на шестой технологический уклад. Мир активнее будет использовать новую энергетику. То есть, роль углеводородов уменьшится. Конечно, будут развиваться нано- и биотехнологии, всё что связано с жизнью, биологией, медициной.
В военном плане ядерное оружие будет терять свое значение, а большую актуальность приобретут гиперзвуковые ударные системы, крылатые ракеты, космические аппараты, лазерные комплексы.
Будет идти новая индустриализация, роботизация. Россия, по большому счету, может не найти себе места в новом мире, если продолжит идти прежним курсом.
«СП»: — Какие конкурентные преимущества есть у России?
— Главное наше богатство — интеллект людей. У нас еще сохраняется советский научный потенциал. Помимо этого, есть сырье, что немаловажно.
Главная же опасность кроется в устаревшей и коррупционной системе управления. Созданные инновационные институты, не видят 95% появляющихся в стране новаций. Кроме того, наша система управления плотно завязана на класс «сырьевых феодалов», а для них новая индустриализация смертельно опасна. Они сознательно делают выбор, чтобы Россия не шла по пути развития наукоемкого инновационного развития. Им лучше законсервировать сложившуюся систему. От того, сохранится ли такая модель или же она будет заменена на более адекватную, и зависит будущее Российской Федерации.
Против нас и так играет много факторов. У нас слишком большая территория, слишком суровый климат и, как следствие, очень большие издержки производства. У нас продолжается депопуляция, вымирание не остановлено. Для восстановления демографического потенциала в каждой семье должно быть по три-четыре ребенка, а у нас сейчас в среднем по полтора.
«СП»: — Сохранятся ли сегодняшние международные блоки и объединения?
— Это сложно предсказать. НАТО, по всей видимости, сохранится, ведь альянс представляет собой США и их союзников. НАТО — это «атлантический Рим». А вот сохранится ли БРИКС — большой вопрос. Объединение пяти стран носит формальный характер.
Китай, конечно, будет развиваться, в этом нет сомнений.
США тоже имеют неплохие шансы. Они пройдут через дефолт, большие потрясения, но главное их преимущество — там идет новая индустриализация. По многим позициям в Штатах производится в шесть раз больше товаров на душу населения, чем в Российской Федерации.
«СП»: — Помимо развития технологий увеличивается и разрыв между богатыми и бедными.
— Бедные будут превращены в управляемую массу, восставать они не будут. Во второй половине XX века бедные не только стали вынуждены терпеть свое плохое материальное положение, еще они были превращены в хорошо управляемых индивидов. Посмотрите, какие ролики в интернете набирают большее число просмотров, и всё станет понятно. В США, помимо развития прочих технологий, добились больших успехов в манипуляции общественным сознанием.
«СП»: — Смогут ли вырваться вперед страны Азии?
— Индонезии и Индии Запад не уступит лидерство. Эти государства будут развиваться, но в разряд мировых держав не попадут. А вот Китай имеет перспективы лидерства. Это очень динамичная страна, умеющая отстаивать национальные интересы.
Исламские страны, на мой взгляд, архаичны. Исламскому миру будет крайне трудно совершить научно-технический рывок. Он продолжит обслуживать интересы Запада, то есть «глобальной метрополии».
Заведующий кафедрой мировой экономики Дипломатической академии МИД РФ профессор Владимир Мантусов смотрит в будущее более оптимистично:
— На основе динамики развития мировой экономики можно попытаться спрогнозировать будущее на несколько лет.
Во-первых, есть мнение, что экономика Китая скоро будет первой в мире, а к 2030 году вообще достигнет небывалых высот. Вполне может быть. Но надо не упускать из виду то, что рост китайской экономики идет за счет больших затрат. Если КНР сможет перейти к новому технологическому укладу, то страна станет лидером. Но на Западе прекрасно это понимают, и предпримут какие-то контрдействия. Большое значение будет иметь энергетическое обеспечение страны.
Все говорят, что у США большие проблемы в экономике. На самом деле, больших проблем нет, господство Америки продолжается. Противостоять ей сложно, хотя и возможно. Если будут создаваться региональные блоки и региональные валюты, то можно будет потеснить экономику США. Но в Штатах рассматривают эту опасность и думают, как этого не допустить.
Быстро растет экономика Индии. Эта страна обладает колоссальным потенциалом, но в ней много и проблем, в частности, значительное имущественное расслоение людей. Сейчас социальный фактор не оказывает решающего влияния, но в будущем всё может поменяться. В Индии есть прорывные направления, но многие живут за чертой бедности. Еще одна проблема — энергетическое обеспечение. Если Индия переступит через порог энергетической зависимости от внешних поставщиков, то сможет обогнать даже Китай.
Довольно динамично развивается Латинская Америка. Но прогнозировать ее будущее сложно.
«СП»: — Технический прогресс идет с Запада, а в Азии лишь копируют разработки.
— Это правда. Но многие динамично растущие экономики нынешнего мира раньше таковыми не были. Это относится и к экономике западных стран. Развитие США началось после того, как там были созданы внутренние условия для экономического роста. Внешние условия (Первая и Вторая мировые войны) лишь усилили динамику.
Про Китай многие говорят, что это «талантливый копир». Это так. Но ведь далеко не все могут хорошо скопировать то или иное техническое новшество. В сегодняшнем глобальном мире умение копировать — большой «плюс». Путем подражания можно найти сегмент народного хозяйства, который возможно развивать самостоятельно.
Так что у многих стран есть возможность для роста.
«СП»: — Какую роль в будущем мире будет играть Россия?
— На мой взгляд, в любом случае с Россией всё будет хорошо. Об этом надо говорить громко. Если мы по каким-либо причинам не перейдем в новый технологический уклад, у нас останется ресурсный потенциал и довольно мощное производство.
Но есть большая проблема. Она заключена в нашем самоопределении и целеполагании. Неясно, что мы хотим. Настоящую капиталистическую экономику или социалистическую? От этого выбора будет многое зависеть.
На мой взгляд, надо развивать предпринимательство. В целом, государство должно больше доверять своему народу.
«СП»: — Как быть с ростом неравенства в мире?
— В богатых странах живут достаточно умные люди, они понимают, что рост пропасти между богатыми и бедными может привести к войне. Развитые страны будут выводить свои производства в другие государства, чтобы снижать издержки. То есть, богатея, они будут давать возможность бедным странам зарабатывать…
Мир меняется каждую минуту, через десять лет он будет совершенно другим.
— Мир развивается очень быстро, и трудно предугадать, какие шаги предпримет та или иная страна, — говорит вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин. — Думаю, что наиболее интересные события будут происходить в отношениях между самыми большими «авантюристами» планеты — Соединенными Штатами и государствами Юго-Восточной Азии, прежде всего Китаем.
В Европе рухнут все усилия по созданию политически единого континента. В Старом Свете опять будут создаваться «герцогства». Мне кажется, что Европа станет очень лоскутной.
«СП»: — А что с Россией?
— Я оптимист. Все «страшилки» по поводу нашего будущего в СМИ и интернете, на мой взгляд, не имеют оснований. Россия будет стабильным государством. Я считаю, что в ближайшие десять лет в нашей стране будет разумное руководство и здравая политика. Хотя сегодня наше правительство не является локомотивом, ведущим Россию вперед.
«СП»: — Какова судьба наших интеграционных проектов?
— БРИКС — наиболее устойчивая форма сотрудничества. Латинская Америка всё больше будет тянуться к России и максимально отходить от Соединенных Штатов.
В развитии ШОС есть сомнения. Российско-китайское партнерство — очень большой «магнит» для других стран. Но опыт развала Советского Союза показал, что каждый хочет быть «ханом» в своей республике.
«СП»: — Насколько на мировую обстановку будут оказывать террористические образования вроде «Исламского государства»?
— Террористические группы вроде «Исламского государства» * есть порождение США. Если серьезно взяться за «Исламское государство», то оно исчезнет через полгода. Пока этим никто не хочет заниматься. Если прекратить подпитку террористов, то особых проблем с ними не будет.
«СП»: — Какой фактор будет решающим в ближайшие десять лет?
— Самое главное — переход на новый технологический уклад. Он может изменить ситуацию с расслоением между богатыми и бедными, решить массу мировых проблем.
* - «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность в России запрещена.