Лидер эсеров Сергей Миронов, высказал «свою точку зрения» на то, кому быть премьер-министром будущего правительства. В интервью «Интерфаксу», он заявил, что фракция «Справедливой России» в Госдуме, скорей всего, не поддержит кандидатуру Дмитрия Медведева, если он будет претендовать на должность председателя правительства. «Мы на фракции это еще не обсуждали. Я думаю, что мы будем склоняться к тому, чтобы не поддержать. Это моя точка зрения», — заявил Миронов.
Правда, позднее в понедельник он сказал журналистам, что справедливороссы не прочь проголосовать за кандидатуру Медведева, если идеи из программы эсеров будут «взяты как приоритетные».
Миронов критически отозвался о рокировке Путина с Медведевым и высказал мнение, что пост председателя правительства следует доверить заместителю руководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме, члену президиума центрального совета партии Оксане Дмитриевой.
Кроме того, Миронов предложил отправить в отставку непопулярных в народе министров: Татьяну Голикову (Минздравсоцразвития), Андрея Фурсенко (Минобрнауки), Рашида Нургалиева (МВД), Игоря Левитина (Минтранс) и Анатолия Сердюкова (Минобороны). Эти люди, по мнению политика, «полностью провалили свою сферу».
По словам Миронова, от избранного президента он ждет перемен и серьезного обновления состава правительства. «Я жду, что Владимир Путин начнет реализовывать то, о чем он написал в своих статьях, в том числе используя идеи „Справедливой России“, других партий и кандидатов. Я абсолютно убежден, что если он этого не сделает, то страну и его лично ждут плохие времена», — сказал он.
«СП» решила узнать, как относится Оксана Дмитриева, с которой, как известно, у лидера эсеров напряжённые отношения, к тому, что её кандидатура заявлена в пику Дмитрию Медведеву.
— Данное предложение было давно согласовано, — призналась Оксана Генриховна, — однако у нас по Конституции кандидатуру премьер-министра предлагает президент. Вероятность того, что господин Путин предложит мне возглавлять правительство крайне мала.
«СП»: — Если допустить, что вы всё-таки станете премьер-министром, в чём будет принципиальное отличие вашей политики от той, которую мог бы проводить Дмитрий Медведев?
— Мы подробно изложили нашу позицию, в частности, в «Альтернативном бюджете 2012». Его содержание абсолютно актуально и сегодня. «Справедливая Россия» считает, что каждый год остаются нерешенными главные задачи экономического и социального развития страны. А именно, стимулирование структурного сдвига в пользу несырьевого сектора экономики, обеспечение высоких темпов экономического роста, расширение объемов инновационной деятельности и рабочих мест в инновационной сфере, повышение уровня жизни населения. Рычаги и методы бюджетной и налоговой политики на 2012 год предлагались нами и ранее, в 2010 и 2011 году, они до сих пор остаются наиболее актуальными и эффективными. Мы настаиваем на отказе от политики одновременного заимствования и пополнения Резервного фонда, что позволит получить существенную экономию за счет расходов на обслуживание государственного долга. Мы предлагаем отказаться от политики искусственного занижения доходов, занижения расходов и искусственного формирования дефицита бюджета. Мы предлагаем ряд радикальных изменений в пенсионной системе, отказ от накопительного обязательного элемента, отказ от регрессивной шкалы социальных взносов. Параллельно с этими мерами мы предлагаем стимулировать экономический рост через снижение налогов на определенные сектора экономики, на инновационную деятельность. Необходимо менять структуру федерального бюджета в сторону увеличения расходов на здравоохранение, образование, научные исследования. Предусматриваем мы и увеличение расходов на ЖКХ, на капремонт жилья и инфраструктуры, дорожное хозяйство и метростроение.
На 2012 год мы также проанализировали эффективность реализации программ и нацпроектов, реализуемых правительством в предыдущие годы, предложили более эффективные программы.
Наш альтернативный бюджет рассчитан, исходя из прогнозов цены на нефть марки Юралс 115 долларов США за баррель. Меры налогового стимулирования в сочетании с замораживанием тарифов естественных монополий позволяют спрогнозировать рост ВВП на уровне 5% (по сравнению с 2011 годом), что, вместе с более реалистичной, чем у правительства, оценкой цены на нефть и другие виды сырья с соответствующим перерасчетом доходов от нефтегазового экспорта, позволяют прогнозировать доходы альтернативного бюджета в 2012 году на уровне 13149,9 млрд рублей.
Сергей Миронов, однако, и сам не может не понимать, что Оксану Дмитриеву будут до последней возможности держать на расстоянии пушечного выстрела от премьерского кресла. Что же подвигнуло Миронова на очередные громкие заявления?
— Миронов действовал, исходя из двух соображений. На мой взгляд, абсолютно трезвых и адекватных, — говорит ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин. — Во-первых, явный успех «Справедливой России» на последних парламентских выборах, обусловлен тем, что после ухода Миронова из Совета Федерации партия перешла в жёстко оппозиционную нишу. Это и помогло ей уловить часть голосов протестного электората.
Сегодня уличные протесты пошли на спад, но протестные настроения будут расти по целому ряду причин. Поэтому если «Справедливая Россия» будет позиционировать себя, как оппозиция, это принесёт ей дополнительные политические бонусы. Ситуация вокруг премьерства Медведева — отличный повод попиариться. И поэтому Миронов вплоть до утверждения Медведева премьер-министром правительства в мае будет неоднократно подчёркивать своё несогласие с этой кандидатурой.
Вторая причина. Следует помнить, что нас ждут достаточно неприятные реформы при следующем правительстве. Вопрос только в какой конфигурации они будут проводиться. Раньше была гипотеза «премьера-камикадзе», который будет за них отвечать. Именно поэтому было много версий о том, что Медведев не придёт на премьерский пост. Сейчас, более велика вероятность, что ответственность за непопулярные реформы возложат на одного из вице-премьеров. Шувалова или Прохорова, если Путину удастся с ним договориться. В любом случае правительство будет проводить непопулярные реформы.
Плюс к этому есть факторы, которые повлияют на настроения граждан уже в самое ближайшее время. С 1 июля существенно повысятся тарифы на коммунальные услуги. А осенью вступит в силу закон о бюджетных учреждениях и многие люди на своём опыте поймут, что они должны официально платить за образование и здравоохранение. Ответственность за это ляжет на правительство. И когда рейтинг правительства будет падать, Миронов наверняка напомнит, что его партия голосовала против Медведева и его правительства.
«СП»: — Однако Миронов справедливо замечает, что в предвыборных статьях Владимира Путина много «социальных мотивов». В том числе, на его взгляд, позаимствованных из программы «Справедливой России». Неужели это были чистой воды предвыборные обещания, за которыми ничего не стояло?
— Путин в своих статьях работал по широкому фронту, по всем группам электората, использовал идеи абсолютно всех сил — от левых до националистических. Но говорить о том, что он занимался плагиатом, конкретно у кого-то что-то взял, я бы не стал.
Неудивительно, что Миронов предложил кандидатуру Дмитриевой на пост премьер-министра. С одной стороны, вероятность её назначения на этот пост практически равна нулю. Но с другой стороны, она является достаточно популярной политической фигурой. Вообще, для эсеров было бы значительно результативнее, если бы на выборы пошла именно она, но, видимо, «наверху» Миронову не дали на это разрешения, так как боялись, что именно Дмитриева может консолидировать протестный электорат.
Дмитриева и Гудков — реальные авторы успеха «Справедливой России» в декабре прошлого года. Этот актив задвинуть на задний план нельзя. Ещё в декабре было подспудное течение, чтобы вопреки давлению власти именно Дмитриеву выдвинуть кандидатом в президенты. Сегодня, после провала Миронова на выборах, сторонники Оксаны Генриховны снова активизируются. Миронов таким образом находится между двух огней. В такой ситуации его предложение выдвинуть Дмитриеву на пост премьер-министра безошибочно. Он делает реверанс в сторону своего внутрипартийного конкурента, будучи уверенным, что Дмитриевой сейчас ни при каких обстоятельствах не дадут возглавить кабинет.
«СП»: — На ваш взгляд, предостережение Миронова о том, что, если Путин не изменит кардинально состав правительства и не выполнит своих обещаний, «то страну и его лично ждут плохие времена» имеет под собой серьёзные основания?
— Миронов вербализует общую тенденцию, которая будет набирать обороты. Мы видим, что в обществе назрела усталость от старых лиц в политике. Люди ждут чего-то нового. Это уже превалирующий тренд. Если смотреть на конфигурацию прошедшего протестного периода, тон задавали сначала «сердитые горожане». Часть традиционного путинского электората начала с симпатией поглядывать в их сторону. И только в феврале с помощью сверхконцентрации усилий власть смогла убедить большинство россиян, что есть лишь две альтернативы. Одна — Путин и стабильность, другая — обновление и развал страны. Хотя это было лукавством, потому, что между этими двумя крайностями было много полутонов.
Держать свой электорат в отмобилизованном состоянии Путину долго не удастся, и его часть снова будет смещаться в сторону лидеров «сердитых горожан». Если власть не продемонстрирует новых лиц и новой политики, я не исключаю, что президентский срок Путина будет покороче шести лет.
«СП»: — Вероятность того, что из правительства уйдут непопулярные в народе министры, велика?
— Да, некоторых министров «уйдут». Скорей всего, Голикова и Фурсенко потеряют свои посты. Но это лишь частично удовлетворит общественный запрос. Потому что народ ждёт не только ухода тех, у кого высокий антирейтинг, но и прихода свежих людей. По большому счёту вариант ротации, когда Сурков ушёл из администрации президента в правительство, а Володин — наоборот, сегодня эффекта новизны не создаст. Общество спокойно относилось к таким кадровым перестановкам ещё год-два назад. Но сейчас есть спрос на принципиально новые, не затёртые лица. Я думаю, что у нынешней власти резервов в этом отношении нет. Мы не видим готовности элит первого уровня уступить места элитам второго уровня, не говоря уже о контрэлитах. Власть оказалась заложником своей ставки на стабильность, и Путин сегодня психологически не готов к решительным обновлениям.
Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Климентьев