Политика / Власть
26 марта 02:45

Ленин, «Русалка», Дзержинский, «Адамово яблоко», «Похищение Европы»: Легенды и красота под открытым небом

История страны выглядывает из-под снега: В «Музеон» неспеша приходит весна. Фоторепортаж

6610
1 / 32
 Фото: Georgiy Rozov/Russian Look/Global Look Press
На фото: одна из скульптур в парке «Музеон».

Для тех, кто еще там не был, и не известно, когда доберется…

«Русалка» Лебедева, «Ленин» Меркурова, «Монументальное панно — стела «СССР- оплот мира» Щекотихина, «Фигура, лежащая на левом боку,…» Чубарова, «Охотник» Белашова, «Аргумент» Нерода, «Черная шаль» Черноглазова, «Есенин» Бичукова, 11-тонный «Дзержинский» Вучетича, «Первые ласточки» Микенаса, «Калинин» Дюжева, «Похищение Европы» Субханкулова, «Адамово яблоко» Балашова, «Шопен» Тенета, «Сорок тысяч верст» Смирнова-Панфилова, «Куб № 1» Кураева, «Портрет Люсик Люсиновой» и «Натурщик» неизвестных авторов…

В коллекции Парка искусств «Музеон» — более 1000 скульптур: памятники советской эпохи и периода соцреализма, работы отечественных авангардистов и современных художников, а также паблик-арт. Среди монументов — работы Евгения Вучетича, Владимира Лемпорта, Сергея Меркурова, Веры Мухиной, Салавата Щербакова и других известных скульпторов.

Прогуливаясь по Аллее вождей, можно увидеть туристов, столпившихся перед монументальной скульптурой на круглом постаменте, — скорее всего, это легендарный памятник Феликсу Дзержинскому. Тот самый, который после Августовского путча перекочевал в «Музеон» с Лубянки (до 1991 года — площади Дзержинского).

К слову, на сайте change.org размещена петиция, собирающая подписи за восстановление памятника Ф.Э.Дзержинскому на Лубянской площади в Москве.

«Вопрос заключается не в реабилитации личности, а в восстановлении исторической справедливости и установке памятника на свое историческое место… Этот памятник также является символом государственности, патриотизма и профессионализма. Многие наши ветеранские сообщества говорят о том, что нам такой символ нужен. Феликс Дзержинский — государственный деятель, и он до сих пор является символом государственности для всех наших правоохранительных органов» — высказал свое мнение председатель президиума общероссийской организации «Офицеры России», Герой России, генерал-майор Сергей Липовой в ходе заседания комиссии Общественной палаты Москвы.

Его поддержал председатель комиссии МГД по делам общественных объединений и религиозных организаций, руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Николай Зубрилин: «Доминанта на Лубянской площади, конечно, нужна. Давайте будем толерантны ко всем нашим значимым фигурам. У меня нет никакого неприятия, например, к фигуре Столыпина. Сегодня памятник ему стоит на площади Свободной России и никому не мешает. Давайте Дзержинский будет стоять в качестве исторического, уважаемого статусного лица на Лубянской площади. В Париже стоит памятник Наполеону, есть монументы и другим неоднозначным с исторической точки зрения личностям. Нужно уважать и Россию Ивана Грозного, и советскую Россию, и Россию сегодняшнюю. Иначе мы вычеркиваем серьезный исторический пласт из нашей биографии. В истории каждого государства есть мрачные страницы — такова жизнь. Поэтому давайте критично, но с учетом реальности относиться ко всем историческим персонажам. Я за то, чтобы восстановить памятник Дзержинскому на Лубянской площади».

Памятнику Иосифу Сталину работы скульптора Сергея Меркурова, также стоящему в «Музеоне» повезло меньше. Прежде чем оказаться в парке, монумент успел побывать на выставке в Нью-Йорке и в Измайловском парке. А во время демонтажа в 1991 году часть скульптуры каким-то образом повредилась.

В «Музеоне» собрана самая большая коллекция бюстов Ленина — только на одной Аллее вождей около десяти скульптур лидера большевиков (смотрите фотоподборку). При жизни у Владимира Ильича не было времени позировать художникам, поэтому большинство работ появилось уже после его смерти — их создавали в основном те, кто был знаком с вождем лично.

В парке представлен бюст Карла Маркса, созданный в 1939 году из черного гранита, излюбленного материала одного из первых скульпторов-монументалистов, регулярно получавших государственные заказы на статуи Ленина и Сталина, Сергея Меркурова. Ранее они хранились на Белорусском вокзале и были переданы в дар музею в 2000 году. Правда не понятно кем и по какой причине, выходные данные на табличке, расположенной рядом с бюстом немецкого философа и экономиста, заклеены.

Особо хрупкие скульптуры уникального музея скульптуры под открытым небом «Музеон» из дерева и мрамора на зиму стараются укрывать в короба. Остальные, более 800 работ из бронзы и гранита по-прежнему остаются доступны зрителям.

Девять скульптур «Музеона» на зиму прячут от холодов в специальные короба: это делают ежегодно, чтобы спасти хрупкие сооружения от капризов погоды и перепадов температуры.

В короба отправляются три мраморные и шесть деревянных скульптур. Среди них — деревянный «Мюнхгаузен» Равиля Хабибрахманова, «Рождение звука» Сергея Смурова, двухметровый деревянный «Буратино» работы Дмитрия Баженова, дуэт бюстов Сталина и Ленина из чёрного мрамора работы Залмана Виленского. Скульптуры прячут к 1 декабря, а снимают короба только весной, в апреле.

Из-за снега, мороза и ледяных дождей скульптуры могут полностью покрываться ледяной коркой, которая разрушает их. При этом скалывать лед нельзя, чтобы не повредить экспонаты.

Основная проблема — никому не заметные мелкие трещины. Попадающая в них вода при минусовой температуре может нанести большой вред.

Перед наступлением холодов скульптуры осматривают главный хранитель музейных предметов и реставратор парка искусств. Затем их накрывают деревянными коробами, которые регулярно проверяют в течение зимы — на устойчивость к ветру, крен и плотность швов. Это необходимо, чтобы в местах соединения короба не было щелей, — иначе снег и вода попадут внутрь.

Парк, в котором «живут» скульптуры, разместился около Центрального дома художника на берегу Москвы-реки вдоль Крымской набережной. Оттуда как на ладони — на стрелке реки и Водоотводного канала на искусственном острове двухтонный 98-метровый памятник Петру I рук Зураба Церетели, арт-кластер «Красный Октябрь» и кафедральный собор Русской православной церкви храм Христа Спасителя, в другой — новое здание Третьяковской галереи и Шуховская башня. Также видны башни делового центра «Москва-Сити», Останкинская башня и сталинские высотки. На прогулку в «Музеон» с собой смело можно брать, после осмотра понравившихся только им скульптур, они смогут вдоволь порезвиться на современной детской площадке.

За последние несколько лет Музеон превратился в одну из самых динамично развивающихся культурно-просветительских площадок города. В парке работает Летний кинотеатр Пионер, павильон «Школа» и Детский центр. Через весь парк протянулся деревянный променад для прогулок, на пешеходной Крымской набережной работают фонтаны, велодорожка, кафе, проходят занятия йогой и танцами.

Территория Парка Горького и Музеона долгое время пустовала из-за постоянных наводнений. Проблему пытались решить еще во времена Екатерины Второй: в 1786 году прокопали водоотводный канал, но это не помогло. В середине девятнадцатого века, когда примерно на том месте, где стоит сейчас памятник Петру Первому, соорудили Бабьегородскую плотину. Прозвали ее так из-за Бабьего городка, который находился неподалеку. А тот, в свою очередь, получил название в честь молота-бабы, с помощью которого вбивали сваи, укреплявшие берега Москвы-реки.

По легенде, на месте современного Крымского моста был брод, который татарские войска использовали для переправы при набегах на Москву. А в шестнадцатом веке на территории Музеона находилось татарское посольство и обширные луга, где паслись лошади. В девятнадцатом веке эта местность вошла в историю благодаря купцу Павлу Рябушинскому, который открыл здесь ткацкую мануфактуру, а также семье Третьяковых. Последние были людьми настолько состоятельными, что выкупили на Крымском Валу огромнейший участок земли: построили дома, бараки, рынок, склады. Здесь же в 1830-х родились и выросли коллекционеры Павел и Сергей Третьяковы. Что любопытно, только первый каменный этаж их дома в Первом Голутвинском переулке уцелел до наших дней. Сейчас там идет масштабная реконструкция, а через пару лет откроется музей.

Смотрите также
Последние новости
Комментарии