В начале 60-х годов прошлого века советские конструкторы разработали практически революционный для того времени проект отдельно стоящего жилого дома, рассчитанного на одну семью, и даже построили опытный образец. Что же представляла собой данная конструкция? И зачем это было сделано в самый разгар массового многоэтажного панельного строительства? Но главное — какие инновационные инженерные идеи собирались реализовать авторы проекта?
Пластиковый рай с персональной террасой
Знаменитая «хрущевская оттепель» в глазах старшего поколения россиян ассоциируется прежде всего с началом масштабного строительства многоквартирных домов. Они, при всех существующих недостатках, позволили заметно улучшить жилищные условия огромному количеству советских семей. Конечно, знаменитые «хрущевки» обладали рядом определенных недостатков, но, учитывая общее состояние жилого фонда в стране, все еще оправляющейся от войны, это было своего рода прорывом. При этом мало кто из рядовых граждан знал и знает о том, что параллельно этому процессу в соответствующих министерствах и ведомствах рассматривалась возможность столь же массового возведения и индивидуальных домов по типовым проектам.
Осенью 1959 года Хрущев совершил первую поездку в США, где видел и обширные кукурузные поля, и аккуратно застроенные частными коттеджами внушительные городские кварталы. Возможно, это всего лишь совпадение, но по прошествии всего пары лет, в 1961 году, в Ленинграде, между первым и вторым корпусами дома 24 по улице Торжковской, появилось строение, «отцами» которого стали архитектор Алексей Щербенок и инженер, лауреат Госпремии, Леонид Левинский. Конструкция сразу приковала взгляды местных жителей, поскольку резко выделялась на фоне соседних строений своей конфигурацией.
Строение, а точнее — экспериментальный жилой дом, состоял из двух этажей. Первый, площадью всего 6 квадратных метров, был так называемым техническим. В его стенах, которые состояли из железобетонного каркаса, заполненного стеклянными блоками, размещались все необходимые для функционирования здания инженерные системы и коммуникации, от канализации до блока принудительной воздушной вентиляции. Общая высота этого технического «подклета» составляла 2,2 метра, а отдельный вход в данное помещение располагался непосредственно под наружной лестницей, ведущей на второй этаж.
Последний, естественно был жилым и, по сути, представлял собой вполне типовую для того времени однокомнатную квартиру: кухня (6,4 квадратных метра), совмещенный санузел размером в два с половиной «квадрата», кладовка (2,05 квадратных метра), размещенная в характерной для «хрущевки» вытянутой узкой прихожей.
Но также имелись и некоторые планировочные отличительные особенности. Во-первых, сама Г-образная комната, при общей площади в 24,6 квадратных метра, была четко зонирована. На спальное и рабочее места отводилось, соответственно 6 и 5,4 «квадрата». Центральное же место и целых 13,2 квадратных метра отводилось на «зону отдыха» (или гостиную, кому как нравится). Плюс к этому второй этаж был снабжен и небольшой террасой, немногим отличающейся по площади и функциональному назначению своим «собратьям», балконам в многоэтажках.
Но главной достопримечательностью дома на Торжковской стало не это. Настоящий фурор среди любознательных граждан произвел материал стен. Да, по сложившейся при Хрущеве традиции жилой этаж был выстроен из панелей. Но изготовлены они были из двухслойного стеклопластика, а внутреннее полое пространство было заполнено полистиролом, бравшим на себя роль утеплителя. К тому же они имели непривычную скорлупообразную форму.
Толщина этих своеобразных сэндвич-панелей составляла всего 14 сантиметров. Однако, по расчетам разработчиков, по степени теплоизоляции данная конструкция могла на равных конкурировать с классической каменной кладкой толщиной в два кирпича.
Большие, от пола до потолка, окна были изготовлены из оргстекла. Трубы для систем водоснабжения и водоотведения этого дома изготавливались не из металла, а из винипласта. Обои, использованные при отделке интерьера, также были инновационными для своего времени — полихлорвиниловая пленка на бумажной основе.
Насколько комфортным и надежным было такое строение в реальной жизни, к сожалению, никому из рядовых граждан узнать так и не довелось. В течение трех лет ленинградский «чудо-дом» использовался в качестве своеобразной «полевой лаборатории». В ней советские инженеры-экспериментаторы определяли пределы сферы применения пластических масс в жилом строительстве, а также фиксировали изменение их технических характеристик в процессе длительной непрерывной эксплуатации.
В случае успеха этого эксперимента производство и возведение подобных конструкций предполагалось запустить в промышленных масштабах. Устанавливать их планировалось поквартально на отдаленных окраинах городов. И эта задумка, на первый взгляд, имела все шансы на успех. Во-первых, это вполне укладывалось в строительную концепцию того времени: архитектура — для избранных, для всех остальных — безликая типовая инженерия. Во-вторых, имела место быть и прямая экономическая выгода — себестоимость «пластикового» коттеджа составляла всего 850 рублей. Да и граждане, вне всякого сомнения, приняли бы такую «политику партии» на ура, тем более что смелый эксперимент широко освещался отечественными и зарубежными средствами массовой информации различной направленности, от сугубо специализированных до научно-популярных.
Но, увы, вскоре после снятия Никиты Сергеевича с должности Первого секретаря ЦК КПСС в октябре 1964 года. Функционирование проекта понемногу сошло на нет, а идея массового индивидуального жилого строительства была по-тихому похоронена в кулуарах. Опустевший дом на Торжковской улице оказался заброшенным и потихоньку разрушался от времени и рук вандалов, которых хватало во все времена. Окончательно непригодные для дальнейшего использования остатки строения были позднее снесены, и к настоящему времени уже ничто не напоминает прохожим и местным жителям (теперь уже Санкт-Петербурга) о проекте, которых мог бы подарить потомкам, хоть и типовую, но массовую «одноэтажную Россию» без общих с соседями стен.
Фото: И. Григоров/ ТАСС