Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Армии и войны / Проблемы ВПК
15 ноября 2014 08:20

Длинная рука Кремля

Зачем российские стратегические бомбардировщики барражируют у границ США и Европы

36244

США не считают оправданным увеличение интенсивности полетов самолетов Дальней авиации ВВС РФ, заявила 13 ноября представитель Госдепартамента США Джен Псаки.

— Мы не видим, чтобы обстановка в области безопасности оправдывала такую деятельность Вооруженных сил России, — сказал она. Однако добавив, что с точки зрения международного права никаких претензий у США к РФ в данном случае нет.

Псаки отметила, что хотя в последнее время интенсивность полетов ВВС России вблизи Северной Америки выросла, в Вашингтоне понимают необходимость подобных учений. Однако, по ее мнению, учения должны проводиться с «учетом прав других государств и обеспечения безопасности других воздушных и морских судов», подчеркнула представитель Госдепа.

Отметим, несмотря на то, что маршруты российской военной авиации пролегают над нейтральными водами в непосредственной близости от границ стран-членов альянса, воздушное пространство ни одной из стран НАТО ни разу не было нарушено.

Напомним, накануне министр обороны России Сергей Шойгу сообщил: самолеты Дальней авиации продолжат патрулирование вдоль границ России и над океанами.

— В сложившейся обстановке мы вынуждены обеспечивать военное присутствие в западной части Атлантического и восточной части Тихого океанов, в акваториях Карибского бассейна и Мексиканского залива. Кроме этого, мы должны вести воздушную разведку деятельности вооруженных сил иностранных государств и морских коммуникаций с применением самолетов Дальней авиации, — отметил глава военного ведомства.

Кроме России стратегические бомбардировщики имеют только ВВС США и Китая (при этом «Поднебесная» использует лицензионные копии давно снятого с вооружения в нашей стране самолета Ту-16). Что касается стратегической мощи ВВС России и США, то их основу составляют машины времен «холодной войны». В США это старые самолеты B-52H, вооруженные крылатыми ракетами и авиабомбами, «невидимки» B-2, произведенные в 90-х годах, а также бомбардировщики B-1B, использующиеся для выполнения «неядерных задач».

Авиапарк Дальней авиации ВВС РФ составляют стратегические бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160, способные нести ядерное вооружение. Ту-95МС и Ту-160 предназначены для нанесения ядерных ударов с применением крылатых ракет дальнего действия по целям на межконтинентальных дальностях (5000 километров и более), а Ту-22М3 — для поражения целей на дистанциях 2000−4000 километров с помощью крылатых ракет и бомб.

— Сколько командование Военно-воздушных сил, считает нужным, столько и будем проводить учебно-тренировочных полетов, — говорит руководитель дирекции программ военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации, бывший главком ВВС РФ генерал армии Владимир Михайлов.- Это не должно волновать американцев, и пусть они хотя бы сюда не влезают. Мы же не указываем Штатам, куда им следует, а куда не следует летать. Кстати, они в этом смысле особой активности не проявляют, их полеты стратегических бомбардировщиков близ наших границ — единичные случаи. Наверное, берегут ресурсы своих «бомберов» Boeing B-52 Stratofortress, Rockwell International B-1 Lancer, ну и более новых — Northrop B-2 Spirit.

Для нас военное присутствие вблизи границ США чрезвычайно важно, и, слава богу, у России сейчас есть средства и возможности для этого, ведь некоторое время назад полеты нашей Дальней авиации были редким явлениям. А ведь им — цены нет.

Во-первых, летный состав приобретает необходимые навыки. Скажем, иногда учебные полеты самолетов заканчиваются их выходом на северные полигоны и пуском ракет в обычном снаряжении. Так, когда в 2005 году Владимир Владимирович Путин в составе авиагруппы совершал на Ту-160 непродолжительный перелет из подмосковного Жуковского на аэродром Чкаловский, самолетом был произведен пуск крылатой ракеты.

Во-вторых, надо как можно больше пилотов (а лучше каждого) пропустить по этим трассам, чтоб они почувствовали свою готовность к выполнению длительных полетов с дозаправками.

В-третьих, естественно, наши самолеты встречают истребители-перехватчики вероятного противника. А тут уже и моральная сторона дела, так как каждый выполняет свою задачу, хотя на первый взгляд - встретились, помахали друг другу «крылышками» и пошли дальше. В общем, американцы и их союзники тоже должны радоваться, что у них есть возможность попрактиковаться в перехвате нашей военной авиации.

А то, что нам надо наращивать военное присутствие в западной части Атлантического и восточной части Тихого океанов, в акватории Карибского бассейна и Мексиканского залива — в этом нет никаких сомнений. После, так сказать, «сердюковской оттепели» (как только он занял пост министра обороны, я сразу же подал рапорт об увольнении) нам надо много чего восстанавливать. К счастью, в этом плане работа ведется.

Скажем, я работаю в ОАК, и мы сейчас занимаемся созданием перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Работы начались активно в этом году, а в 2019 году планируем поднять самолет в воздух. Да и сегодня наши «бомберы» способны выполнять поставленные задачи, к примеру, обеспечить присутствие в Мексиканском заливе: с дозаправкой долететь туда, а после снова встретиться с топливозаправщиком и вернутся на базу. При этом совершаем и рекордные полеты. В 2010 году два Ту-95МС более 42 часов держались в воздухе, патрулируя акватории Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов, выполнив при этом несколько дозаправок.

Конечно, американцам патрулировать проще, у них много баз по всему миру. А мы совершили большую ошибку, покинув в 2002 году вьетнамскую бухту Камрань. Там был отличный аэродром. Ведь чем у нас будет больше будет баз, аэродромов, куда мы можем приземлиться, дозаправиться, обслужить технику и т. д., тем будем более мобильными. И такая цель оправдывает все затраты.

Отмечает первый вице-президент Академии геополитических проблем, полковник ВВС запаса Владимир Анохин:

— Слава богу, что через десятилетие затишья мы, наконец, снова приступили к интенсивным полетам, начинаем активно обозначать свое присутствие в различных регионах мира. Что крайне важно, поскольку летчики должны уметь летать в различных широтных условиях.

У тех же американцев никогда не было серьезных перерывов в подготовке летного состава и в строительстве техники. У нас же в ельцинские годы закрыто множество предприятий и учебных заведений Военно-Воздушных сил. В итоге сейчас наша оборонная промышленность держится на одних стариках. Да и с точки зрения летной подготовки — случись чего, фактически у нас нет мобилизационного резерва. Ведь по хорошему на один самолет должно приходиться два экипажа. Шойгу не раз говорил об этой проблеме, что отрадно. А чтобы подготовить летчика первого класса нужно порядка 8−10 лет.

Как правило, дальние бомбардировщики оборудованы аппаратурой радиолокационной разведки, замечает ведущий научный сотрудник сектора проблем региональной безопасности РИСИ, кандидат военных наук Владимир Карякин.

— Нашей Дальней авиации необходимо осваивать новые ТВД (театры военных действий — «СП»). Когда наши бомбардировщики пролетают над нейтральными водами вблизи границ США, то в зоне досягаемости их стратегических крылатых ракет оказываются крупные объекты. Естественно, у Соединенных Штатов и НАТО это вызывает опасения. Есть такая поговорка: «На то и щука в пруду, чтобы карась не дремал». Так и тут: на то и российские самолеты в небе, чтобы американцы не расслаблялись. Правда, Штаты сильно керосин не тратят на полеты вблизи наших границ. Может быть потому, что они и без того демонстрируют свой флаг где угодно…

Конечно, нам для наращивания интенсивности полетов нужна сеть обеспечения. Прежде всего — аэродромы, чтобы постоянно не гонять топливозаправщики. Так что есть опасения, что военное присутствие в Мексиканском заливе, как и возвращение на аэродром базирования в Камрани, появление российских баз в других регионах, например, в Венесуэле и т. д., — это всего лишь отдаленные планы нашего военного ведомства.

Справка «СП»

18 сентября нынешнего года канадские военные засекли в 50−100 км от своих границ два российских стратегических бомбардировщика Ту-95. На перехват поднялись истребители CF-18 Hornet. После того, как они идентифицировали Ту-95, последние развернулись и полетели в обратную сторону. Инцидент произошел через несколько часов после того, как находившийся с официальным визитом в Канаде президент Украины Петр Порошенко выступил в парламенте этой страны.

В ночь на 20 сентября западные СМИ сообщили, что в идентификационной зоне ПВО США были замечены шесть российских истребителей МиГ.

Чуть ранее западные СМИ со ссылкой на пресс-секретаря Командования воздушно-космической обороны Северной Америки Джеффа Девиса сообщили о двух случаях, когда американские истребители F-22 были подняты в воздух на перехват двух Ту-95, двух истребителей МиГ-31 и двух дозаправщиков Ил-78, которые замечены в рядом с северным и западным побережьями Аляски. Самолеты не нарушили воздушное пространство США.

Также последнее время не раз сообщалось о случаях приближения российских фронтовых бомбардировщиков Су-24, истребителей Су-27 и перехватчиков МиГ-31 к границам воздушного пространства стран НАТО.

Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня