Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

«МиГ-35 станет отличной мишенью для самолетов НАТО»

Американцы считают, что их ВВС без труда справятся с нашим новым истребителем

221514

Совсем недавно, в последнюю декаду января, начались испытания нового истребителя поколения 4++ МиГ-35 с его демонстрационного полета, запись которого разлетелась по интернету. Американский журнал The National Interest уже успел поведать о слабых сторонах самолета. Статья имеет красноречивый заголовок: «У российского МиГ-35 есть большой секрет, и на сей раз НАТО будет очень довольно».

Суть довольно пространной статьи, изобилующей высказываниями как российских силовиков, так и некоего тайного источника в российском ОПК, можно свести к трем предложениям.

1.МиГ-35 не тот самолет, за который его выдают.

2.Характеристики выпущенного на испытания истребителя сильно отличаются от тех, которые приведены в официальных документах Российской самолетостроительной корпорации «МиГ».

3.Планирование производства МиГ-35 — это отчаянная попытка спасти от полной деградации РСК «МиГ».

Читайте также

Некий «источник в ОПК» выдал обозревателю американского журнала пару тайн, связанных с созданием МиГ-35. (Отметим в скобках, что все «секреты» извлечены их Википедии и должным образом прокомментированы).

«Источник» поведал, что «сегодняшняя версия МиГ-35 — это не тот современный самолет, который в 2011 году отвергла Индия, отдав предпочтение французскому Rafale. Скорее, новый МиГ-35 — это несколько усовершенствованный вариант наземного базирования, сделанный на основе самолета палубной авиации МиГ-29КР». Ну, во-первых, тут имеется в виду не МиГ-29КР, которого не существует, а МиГ-29К. Во-вторых, это ни для кого не секрет — все микояновские истребители с индексами 29 и 35 с различными буквенными сочетаниями используют один и тот же планер с минимальными отклонениями от «стандарта», который был заложен в середине 80-х годов в изделии 9−31. Потому что планер обладает прекрасными летными характеристиками.

Вскоре ОКБ Микояна угодило в финансовую яму, которая оказалась чрезвычайно глубокой во временном отношении. Лишь к концу нулевых годов начались полеты обновленной версии — изделия 9−41. Этот палубный истребитель и получил индекс МиГ-29К.

Далее истребителю «ставят в вину», что у него, как и у МиГ-29К, нет отклоняемого вектора тяги. Действительно, у продемонстрированного в подмосковных Луховицах самолета такового нет. Но это не означает, что быть его не может. Дело в том, что используемый в истребителе двигатель РД-33МК в равной степени может использоваться как без всеракурсно отклоняемого сопла, так и с ним. И это в полной мере отработано на машине МиГ-29ОВТ. Тут, как говорится, «любые причуды за ваши деньги». То есть заказчик решает, нужен ему ОВТ или же можно немного сэкономить на стоимости покупки. Как показала практика, микояновский планер с силовой установкой ОКБ Климова и без того обладает прекрасной маневренностью. В конце концов, американцам не мешает считать свои истребители без ОВТ лучшими в мире.

Еще одна претензия американского журнала к российскому истребителю имеет и вовсе форму предположения. И базируется уже не на технических, а на экономических соображениях. Якобы РЛС, установленная на МиГ-35 — это станция не с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), а со щелевидной антенной. Почему? Да потому что из-за санкций и боевых действий в Сирии Министерство обороны настолько обнищало, что не может закупать самолет в комплектации с АФАР. Умри, но красивее не скажешь.

И тут же начинаются фантазии относительно того, что на МиГ35, вероятно, установлена РЛС со щелевой антенной решеткой с механическим сканированием. Надо сказать, что данный тип РЛС уже крайне редко используется и в истребителях четвертого поколения. А тут речь идет о поколении 4 с двумя плюсами.

В действительности же вся авионика МиГ-35 привязана именно к РЛС с АФАР, каковой является БРЛС Н010 «Жук-АЭ». И система навигации, и комплекс управления вооружением просто не смогут работать с другой РЛС, все развалится и расползется, самолет будет в воздухе беспомощным.

Вполне понятно, что на почве этих фантазий делается вывод о том, что самолет очень слабый. И что Министерство обороны РФ демонстрирует по отношению к его создателям акт милосердия, намереваясь запускать самолет в серийное производство через два-три года. Все-таки прославленная компания, которая раньше выпускала хорошие истребители, не должна умереть. И, как результат, для военно-воздушных сил НАТО такой самолет — большой подарок.

Примерно той же тональности придерживаются и китайцы. Но у них свой резон. Поскольку во время презентации российского легкого истребителя Владимир Путин сказал о его большом экспортном потенциале, то китайцы намерены с этим поспорить. В китайских СМИ появилась информация о превосходстве легкого истребителя Chengdu J-10 (F-10 в экспортном варианте) и в воздухе, и на мировом рынке.

Повторив непроверенные данные об отсутствии у МиГ-35 РЛС с АФАР, они делают упор на превосходстве в вооружении. И поскольку КНР с давних времен в создании технических новшеств руководствуется принципом «учись у лидеров, чтобы их превзойти», то и тут они оперируют именами американских ракет. Заявляя при этом, что у них получились «такие же».

Надо сказать, что машина получилась интернациональная. В далекие 80-е КНР купила у Израиля документацию на довольно посредственный истребитель Lavi. Китайские конструкторы подошли к приобретению творчески, улучшив летные качества. При этом пользовались консультациями специалистов ЦАГИ и ОКБ Микояна. Установили российский двигатель НПО «Сатурн». Авионику, вероятно, сделали сами, но, возможно, изучив какие-то зарубежные прототипы. Ракеты скопировали у американцев, которые разбрасывают их по всему свету, только успевай подбирать.

Первые модификации истребителя звезд с неба не хватали. Но сейчас примерно в той же степени готовности, что и МиГ-35, находится перспективный J-10С. И это уже очень серьезный самолет поколения 4++ - и с существенно сниженной заметностью, и с современной авионикой, и с серьезной боевой нагрузкой в 7250 кг (у МиГа на 250 кг меньше). Но разумеется, с худшей маневренностью. И с менее эффективными средствами радиоэлектронной борьбы — в этой области пока никто в мире не сравнялся с российскими инженерами.

Но коль китайцы делают упор на ракетную мощь, то мы и ограничимся рассмотрением данного вопроса.

Действительно, ракета малой дальности AIM-9X, аналог китайской, «посвежее», чем российская Р-73, применяющаяся в МиГ-35. По характеристикам она немного превосходит российскую ракету, хоть и имеет дальность в 18 км против 40 км. У «американки» при этом на 20% выше перегрузка при маневрировании, больше углы целеуказания головки самонаведения. И более высокая разрешающая способность матрицы ГСН. Правда, разница в выдерживаемых ракетой перегрузках не существенна. Р-73 поражает самолеты, маневрирующие с перегрузкой в 12g. В то время как максимальная допустимая перегрузка у истребителей не превышает 10g.

В отношении ракет средней дальности не все так однозначно не в нашу пользу. Здесь в качестве аналога китайцами предъявлена американская ракета AIM-120D. Да, у нее больше дальность — 180 км против 110 км нашей Р-27. Но меньше скорость — 4 М против 4,5 М. И вдвое меньше вес боевой части. Система наведения у Р-27 более разнообразна. Если у AIM-120D ГСН только активная радиолокационная ГСН, то у «россиянки» и активная, и пассивная (против средств РЭБ), и инфракрасная в зависимости от модификации. При этом используется и инерциальный канал наведения с радиокоррекцией.

Необходимо сказать, что по этому вопросу китайские критики МиГа ошибочно положились на всеведущую Википедию, сообщив, что Р-27 выпускается на Украине. В связи с чем у российского истребителя могут возникнуть серьезные проблемы. Нет, ракету делают в Москве в КБ «Вымпел».

Что же касается ракет «воздух-поверхность», то тут китайские критики аргументируют по формуле: «уж если А больше В, то и С заведомо больше D». В действительности же D больше С. Китайский истребитель использует ракету YJ-9, российский — Х-29. Вот их характеристики:

Длина, м: 2,5 — 3,9

Диаметр, м: 0,18 — 0,38

Масса, кг: 117 — 690

Масса БЧ, кг: 29 — 317

Дальность, км: 25 — 30

Скорость, км: 850 — 750

Круговое вероятное отклонение, м: 4 — 2,2

Тип ГСН: лазерная — телевизионная.

Читайте также

Также в МиГ-35 используются противокорабельная и противорадиолокационная модификация ракеты средней дальности Х-31. Есть примерно такая же, скопированная именно с Х-31, и на J-10С — YJ-9. Но оригинал значительно превосходит копию. Дальность от 120 км до 250 км против 50 км у «китаянки». Скорость — 3,1 М против 2 М. Побольше и вес БЧ.

Мы попытались рассмотреть только те претензии, которые высказаны в адрес МиГ35 на дальнем Западе и на не менее дальнем Востоке. Что-то, конечно, справедливо, что-то в корне неверно. Однако качество самолета определяется полной совокупностью его характеристик, которые следует рассматривать во взаимодействии. То есть определенный недостаток может компенсироваться какими-то достоинствами, а при определенных условиях и вовсе оказаться достоинством. Поэтому рыночный потенциал самолета может определить лишь сам рынок.

Правда, и он далеко не прост — на его работу зачастую влияют и политика, и корпоративное лоббирование. И мы можем наблюдать это в полной мере и внутри России.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Вадим Трухачёв

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня