Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Бреющий полет: НАТО и Украина учатся обходить российскую ПВО

Истребители альянса и «незалежной» отрабатывают новые приемы воздушного боя

9743
Материал комментируют:

Истребители ВВС Германии — те, что в рамках натовского соглашения патрулируют воздушное пространство над странами Балтии, — проведут на территории Эстонии тренировочные полеты на низких высотах. Маневры, как сообщает пресс-службы эстонских Сил обороны, продлятся до конца текущей недели.

Страны Балтии не располагают самолетами, пригодными для воздушного патрулирования, напоминает РИА «Новости». Поэтому охраной неба там занимаются в порядке ротации самолеты стран НАТО, которые базируются в Литве на аэродроме Зокняй в пяти километрах от Шауляя, а также на авиабазе Эмари под Таллином.

Немецкие пилоты (всего 160 человек) и пять истребителей Eurofighter, прибывшие из Баварии, 30 августа сменили французов, которые охраняли воздушное пространство стран Балтии с 3 мая.

В августе, напомним, полеты в рамках миссии по охране воздушного пространства Эстонии были прерваны после инцидента со случайным запуском ракеты «воздух-воздух» истребителем ВВС Испании Eurofighter. Ракету так и не нашли, но в начале сентября натовским летчикам все же разрешили возобновить тренировочные полеты в регионе.

Читайте также

Немецкие летчики, как информирует эстонское военное ведомство, в течение ближайшей недели будут ежедневно отрабатывать полеты «на высоте не менее 152 метра и преимущественно вдали от населенных пунктов».

В Сети, тем временем, активно обсуждают видео с YouTube, на котором два украинских штурмовика Су-25М1 пролетают над аэродромом на сверхмалой высоте, при этом, едва не касаясь взлетно-посадочной полосы.

Люди, которые видны в кадре, явно не ожидали ничего подобного, и, заметив летящие на них «бреющие» штурмовики, разбегаются.

Где и когда снималось видео — неизвестно. По версии американского агентства Bloomberg, кадры сняли в Мелитополе Запорожской области, где дислоцируется авиабаза 25-й бригады транспортной авиации.

Надо сказать, что некоторых пользователей Сети уведенное, действительно, привело в восторг. Хотя, по большому счету, гордиться тут особо нечем.

Достаточно «прошерстить» фильмотеку социальных сетей и можно найти массу документальных примеров того, как украинские соколы «совершенствовали» свое мастерство.

Так, в начале лета Су-25 ВВС Украины был замечен в курортном поселке Кирилловка на побережье Азовского моря. Он пронесся буквально в нескольких метрах над головами отдыхающих, среди которых были в основном семьи с детьми.

А в июле весь Мариуполь вздрогнул от шума моторов штурмовиков, летевших над городом во всполохах сигнальных ракет. Самолёты шли так низко, что на одном из домов в Приморском районе сорвало шифер и просто чудом не произошло ничего более серьёзного.

Затем «воздушное шоу» продолжилось в небе над курортным посёлком Мелекино на Азовском побережье к западу от Мариуполя, где «доблестные» украинские авиаторы также распугали всех отдыхающих.

Позже выяснилось, что это были плановые учения, о которых население не стали предупреждать из соображений секретности.

Вообще, авиация ВСУ регулярно использует пляжи Азовского и Черноморского побережья в качестве естественных «тренажёров» для отработки полетов на сверхнизких высотах. То, что при этом страдает психика местных жителей и отдыхающих, как говорится, не в счёт.

Иногда, правда, излишнее фанфаронство приводит к трагедиям, как, например, в случае с украинским истребителем Су-27, разбившимся в Винницкой области во время недавних учений «Чистое небо». Тогда погибли замкомандующего войсковой группой «Восток» ВСУ Иван Петренко и американский летчик из 194-й истребительной эскадрильи Национальной гвардии США Сет Неринг.

По одной из версий, к катастрофе как раз могло привести желание украинского пилота покрасоваться перед коллегой из США, но мастерства оказалось меньше, чем беспечности.

— Обычно на сверхмалых высотах (5−10 метров) двигаются самолеты штурмовой или разведывательной авиации, это еще называют «бреющим полетом», — комментирует маневры натовских и украинских пилотов военный эксперт и редактор информационно-аналитического журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков. — Таким образом, снижается уязвимость авиации для подразделений противовоздушной обороны. Су-25, получивший в советское время прозвище «Грач», в принципе создавался как самолет прорыва зон ПВО. Он летел на низкой высоте, на большой скорости, не давая возможность локаторам себя обнаружить и сбить. При этом уничтожал все попадающиеся на пути комплексы противовоздушной обороны.

В принципе, эта тактика известна давно, и основана на умении использовать особенности местности. Бесшумность и скорость позволяет при этом максимально близко подойти к цели и нанести удар пока противник не успел ответить средствами ПВО.

Отработка «бреющих полетов» проходит, как правило, в рамках обычной боевой подготовки.

Натовцы в Эстонии делают, в общем-то, то же самое. У них там авиабаза в Эмари, где они отрабатывают ориентирование на местности. Потому что на бреющем полете полагаться приходится не только на приборы, но и на то, что визуально видит летчик.

Малейшая ошибка в пилотировании может привести к катастрофе. Если неправильно рассчитать высоту и карту местности, то легко запутаться в электрических проводах ЛЭП, а также неожиданно выйти в район моста, или еще какого-либо препятствия, на которое летчик не успеет среагировать. Понятно, что и парашют ему в этом случае никак не поможет.

Вице-президент Академии геополитических проблем, полковник ВВС в отставке Владимир Анохин не оценил лихие маневры украинских летчиков над аэродромом:

— Я бы это назвал «гусарской рулеткой», в которой не всем повезет. Последний случай в Винницкой области, где при крушении Су-27 разбились командующий авиацией группы «Восток» и американский военный, — тому подтверждение. Техника хоть и надежная, советская, но все имеет свой ресурс и нуждается в обновлении.

А украинские пилоты, мне кажется, больше смахивают на воздушных хулиганов. Другого объяснения всем этим наглым вылазкам в курортных зонах, я не нахожу.

Немцы, они вот умнее: 150 метров, это вполне комфортная высота для любого самолета, даже тяжелого. На такой высоте можно максимально близко подойти к любой цели и не быть обнаруженным.

Другое дело, если ты летишь над водной поверхностью (или совершенно ровной поверхностью), тебя все равно засекут. А вдоль рельефа на такой высоте ходить нельзя. Малейшая ошибка — угробишь и себя, и самолет.

Читайте также

«СП»: — А как же наши военные летчики, которые недавно отрабатывали посадку на автостраду?

— Это совершенно из другой «оперы». Это расширение оперативных возможностей самолета. То есть, подбирается какой-то участок, закрывают его, и в любой момент туда садится самолет — с целью дозаправки, маскировки и т. д. Нормальная работа, когда выбираются отрезки шоссе под оперативные аэродромы или аэродромы «подскока».

А когда летают на предельно малых высотах, то это, прежде всего, отработка подхода к цели. И в каждом конкретном случае отрабатывается свой маневр, потому что рельеф нужно знать, как свои пять пальцев. Представляете, вы идете десять метров над землей, а там холмик метров тридцать, и не гарантировано, что вы успеете его обойти.


Военные новости: За российско-египетскими учениями будут следить из 13 стран

Военные технологии: Ту-22М3М: Вторая молодость убийцы авианосцев

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня