Еще не успела начаться Олимпиада в Ванкувере, как уже обнаружен первый спортсмен, попавшийся на приеме запрещенный препаратов. К сожалению, ньюсмейкером стала женская сборная России по хоккею.
Игрок нашей национальной команды Светлана Терентьева стала первой спортсменкой в Ванкувере, чей тест на употребление допинга оказался положительным. Однако от участия в зимней Олимпиаде, церемония открытия которой пройдет ранним утром 13 февраля по московскому времени, россиянка отстранена не будет. Дело в том, что запрещенный препарат она принимала еще до приезда в Ванкувер.
Как передает Reuters, Международный олимпийский комитет обнаружил в анализах Терентьевой следы употребления легкого препарата стимулирующего характера. Вещество попало в организм хоккеистки после использования продающегося без рецепта спрея для носа. Во время внесоревновательного периода спортсмены имеют право пользоваться этим лекарством. Однако во время турниров всякое применение безобидного спрея может привести к дисквалификации. Эту информацию подтвердили и президент Международного Олимпийского комитета Жак Рогге, и вице-президент МОК Томас Бах.
А еще стало известно, что более 30 спортсменов были дисквалифицированы за применение допинга до начала Олимпийских игр в Канаде. Об этом сообщил 12 февраля на специальной пресс-конференции президент Всемирного антидопингового агентства (WADA) Джон Фейхи. Несмотря на настойчивые вопросы представителей прессы, он отказался назвать фамилии атлетов и страны, которые они представляют.
«Мы ничего не проверяем. Это функции национальных федераций по видам спорта, Оргкомитета Игр, МОК, — отметил Джон Фейхи. — Мы получили отчеты от этих организаций, в результате чего за нарушение антидопинговых правил в последние месяцы и были выявлены эти 30 спортсменов. Зато права честных участников Олимпийских игр были защищены. По присутствующим на Играх спортсменам расследование не ведется. Все находящиеся здесь атлеты „чистые“ в плане допинга. Так что никаких сюрпризов не будет».
Джон Фейхи также напомнил, что основная функция WADA — это вести разъяснительную работу. «Впрочем, в спорте всегда будут жулики, которые готовы любой ценой достичь результата. К слову, за 6−7 дней до начала Игр возникло новое вещество, которое обнаруживается в плазме крови», — заметил Джон Фейхи.
В свою очередь генеральный директор ВАДА Дэвид Хоуман сообщил, что во время Олимпиады МОК проведет более двух тысяч биопроб и 500 анализов крови. Поэтому, если кто и примет запрещенный препарат уже во время Игр, то его сразу же обнаружат и результаты анализов предадут огласке.
Ситуацию корреспонденту «СП» прокомментировал наш постоянный эксперт, спортивный медик Дмитрий Поляков.
«СП»: — Что вы можете сказать о положительной допинг-пробе Светланы Терентьевой?
— Мне кажется, обвинять нашу спортсменку за эту положительную пробу несколько опрометчиво.
«СП»: — То есть?
— Она, как сама объяснила, пользовалась спреем для лечения насморка. Мне кажется, что это правда. Если бы она принимала настоящий допинг, то и следы запрещенных веществ были бы более четкими. Впрочем, много у тебя следов допинга в крови или нет, пропитан ты насквозь запрещенными препаратами или принял их только один раз, Всемирное антидопинговое агентство совершенно не интересует. Раз попался, значит, должен отвечать по всей строгости и быть дисквалифицированным.
«СП»: — Получается, что нашу хоккеистку спасло именно то, что анализ был взят в досоревновательный период?
— Да, именно так. Если бы проба была взята даже во время второстепенного турнира, то двухлетней дисквалификации избежать было бы очень и очень сложно
«СП»: — Что можно посоветовать нашим спортсменам? Как оградиться от таких вот случайных допингов?
— Не принимать ни одного, даже самого легкого и незначительного лекарства, без консультации с врачом команды. Уверен, что той же Терентьевой доктор сборной России обязательно посоветовал бы спрей от насморка, в который не входят запрещенные препараты. И не было бы никакой истории с этим пусть и замятым, но все же небольшим допинг-скандальчиком.
«СП»: — А если спортсмен находится на отдыхе? Что тогда делать и как принимать лекарства в случае болезни?
— Надо позвонить командному врачу по телефону. Сейчас мобильники есть у всех. И связаться в нужный момент — не такая уж и большая проблема.
«СП»: — Означает ли эта история с Терентьевой, что теперь к российской сборной будет пристальное внимание на Играх в Ванкувере со стороны WADA?
— Всемирное атнидопинговое агентство борется с запрещенными препаратами во всех странах. И, насколько я знаю, для них нет никакой разницы — русский ты, американец, канадец или норвежец. Главное — не принимать допинг, тогда не будет никаких поводов тебя дисквалифицировать.
«СП»: — А почему соперники зачастую обвиняют российских спортсменов в том, что они ведут нечестную борьбу, принимая допинг?
— Дело в том, что за последний год слишком много российских атлетов попадались на приеме запрещенных препаратов. Ахатова, Матвеева, Ярошенко, Юрьева, Сидько… Именно это и дает нашим конкурентам лишние козыри в руки.
«СП»: — А вдруг кто-то из наших спортсменов опять попадется на допинге уже на этих Играх?
— Надеюсь, что такого не случится. Смешно надеяться на то, что, принимая допинг, можно проскочить незамеченным. Скандалы не нужны никому — ни нашим спортивным руководителям, ни российским спортсменам. Да и не сидели никогда наши атлеты в массовом порядке на допинге.
«СП»: — Значит, вы настроены оптимистично?
— Да, уверен, что Олимпиада в Ванкувере пройдет без допинг-потрясений со стороны сборной России.