Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Трагедия над Синаем: факторы крушения

«СП» опросила экспертов о возможных причинах падения российского самолета

44863

Министерство транспорта РФ считает, что пока трудно назвать причины катастрофы российского самолета авиакомпании «Когалымавиа», следовавшего рейсом 9268 из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Никто из находившихся на борту 217 пассажиров и семи членов экипажа не выжил. Как сообщили в РИА «Новости», эксперты приступили к расшифровке «черного ящика», найденного на месте крушения лайнера.

На борту лайнера находились 127 жителей Петербурга, 49 — Ленинградской области, 11 — Новгородской, 9 — Псковской, 2 — из Карелии. Кроме того, в самолете были трое граждан Украины и один — Белоруссии. По данным МЧС, жертвами авиакатастрофы стали 25 детей.

Тела погибших планируется доставить в Санкт-Петербург в течение суток. В 21:10 мск с подмосковного аэродрома «Раменское» вылетел самолет Ил-76 МЧС России со спасателями, которые примут участие в работах на месте крушения Airbus A-321. Ранее в Каир вылетели глава МЧС Владимир Пучков, министр транспорта Максим Соколов, руководитель Росавиации Александр Нерадько, представители Минтранса, Следственного комитета, Международного авиационного комитета, Минздрава и других ведомств.

Авиакомпании Air France-KLM и Lufthansa объявили в субботу о временном прекращении полетов своих авиалайнеров над Синайским полуостровом, где идут боевые действия. Самолеты полетят в Шарм-эль -Шейх в обход. В то же время египетские власти отрицают возможность того, что российский авиалайнер компании «Когалымавиа» мог быть сбит боевиками. Эксперты Би-би-Си также отметили, что у боевиков нет оружия, при помощи которого можно сбивать самолеты на высоте 9450 м. Именно на такой отметке самолет начал терять высоту и скорость.

Крушение Airbus 321 стало крупнейшим в истории России. До этого наиболее крупной по количеству жертв была катастрофа Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот», летевшего из Ташкента в Ленинград 10 июля 1985 года. Тогда погибли 200 человек.

Напомним, утром 31 октября в 6.21 по московскому времени из египетского Шарм-Эль-Шейха в Санкт-Петербург вылетел самолет Airbus-321. Через 23 минуты судно исчезло с экранов радаров. Через несколько часов власти Египта подтвердили гибель самолета.

По словам главы Минстранса РФ Максима Соколова, упавший авиалайнер имел сертификат летной годности и был допущен к полетам. Власти Египта уже заявили, что самолет не был сбит. По всей видимости, причиной катастрофы стала техническая неисправность. Для расследования случившегося создана следственно-оперативная группа, которая направилась в Египет, в Санкт-Петербурге работает штаб. Заведено уголовное дело по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена»). Будет проведена внеплановая проверка деятельности «Кагалымавиа».

Известно, что рухнувший самолет был введен в эксплуатацию 18 лет назад. По информации некоторых СМИ, после взлета пилоты рухнувшего судна заявили о технических неполадках и запросили экстренную посадку в аэропорту Каира. Как пишут РИА «Новости», со ссылкой на источник в аэропорту Шарм-эль-Шейха, экипаж несколько раз в течение недели жаловался на проблемы с двигателем.

Самолеты семейства А-320 имеют по два двигателя. Конструкция самолета предполагает возможность полета при одном неработающем.

Насколько вероятно, что экипаж поднял в воздух самолет, о технических проблемах которого знали заранее? Об этом «СП» спросила экспертов.

Заместитель министра гражданской авиации СССР (1980−1988), председатель Совета Клуба ветеранов высшего руководящего состава Гражданской авиации «Опыт», «Заслуженный пилот СССР» Иван Васин:

— Экипаж не примет решение о вылете, если есть какие-то неисправности, испорчен двигатель. Возможно, что неисправность обнаружилась во время полета, но это совершенно другой случай.

«СП»: — Может ли авиакомпания в целях экономии средств дать команду на вылет неисправного самолета?

— Такого быть не может. Согласно всем правилам, окончательное решение принимает командир корабля. Командиру корабля совершить вылет приказать никто не может. Ему могут только дать разрешение, если он сам считает полет возможным.

«СП»: — Упавшему самолету было 18 лет, это большой срок для судна?

— Нет, судно не старое, совершенно рабочее с таким возрастом. Самолет может налетать 40 тысяч часов. 18-летний самолет можно считать практически новым.

«СП»: — Как вы оцениваете безопасность отечественной гражданской авиации?

— Все нормы и регламенты должны неукоснительно исполняться. Если всё исполняется, то никаких происшествий быть не должно, кроме как отказа техники или ошибки человека. Но все авиакомпании работают по единому документу неукоснительно.

«СП»: — В чем может быть причина катастроф?

— Бывает отказ техники. В свое время я отвечал за безопасность всех полетов гражданской авиации СССР, я писал руководство по производству полетов от 1986 года. Причиной катастрофы бывает ошибка человека, а бывает отказ техники, могут негативно повлиять метеоусловия. Всего можно выдвинуть до сорока версий. Действительно, бывает непроизвольный отказ двигателя, других систем обеспечения полета, разрушение каких-то элементов. И чаще всего в технических поломках виноват не человеческий фактор.

Исполнительный директор Общества независимых расследователей авиационных происшествий Валерий Постников:

— Экипаж вылетает всегда на исправном самолете. Поэтому информация о том, что пилоты жаловались на исправности в течение недели, для меня представляется малодостоверной. Если есть какие-то проблемы с двигателем, и экипаж их заметил, то он об этом должен был сообщить при вылете еще с базового аэродрома. Хотя двигатели на машинах типа Airbus очень и очень надежные.

Кстати, можно даже предположить, что двигатель отказал. И что такого? Самолет сертифицирован, то есть он обязан обеспечивать длительный безопасный полет на одном двигателе. Экипаж, конечно, обучен выполнению такого одномоторного полета. Так что даже полный отказ одного двигателя не приводит однозначно к какому-то катастрофическому исходу.

Да, экипаж мог запросить экстренное снижение и посадку. Но для этого должно было происходить что-то экстренное, к примеру, повысилась вибрация или температура в турбине.

«СП»: — Самолету было 18 лет…

— Это ровным счетом ничего не значит. Самолету может быть и 18, и 25, и 30 лет, и это нормально. Это был нормальный самолет с нормальным сроком службы. Никакой связи между возрастом самолета и его эксплуатационными качествами не бывает. Самолеты не бывают старыми и новыми, они бывают исправными и неисправными. Летают 30-летние, летают однолетние самолеты. Летают суда старше 30 лет, и в этом нет ничего страшного.

«СП»: — Насколько точно исполняются авиакомпаниями все инструкции?

— Я оцениваю очень высоко качество воздушных судов. В свое время говорили о проблеме контрафактных деталей. Но это можно вести речь в случае самолетов отечественного производства, когда можно было что-то где-то изготовить, перебить номер и так далее. Но самолеты западного производства зарегистрированы не в российском реестре, а в реестрах других государств, как правило, лизингодателей. Эксплуатация самолета находится под жестким контролем со стороны органов, которые выдали сертификат годности именно этому конкретному самолету, который не надо путать с сертификатом типа самолетов. Всё очень тщательно контролируется, отслеживается. Я оцениваю шансы на какие-то отклонения от норм, как очень низкие. Хотя, конечно, какие-то ошибки могут быть и у регламентной службы, но вероятность их очень низкая.

«СП»: — Из-за чего может отказать техника?

— Это случается, как правило, из-за не сразу выявляемых дефектов. Но это происходит крайне редко.

Я могу конкретно сказать про семейство самолетов А-320, куда входит и машина А-321. У нас этот самолет показывает следующую статистику по инцидентам. То есть не по катастрофам, а по инцидентам, когда отказывает какой-то агрегат, но самолет спокойно садится. Бывает, что поломка носит усталостный характер, либо это нетщательное техническое обслуживание. Как правило, это ошибка персонала, который занимается чисто техническим обслуживанием самолета.

Так вот, если никто не погиб, но имел место авиационный инцидент. Для самолетов семейства А-320 количество инцидентов составляет 0,05 на 10 тысяч часов налета. Этот показатель примерно в 20 раз лучше, чем требование летной годности. Всегда есть нормы, выполнение которых предполагает безопасную эксплуатацию самолетов. У А-320 эти показатели лучше на порядок.

Поэтому сложно говорить о причинах нынешней трагедии. Можно только сказать, что на борту случилось нечто экстраординарное. Что конкретно — будут разбираться. Главное, чтобы были целы самописцы.

Сейчас необходимо сосредоточить усилия на нескольких вещах. Надо вывозить останки членов экипажа и пассажиров. На земле необходимо тщательно собрать обломки. Больше пока ничего сказать о нынешней катастрофе невозможно.


Читайте по теме в новостях:

Полный список пассажиров и экипажа разбившегося в Египте самолёта Airbus-321

На месте крушения российского самолёта в Египте обнаружены тела 150 погибших

В офисе «Когалымавиа» в Москве проводится выемка документов

Читайте все новости о крушении российского самолёта в Египте

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня