В Киеве призывают массово завозить в страну гастарбайтеров
Вечером 25 октября на народного депутата Украины Игоря Мосийчука было совершено покушение, которые местные спецслужбы уже квалифицировали как теракт. По версии следствия, когда нардеп выходил из редакции телеканала, взорвался припаркованный рядом мотоцикл. Сам Мосийчук получил ранения и был доставлен в больницу, а его охранник и, случайно оказавшийся рядом полицейский, погибли. Кроме того, ранения получил политолог, который выходил из редакции вместе с членом Радикальной партии.
Украинские спецслужбы традиционно поспешили заявить о российском следе. Советник главы МВД Зорян Шкиряк в телеэфире сказал, что речь идет о покушении на жизнь государственного деятеля и поэтому нельзя исключать, что «теракт могли совершить российские спецслужбы». Такую же версию высказал член коллегии МВД Украины Антон Геращенко.
«Одна из версий следствия, в числе прочих — действия российских спецслужб по дестабилизации общественно политической ситуации на фоне акций протеста», — написал он на своей странице в «Фейсбук».
Еще один советник главы украинского МВД, Иван Варченко, вспомнил о заочном конфликте Мосийчука с главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым. В 2014 году нардеп одобрительно высказался о нападении запрещенной в РФ террористической группировки «Имарат Кавказ» *, после чего Кадыров поручил местным правоохранительным органам возбудить уголовные дела в отношении «радикала» и других депутатов.
В Киеве призывают массово завозить в страну гастарбайтеров
«Вариантов может быть много. Заказчик один — РФ. Есть конкретные доказательства, которые могут подтверждать то, что заинтересованы, в частности заявления Рамзана Кадырова от 2014 года, в которых он прямо говорил о своих намерениях убить Мосийчука и некоторых его коллег. Следствие рассматривает и должно рассматривать другие версии, но я думаю, что доказательная база сейчас достаточна для того, чтобы одной из приоритетных считать именно версию российского заказчика», — заявил Варченко.
Этот поток обвинений вынуждены были прокомментировать даже в Кремле. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал их проявлением захлестнувшей Киев русофобии.
«Как всегда, абсолютно не обоснованное ни на чем, голословное истерическое обвинение из Киева, которые звучат не только в адрес Рамзана Кадырова, но и всех, кто занимает хоть какие-либо должности в Москве», — сказал он.
Складывается впечатление, что украинские спецслужбы уже давно действуют по принципу: «в любой непонятной ситуации обвиняй Россию». После громких убийств журналиста Павла Шеремета или бывшего депутата Госдумы Дмитрия Вороненкова в Киеве также сразу указали на Россию, но с тех пор так и не привели никаких доказательств этих обвинений.
Очень красноречиво, что в случае с Мосийчуком ни следствие, ни провластные спикеры даже не говорят о других возможных версиях покушения, сразу квалифицировав его, как теракт. Ведь не нужно быть следователем, чтобы найти сразу несколько очень вероятных сценариев.
Например, Мосийчук недавно пытался взять на поруки находящегося под следствием комбата запрещенной в России ОУН ** Николая Коханивского, чтобы того выпустили на свободу. У Коханивского же давний конфликт с еще одним комбатом Русланом Качмалой — собственно, за покушение на него оуновца и судят.
Кстати, сам Мосийчук также не так давно был под арестом, о чем предпочитает не вспомнить. В 2015 году нардепа обвинили в коррупции, после чего Верховная Рада сняла с него неприкосновенность. Мосийчук был арестован, ему предъявили обвинения сразу по пяти статьям УК Украины. Но в итоге дело забуксовало, и в 2016-м Высший специализированный суд Украины признал незаконным задержание депутата, а через несколько месяцев Генпрокуратура, которую успел возглавить Юрий Луценко, отозвала ходатайство об аресте.
Нужно сказать, что в украинских соцсетях вести о покушении на Мосийчука восприняли своеобразно. Судя по комментариям, в версию о теракте или мести Рамзана Кадырова верят не многие. Зато сетевые остряки уже предлагают преобразовать известный мем «Сожрите друг друга» в «Взорвите друг друга».
Однако ни бизнес-интересы, ни разборки националистов следствие в качестве версий не называет, что как нельзя лучше характеризует нынешний украинский режим. Ведь гораздо проще обвинить во всем Россию, чем разбираться, кто и что не поделил.
Об этом говорит и директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов.
— А зачем им расследование, когда виновные уже назначены? На самом деле, в очередной раз очень удивляет подход украинских партнеров к таким вещам. Все почему-то забывают совершенно недавнюю историю этого персонажа, который был уличен в том, что брал взятки.
Предыдущий генпрокурор Виктор Шокин продемонстрировал в Верховной Раде видеозаписи, которые подтвердили этот факт, после чего с Мосийчука была снята депутатская неприкосновенность, а сам он — арестован. Для каждого, кто хоть немного посвящен в политический процесс на Украине, понятно, что этот человек занимался и занимается коррупционной деятельностью, лоббирует за взятки интересы тех или иных финансовых групп и предпринимателей. Видимо, эта деятельность, не совместимая с депутатской, и стала причиной покушения.
Вероятней всего, взрыв стал следствием того, что бизнес-интересы Мосийчука столкнулись с интересами других людей. А исходя из того, что на Украине продолжается правовой нигилизм, и «бизнесмены» пытаются решать свои проблемы путем устранения конкурентов и мешающих элементов, эта версия еще более вероятна.
«СП»: — А как относиться к обвинениям в адрес России?
— Все заявления политического характера о Кадырове, о следе из Российской Федерации… Пускай Киев предоставит хоть одно малейшее доказательство, и тогда можно будет о чем-то говорить. Но я убежден, что ничего подобного мы не увидим.
Украинские спецслужбы лучше бы начали изучать круг общения этого человека. Они без труда обнаружат множество людей, которые к Мосийчуку мягко говоря, плохо относились, и были бы совсем не против, если бы вчерашнее покушение увенчалось успехом.
Похожего мнения придерживается заместитель директора Института стран СНГ Владимир Леонидович Жарихин.
— Деловые интересы в данном случае — это эвфемизм для бандитских разборок. Украинские депутаты, особенно современные, известны тем, что практически не стесняются своего взаимодействия с преступным миром. Думаю, в итоге выяснится, что именно «деловые интересы» Мосийчука стали причиной покушения.
Что касается обвинений в адрес России или Рамзана Кадырова, это просто первая инстинктивная реакция украинских властей. В любой ситуации они обвиняют нашу страну. Вспомните, что то же самое было после убийства бывшего депутата Госдумы Вороненкова в Киеве. Тогда точно так же сразу стали кричать о «российском следе», а потом выяснилось, что русские тут совсем ни при чем, причем признали это сами украинские спецслужбы.
Думаю, и в этом случае после первой реакции расследование, если, конечно, оно начнется в нормальном виде, установит, что дело вовсе не в России. Скорее всего, Мосийчук то ли кому-то задолжал, то ли не выполнил обещание. В общем, «деловые разборки». Не исключаю, что найдут исполнителя покушения, а вот заказчика — вряд ли.
Почему в рядах террористов больше всего оказалось граждан РФ
— Этому событию уделяют слишком большое внимание, — убежден украинский политолог Александр Дудчак. — На самом деле ничего оригинального не произошло. Мосийчук — не та персона, на которую вообще стоит тратить эфирное время. Но поскольку других на Украине сейчас найти сложно, обсуждают и таких малоприятных персонажей.
Скорее всего, это разборка между «побратимами», то есть участниками майдана и представителями новых властей. Сужаются возможности для обогащения, борьба за финансовые источники и их предел становится гораздо более жесткой и принимает такие формы. Просто в Киеве сейчас традиция в первую очередь обвинить во всем Кремль, а потом уже искать какие-то реальные причины.
* «Имарат Кавказ» решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2010 года признан террористической организацией, его деятельность на территории Российской Федерации запрещена.
** В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.