50-тысячная гвардия польских пехотинцев-волонтеров готова к вторжению противника
6 марта, приблизительно в 15 часов по московскому времени, в Сирии потерпел крушение российский транспортный самолет Ан-26. Об этом сообщили в Министерстве обороны РФ во вторник. Сначала говорилось, что на борту транспортника, который заходил на посадку на аэродроме авиабазы Хмеймим, находились 26 пассажиров и шесть членов экипажа. Позднее Минобороны уточнило: число жертв составлет 39 человек — 33 пассажира, все они были военнослужащими, и шесть членов экипажа. Среди погибших сержанты-контрактники, 27 офицеров, генерал-майор.
По имеющейся информации, самолет, вылетевший из Алеппо, столкнулся с землей, не долетев до взлетно-посадочной полосы около 500 метров.
По данным «Коммерсанта», Ан-26 (бортовой номер 52), разбившийся в Сирии, входил в состав 33-го отдельного транспортного смешанного авиаполка (аэродром Левашово) 6-й Ленинградской Краснознаменной армии ВВС и ПВО Западного военного округа.
Причиной авиакатастрофы, по предварительным данным, могла стать техническая неисправность, сказали «Интерфаксу» в Минобороны.
«По докладу с места, огневого воздействия по самолету не было», — сообщили в военном ведомстве."Комиссия Минобороны России будет изучать все возможные версии произошедшего", — сказали в военном ведомстве.
50-тысячная гвардия польских пехотинцев-волонтеров готова к вторжению противника
Также одной из причин авиакатастрофы могли стать плохие погодные условия, По информации Telegram-канала проекта WarGonzo, который приводит слова очевидцев, в провинции Латакия 6 марта дул сильный ветер.
По их словам, при заходе на посадку самолет вел себя нештатно: он накренился и садился «почти боком». Впрочем, по другим источникам, погода была вполне летной.
«Самолёты Ан-26 находятся в эксплуатации уже десятки лет. Я ещё школьником летал на нём. Поэтому это никоим образом не связано с самолётом по происхождению, — сказал в эфире НСН авиаэксперт, бывший конструктор ОКБ „Сухой“ Вадим Лукашевич — Может быть, это связано с тем, что это достаточно старый самолёт. Может быть, он плохо обслуживался. Может быть, была ошибка пилота. Но говорят, что технические причины… Я бы вообще не стал связывать это с Сирией. Это могло случиться в любом месте, в том числе в России».
Экс-начальник управления вооружения Минобороны, член Президиума Российской академии ракетных и артиллерийских наук генерал-полковник Анатолий Ситнов.
— Сейчас нам неизвестно, что произошло. Могу только сказать, что Ан-26 — абсолютно надежный транспортный самолет. Его всю жизнь эксплуатировали, летали на нем, и никаких проблем не возникало. Комментировать эту катастрофу, не зная подробностей, смысла нет. Необходимо, чтобы те, кто эксплуатировал этот самолет, дал более развернутые показания.
Заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов считает, что поражение с земли в этом случае исключено.
— Скорее всего, причиной катастрофы стали неполадки в работе силовых установок двигателя или гидросистемы управления самолетом. Если на посадочной прямой буквально за километр-полтора от взлетно-посадочной полосы происходит отказ двигателя или систем управления двигателем, возникает несколько очень серьезных трудностей.
Во-первых, рулей, которыми можно парировать эти отклонения, и по направлению педалями, и по штурвалу отклонения крена, будет не хватать из-за того, что скорость мала. Если в такой ситуации отказывает двигатель, перестановка винтов на реверс или на флюгирование осуществляется достаточно медленно. Этот процесс может сказаться и даже быть критичным для удерживания самолета на глиссаде перед посадкой или при заходе на второй круг. Экипажу не хватает времени и эффекта от дачи рулей.
Достаточно произойти «клевку» или касанию стойкой шасси о землю, и возникает разворачивающий момент ударной силы, когда нагрузки очень большие. Удержать самолет в этом случае экипажу не удается. Вот в чем каверзность такой внештатной ситуации, связанной с двигателями или гидросистемой в предпосадочном режиме.
«СП»: — То есть огневое поражение с земли в такой ситуации исключается?
— Да, самолет находился очень близко от полосы. Посадочный курс, начиная с дальнего привода, а это 4−5 километров от ВПП — это охранная зона. Там находятся только наши войска, подступиться туда невозможно. Если бы работали зенитные пулеметы или были пуски ракет, их было бы видно и можно было успеть их сбить или предупредить экипаж. Однако этого не было. Скорее всего, как я сказал, катастрофа произошла из-за отказа силовых установок и перестановки на флюгирование.
«СП»: — Но Ан-26 называют надежными самолетами…
— Да, это действительно надежный самолет, я сам его эксплуатировал, когда руководил авиационно-космическим поиском и спасанием. Мы использовали львиную долю этих машин, как ретрансляторы, поисковики, самолеты, которые могли десантировать крупные СПДГ. Он имеет достаточно широкий круг тактических задач. Это средний тактический самолет транспортной авиации, но очень надежный. Он может даже планировать.
Сотни древнейших памятников будут реставрированы
Но на посадочном курсе, как я уже сказал, на малых скоростях, когда самолет уже должен касаться земли, просто не хватает рулей и пилоты не успевают среагировать. Нужно было заранее выводить обороты, чтобы выходить на второй круг. Но если по той или иной причине произошел отказ силовой установки, флюгирование винтов запаздывает, насосы гидросистем работают слабо. Это доли секунды, но этого достаточно для катастрофы.
Напомним, чуть больше года назад, в декабре 2017-го, разбился Ту-154, который летел из Сочи в Сирию. Лайнер упал в Черное море почти сразу после взлета. Тогда погибли 92 человека, в том числе артисты ансамбля песни и пляски им. Александрова, журналисты, общественные деятели.
А 3 февраля этого года террористы сбили из ПЗРК российский штурмовик Су-25. Пилот Роман Филипов катапультировался и после приземления вступил в бой с боевиками. Когда кончились патроны, он подорвал себя гранатой. Летчику было посмертно присвоено звание Героя России.