18+
четверг, 8 декабря
Происшествия

Авиакатастрофа в Якутске: Бетонка полярных аэродромов напоминает гребенку

Шасси у Ан-24 могло сломаться из-за «усталости металла». Это чудо, что обошлось без жертв

  
109

По данным МВД, в четверг в 7:33 по местному времени (01:33 мск) на пульт дежурного Северо-Восточного УВД на транспорте МВД России из диспетчерской службы аэропорта «Якутск» поступила информация о происшествии на воздушном судне Ан-24.

В 7:30 (01:30 мск) самолет, выполнявший рейс по маршруту Якутск-Олекминск с 38 пассажирами на борту и четырьмя членами экипажа, вырулил на взлетно-посадочную полосу и начал разгоняться, чтобы взлететь. Неожиданно у самолета сложилась левая стойка шасси и он проехал «на брюхе» по полосе и остановился.

К счастью, никто из пассажиров не пострадал.

 — По тревоге был поднят личный состав Якутского ЛОВД на воздушном транспорте. На место происшествия были стянуты пожарные расчеты, бригады скорой помощи. Принятыми мерами совместно со службой авиационной безопасности аэропорта сотрудники милиции провели экстренную эвакуацию пассажиров. Никто не пострадал, — рассказала агентству РИА Новости пресс-секретарь Северо-Восточного Управления внутренних дел на транспорте МВД России Наталья Шахурдина.

Полеты из аэропорта были приостановлены. Ранее сообщалось, что у самолета произошло возгорание левого двигателя, но позже пришло уточнение, что пожара не было.

Прокомментировать инцидент в Якутске корреспондент «Свободной Прессы» попросил нашего авиационного эксперта, штурмана-инструктора одной из московских авиакомпаний Александра Савелова.

«СП»: — Пока не выдвигается никаких версий инцидента. Сообщается, что для выяснения причины ЧП создана комиссия под руководством начальника инспекции отдела безопасности Саха (Якутского) межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального Агентства воздушного транспорта. На ваш взгляд, что могло произойти с самолетом?

 — «Старичку» Ан-24 уже давно пора на покой. На нем я начинал свою летную биографию 40 лет назад, а эксплуатируется в гражданской авиации этот двухмоторный «антонов», если не ошибаюсь, с середины 50-х годов прошлого столетия, то есть уже больше полувека! Машина для своего времени была очень хорошей, но давно устарела и морально, и физически — ее нужно было менять лет 20−30 назад. После Ан-24 я успел поработать еще на Ил-18-м. Его биографию аэрофлот тоже пытался продлять бесконечно, пока самолет не стал сыпаться в воздухе из-за отсутствия запчастей. Ил-18 не летает уже с 70-х годов, а его ровесник Ан-24 — еще в небе.

«СП»: — Его уже не производят?

 — Насколько я помню, серийное производство Ан-24 осуществлялось на авиационном заводе в Иркутске и завершилось в 1978 году. Правда, в 1982-м выпуск Ан-24 наладили китайцы под индексом Y-7.

«СП»: — Как вы думаете, что могло произойти в аэропорту Якутска?

 — Скорее всего, разрушился замок, запирающий шасси.

«СП»: — От чего он мог разрушиться?

 — Усталость металла еще никто не отменял, а Ан-24 очень часто эксплуатируется на грунтовых аэродромах. В Якутии зимой и бетонка зачастую напоминает грунтовку, а вернее, стиральную доску. К тому же 40-градусные морозы усугубляют ситуацию. Вполне возможно, что уже давно образовалась некая микротрещина в конструкции замка. Ее невозможно визуально определить, необходимо систематически проводить дефектоскопию, а это довольно трудоемкое занятие — шасси нужно разобрать, а подозрительную деталь исследовать по специальной технологии. Видимо, этого не было вовремя сделано владельцами самолета.

«СП»: — Возможны иные версии?

 — На крайнем севере большие проблемы при строительстве и эксплуатации аэродромов доставляет вечная мерзлота. Летом бетонные плиты нагреваются, и под ними вытаивает земля, зимой мороз полосу корежит. Иногда перепады между плитами достигают 10−15 сантиметров. Например, очень нас всегда «доставала» ВПП в Норильске. Ее периодически ремонтировали, но все равно мы садились там с внутренним содроганием. То же самое и в Якутске. Когда шасси на скорости 200 километров в час бьется о ступеньку в 10−15 сантиметров, это влияет на надежность конструкции. Рано или поздно стойка может не выдержать.

«СП»: — Данный инцидент очень благополучно завершился…

 — Все могло быть значительно трагичнее. Когда ломается стойка, самолет падает на крыло, и моментально останавливается винт. Это ведет к разрушению редуктора и к воспламенению керосина в камере сгорания. Пилоты должны мгновенно отреагировать и перекрыть стоп-кран подачи в двигатель топлива. Если этого не сделать — пожар неминуем.

Между тем

Как рассказала пресс-секретарь Северо-Восточного Управления внутренних дел на транспорте МВД России Наталья Шахурдина, «после того, как левое шасси при разбеге сложилось, и самолет коснулся фюзеляжем взлетно-посадочной полосы, экипажем были предприняты очень профессиональные действия, и воздушное судно осталось на взлетно-посадочной полосе, а экстренное выключение двигателей привело к незначительному задымлению кабины экипажа».

Она добавила, что кроме пассажиров на борту самолета находилось 359 килограммов почты, другой груз отсутствовал.

 — После инцидента было произведено оцепление территории для обеспечения общественной безопасности и создания необходимых условий для работы на взлетно-посадочной полосе оперативно-следственной бригады, — отметила Шахурдина.

Справка «СП»:

Разработка Ан-24 в ОКБ О.К.Антонова началась в 1956 г. Это был первый в СССР пассажирский самолет с турбовинтовым двигателем. Он предназначался для замены на местных авиалиниях самолетов Ил-12 и Ил-14 с поршневыми двигателями. Одновременно с разработкой самолета создавалась и силовая установка для него в двигателестроительном ОКБ А.Г.Ивченко. Первый полет самолет Ан-24 совершил 20 октября 1959 г. В эксплуатацию поступил в октябре 1962 г. Самолет завоевал большую популярность в СССР и за рубежом. Более 220 самолетов было поставлено на экспорт в 26 стран мира.

В середине 1960-х годов был разработан вариант Ан-24РВ, который имел в правой гондоле ТВД дополнительный реактивный двигатель РУ-19−300 тягой 900 кгс. С помощью этого двигателя удалось существенно улучшить взлетные характеристики самолета. Кроме пассажирских вариантов выпускались грузовые и военно-транспортные самолеты Ан-24Т. Самолет Ан-24 стал исходной моделью для создания целого семейства самолетов различного назначения (всего около 40 модификаций), среди которых грузовой Ан-26, самолет Ан-30 для аэрофотосъемки, самолет Ан-32 для эксплуатации с высокогорных аэродромов, самолет ледовой разведки «Торос» и многие другие.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня