3 января в Магнитогорске спасатели продолжили разбор завалов на месте обрушения подъезда жилого дома на улице Карла Маркса. С 31 декабря — момента начала поисково-спасательной операции — из-под завалов извлечены тела 39 человек. Как заявил губернатор Челябинской области Борис Дубровский, работы займут еще несколько дней.
По сообщению МЧС, разобраны две трети завалов. Каждый час с места обрушения уходят самосвалы со строительным мусором. Работы ведутся с максимальной осторожностью. «Сначала заходят спасатели на развалины, смотрят участок работы. Дальше на этом участке работают манипуляторы механизированным способом, извлекают объемы конструкций, хватают, поднимают на грузовой автомобиль. В процессе показывают содержимое того, что они подняли. Обязательно в кузове находятся два-три спасателя. Они разгребают грунт и обязательно смотрят на предмет останков тел, на предмет каких-то деталей, которые могут пролить свет на причины», — сообщил представитель ГУ МЧС по Челябинской области.
По состоянию на четверг ситуация выглядят так. Шесть жильцов дома спасены, среди них двое детей. Большинство выживших достали в первые часы. Тела всех погибших опознаны. 10-месячный Ваня Фокин, которого через 36 часов после взрыва обнаружил под завалами спасатель Петр Гриценко, доставлен спецбортом в Москву. Малыш находится в реанимационном отделении НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. Его состояние стабильное, жизнь вне опасности.
От обрушения пострадали жильцы 48 квартир. В спортивном зале ближайшей к дому школы организован оперативный штаб. Там сотрудники миграционной службы делают людям новые паспорта — бесплатно и в кратчайшие сроки.
Жителей пятого, шестого и восьмого подъездов эвакуировали из-за угрозы обрушения несущих конструкций. Им разрешили забрать необходимые вещи — во время визитов в квартиры их сопровождают спасатели, психологи и полицейские. Подъезды с первого по пятый и с девятого по двенадцатый признаны пригодными и безопасными для проживания.
Семьям погибших при трагедии выплатят по 1 млн. рублей. Те, кто получил ранения тяжкой или средней степени, получат по 400 тыс. рублей, а люди, получившие легкие травмы — 200 тыс. рублей. «Выплаты начнутся с сегодняшнего дня. Граждане получат индивидуальное приглашение», — заявили 3 января в пресс-службе губернатора Челябинской области.
Сейчас на месте трагедии работает следственная группа из более 100 сотрудников центрального аппарата и регионального подразделения СКР. Следователи изучают все возможные версии случившегося.
Заметим, первая версия, которая приходит в голову в подобных случаях — теракт. В ночь на 2 января уральские издания 74.ru и Znak.com сообщали, что правоохранительные органы рассматривают как раз эту версию. Якобы трое подозреваемых погибли в маршрутке, которая загорелась и взорвалась в Магнитогорске вечером 1 января.
Однако представители Следственного комитета России (СКР) официально заявили, что следов взрывчатки на месте обрушения дома не обнаружено. Заметим, кроме того, что ни одна террористическая группировка исламского толка не заявила о причастности к ЧП. Обычно такие заявления делаются в первые часы после терактов, преимущественно через арабские СМИ.
Сейчас приоритетная версия — взрыв бытового газа. Надо сказать, масштабы разрушений в Магнитогорске ей не противоречат. Действительно, это не первый случай в России, кода от взрыва газа «складывается» целый подъезд.
27 февраля 2012 года в Астрахани в девятиэтажном жилом доме прогремел взрыв газа. Один из подъездов дома был полностью разрушен. Погибли десятеро, пострадали 15 человек. 62 семьи остались без крова.
9 ноября 2017 года в Ижевске при взрыве газа обрушилась часть жилого девятиэтажного дома. Погибли семь человек, в их числе две ребенка.
И это — не считая еще десятка случаев, когда газ взрывался, но дома не сложились, как домино. Вроде «нетяжелого» взрыва газа в девятиэтажке 11 ноября 2013 года в поселке Загорские Дали в Подмосковье. Тогда произошло частичное обрушение конструкций 11 квартир между восьмым и девятым этажами — семь человек погибли, еще семь пострадали.
Установит ли следствие детали трагедии в Магнитогорске, почему в России до сих пор взрываются от газа жилые дома?
— Трагедия в Магнитогорске на 100% не является терактом, — считает президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», член Российской академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Сергей Гончаров. — С точки зрения террориста, акция должна быть максимально резонансной. Вспомните грузовик, который давил людей на набережной в Ницце или бойню в концертном зале «Батаклан» в Париже.
«СП»: — С начала нулевых в России произошло полтора десятка ЧП со взрывами бытового газа в жилых домах, в результате которых гибли люди. Почему эта проблема не решается?
— Я считаю, проблема в сложной экономической ситуации в стране. В частности, в постоянно повышающихся тарифах на ЖКУ для населения. Многим за коммунальные услуги уже нечем заплатить. В такой ситуации люди идут на все, чтобы банально выжить. В частности, делают врезки в газовые трубы, подключаются к электрическим кабелям в обход счетчиков.
Не исключаю, что нечто подобное привело к трагедии в Магнитогорске.
«СП»: — Как долго продлится спасательная операция?
— Сейчас, я считаю, властям нужно определиться, что делать с пострадавшим зданием. Если дом не подлежит восстановлению, нужно думать, куда переселять жителей — и это спасательную операцию затянет. Скорее всего, жилого фонда для расселения в Магнитогорске просто нет.
Но главное, нужно получить точный ответ: почему вообще произошел взрыв? Уверен, когда завалы полностью разберут, найдется и причина ЧП. И здесь нужно будет сделать самые серьезные выводы.
— Статистика ЧП со взрывами бытового газа откровенно удручает, — отмечает депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — Кроме того, фейковые новости о теракте в Магнитогорске показывает: люди у нас привыкли, что власть пытается их обмануть. Пытается скрыть реальное положение дел.
Так оно и есть — достаточно вспомнить, как старательно Кремль обходил молчанием февральский разгром «ЧВК Вагнера» в провинции Дейр-эз-Зор в Сирии. Правду, замечу, нам так и не сказали, а цифры потерь, которые понес «Вагнер», до сих пор замалчиваются. А почему, спрашивается, сразу не сказать, что произошло?
Это недоверие распространяется теперь и на Магнитогорск. Хотя понятно, что Магнитогорск — не Сирия: с нынешними информационными технологиями скрыть что-либо властям вряд ли удастся.
«СП»: — 3 января стало известно, что в мае 2018 года специалисты проверили оборудование в многоэтажном доме, где взорвался газ. По данным «Газпром газораспределение Челябинск», проверка была проведена сверх минимальных требований к техническому обслуживанию. О чем это говорит?
— Все это иллюстрирует ситуацию с плачевным состоянием инфраструктуры в России. Эта ситуация, на мой взгляд, давно перезрела. Раз так, техногенные катастрофы неизбежно будут и дальше происходить. Особенно это касается коммунальной инфраструктуры.
Замечу, в России полно панельных домов так называемых первых серий, которые возводились в начале 1960-х. Сегодня все они дышат на ладан, поскольку изначально проектировались как временное жилье. В 1960-е считали, что народ надо переселить из бараков во временные квартиры, а лет через 20−30 страна станет жить побогаче, и построит для своих граждан нормальное достойное жилье.
Понятно, дом 1973 года постройки, который рухнул в Магнитогорске, к этим проблемным панельным домам не относится. Но я в данном случае говорю о другом — о рисках техногенных катастроф в жилищной сфере: в России они огромны.
Это в Москве действует программа реновации, в других же регионах о ней даже не мечтают. А тем временем у жилого фонда истекают допустимые сроки регламентных капремонтов, сроки эксплуатации зданий.
Проблема, на деле, в том, что сегодня никто вкладываться в реконструкцию жилого фонда и коммунальной инфраструктуры не хочет. Организации, которые дома и «коммуналку» эксплуатируют, зачастую аффилированы с местными властями и озабочены одним: как бы выжать из жильцов побольше денег за ЖКУ.
И до тех пор, пока ситуация не изменится, — пока Кремль не изменит внутреннюю политику, — трагедии подобные магнитогорской будут повторяться.
Происшествия: О состоянии спасенного в Магнитогорске малыша рассказал Рошаль
Чрезвычайные ситуации: «Гексоген, однозначно»: Трагедия в Магнитогорске обрастает фейками