18+
вторник, 24 октября
Происшествия

Михаил Войтенко: Повезло, что «Маршал Шапошников» пришел быстро

Спецназ взял захваченное судно штурмом, убив одного из пиратов

  
52

В четверг, 6 мая, большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота РФ «Маршал Шапошников» в Аденском заливе Индийского океана освободил захваченный пиратами российский танкер «Московский университет». При штурме судна российскими морскими пехотинцами один из пиратов-сомалийцев, был убит, остальные задержаны и находятся на боевом корабле.

Штурм танкера, перевозившего 86 тыс. тонн сырой нефти на сумму около 50 млн долларов, стал возможен, поскольку команда успела укрыться в машинном отделении судна и таким образом не попала в заложники. Как сообщили «СП» в Новороссийском морском пароходстве, которому принадлежит ходящий под либерийским флагом «Московский университет», капитану и команде удалось не только спастись от захвата в плен, но и сохранить контроль над судном, положив его в дрейф.

«Капитан Юрий Тульчинский действовал в критической ситуации профессионально, мужественно и хладнокровно», — отметили сотрудники пароходства, эксплуатирующего еще несколько систершипов «Московского университета» — «Москву», «Московский Кремль» и «Москву-реку».

Поэтому, как подчеркнул в беседе представитель пароходства, стало возможным провести спецоперацию — она была бы невозможна, если бы сомалийцам удалось захватить команду и заставить моряков под дулами автоматов направить танкер в один из пиратских портов. «При угрозе для жизни команды силовые освобождения торговых судов практически никогда не проводятся», — заявили в пароходстве.

Успешную операцию российского ВМФ корресподненту «СП» прокомментировал эксперт Михаил Войтенко, редактор издания «Морской бюллетень»:

«СП»: — 9 часов, которые «Маршал Шапошников» добирался до захваченного танкера — это много или мало?

— Конечно, это очень хороший результат, добрались быстро. Дело обстояло вот как: «Маршал Шапошников» провел торговые суда, в том числе «Московский университет», по «коридору безопасности» вдоль берега Сомали, а затем отпустил суда дальше, в Индийский океан, и уже приступал к набору нового каравана, но когда поступил сигнал бедствия, на всех парах устремился туда.

«СП»: — То есть, 9 часов на море — это немного…

— Безусловно. Если бы танкер успел уйти дальше в океан и захват произошел бы именно там — морякам могло бы прийтись куда труднее. Подобный случай был недавно с одним торговым судном — там команда тоже забаррикадировалась в машинном отделении и ожидала помощи, но им пришлось ждать два дня. Это было в середине Индийского океана, и лишь по счастливой случайности в море неподалеку оказался итальянский боевой корабль, который и освободил судно.

«СП»: — Какие «зоны безопасности» на случай захвата существуют на торговых судах? Где моряки могут забаррикадироваться от пиратов?

— Собственно, на любом морском судне есть две такие зоны. Во-первых, машинное отделение, во-вторых — румпельная, то есть помещение для рулевого механизма. Там двери тяжелые и прочные, из автомата не прострелишь, а гранатометом бить в коридоре, где везде сталь — нереально. Световые люки еще есть сверху, но их задраишь — и всё.

Ходили разговоры, что нужно на всех торговых судах оборудовать дополнительные «схроны» для команды, но это оказалось довольно дорого.

«СП»: — А возможно ли вместо боевых кораблей привлекать для таких операций самолеты и вертолеты?

— Практически нереально. Что может сделать патрульная авиация? Разве что зафиксировать факт нападения. А у вертолетов не такой большой радиус действия.

«СП»: — Интересно, а с развитием сомалийского пиратства уменьшилось ли пиратство в «традиционном» для него районе Малаккского пролива?

— Не слишком. Одно время пошло на нет, а сейчас снова грабят. Эти два района пиратства — совершенно разные. Там, в Восточной Азии пиратство вековое, высокотехнологичное и увязанное с местной индонезийской коррупцией. Профессиональное, если так можно сказать. А сомалийцы пиратствуют на самопальных лодках, массово и от бедности.

«СП»: — Как, по-вашему, можно искоренить сомалийское пиратство?

— Вообще, есть два средства. Первое — снабдить все проходящие в этом районе суда вооруженной охраной, причем желательно военной. Это единственная 100%-ная гарантия — военные на судне. У них и оружие посильнее, чем у частных охранников, и другой статус. Пока частные охранники разбираются в ситуации, эти уже могут палить и не думать о последствиях.

Второе средство — более долгосрочное. Нужно навести, наконец, порядок в Сомали. Хотя бы путем оккупации и учреждения там нормальной государственности.

Но, к сожалению, мировое сообщество ни хрена не делает в этом направлении, а занимается демагогией и идиотизмом. Например, Россия недавно заявила о том, что нужно обеспечить «неотвратимость наказания» для пиратов. Дорогие товарищи, а вы знаете, что сомалийское пиратство — это народное явление, и на одного задержанного тут же найдутся еще десяток желающих? Пересажать половину Сомали просто невозможно.

К тому же, условия не только в западных, но и в российских тюрьмах — лучше, чем сомалийцы испытывают на воле в Сомали. В тюрьме регулярно кормят, в тюрьме есть душ… Дома у них такого никогда не будет! Спрашивается — напугает пиратов такая «неотвратимость»? Нет, разумеется.


По сообщению СКП РФ, на борту танкера «Московский университет» в рамках возбужденного СКП уголовного дела (ч. 3 ст. 227 УК РФ — пиратство, совершенное с применением насилия и оружия организованной группой), сейчас работает следователь военно-следственного управления. Он был прикомандирован к большому противолодочному кораблю «Маршал Шапошников». Кроме того, следствием принимаются меры к отправке задержанных пиратов в Москву для проведения с ними следственных действий и привлечения их к уголовной ответственности в рамках действующего уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и норм международного права. Всего спецназ задержал 10 пиратов.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня