Крупный террористический акт произошел в ночь с 4 на 5 сентября в Дагестане. Неизвестный террорист на заминированном автомобиле ВАЗ-2114 на большой скорости протаранил пост охраны при въезде на территорию войсковой части 136-й мотострелковой бригады, которая дислоцируется в дагестанском Буйнакске. После столкновения произошел взрыв.
Сейчас об этом трагическом происшествии известно, что машина террориста на большой скорости и сметая все на своем пути, протаранила стоящий рядом с палатками военный автомобиль связи ГАЗ-66. От очень сильного удара в салоне легковой машины сдетонировала бомба, произошел мощный взрыв. В результате трое военнослужащих Министерства обороны России погибли, еще 34 получили ранения и ожоги. Водитель тягача, прегродивший путь смертнику, получил тяжелые ранения, но остался жив. Мощность взрывного устройства, по сообщению пресс-службы Минобороны, оценивается в 20−25 кг в тротиловом эквиваленте. При этом, по оценкам военных, в «Жигулях» находилось два заряда общей мощностью 40−45 кг, однако сработал только один.
К приему пострадавших сейчас готовятся в Ростове. Как стало известно «СП», семь человек находятся в крайне тяжелом состоянии. А, значит, количество жертв этого теракта может возрасти. Военные подтверждают, что события развивались именно так, как и было сказано в самом начале.
Следственные органы Следственного комитета по Дагестану возбудили уголовное дело по части 3 статьи 205 Уголовного Кодекса Российской Федерации («Террористический акт, повлекший умышленное причинение смерти человеку»), части 2 статьи 105 («Убийство двух и более лиц, совершенное общеопасным способом») и части 1 статьи 222 («Незаконный оборот оружия»).
Но этот террористический акт имел свое продолжение. Через час после взрыва, когда оперативники оцепили место теракта и начали работу, то они обнаружили останки террориста-смертника. Кроме того, найден также двигатель и фрагменты регистрационного номера автомобиля, что позволит следствию идентифицировать преступника.
Позже, спустя несколько часов, взрывное устройство сработало на пути следования оперативно-следственной бригады к месту теракта у палаточного городка. Бомба была заложена у обочины дороги. Взрывное устройство сработало в тот момент, когда машина с милиционерами уже проехала мимо, пострадавших нет. Устройство, сработавшее на пути оперативно-следственной группы, взорвалось не полностью. Оно было начинено болтами, гайками и другими поражающими металлическими элементами. Лишь по счастливой случайности оно не было полностью приведено в действие.
Об теракте под Буйнакском уже проинформирован президент России Дмитрий Медведев. О сложившейся непростой ситуации ему доложил министр обороны Анатолием Сердюковым.
«Дмитрий Медведев дал поручение оказать помощь семьям погибших, а также всю необходимую медицинскую помощь пострадавшим», — сообщает пресс-служба Кремля. Министр обороны также доложил главе государства о принимаемых мерах по усилению охраны военных объектов и районов учений.
Утром на место теракта прибыл президент Дагестана Магомедсалам Магомедов.
Свое мнение о ситуации в Дагестане корреспонденту «СП» высказал, правда, на условиях анонимности, один из высокопоставленных сотрудников ФСБ.
«СП»: — Как вы прокомментируете этот теракт?
— Все это очень неприятно и просто прискорбно. Но я хотел бы похвалить наших военных, которые вовремя убили террориста и не допустили его вглубь части. Иначе жертв могло бы быть и больше.
«СП»: — Что скажете о втором взрывном устройстве, которое было заложено по пути следования оперативной группы?
— Это обычная тактика боевиков. Они устраивают большой взрыв, а, незадолго до этого, закладывают у места происшествия еще один-два фугаса. Чтобы взорвались уже приехавшие следователи. Тактика примитивная, но иногда она дает свои плоды. И очень хорошо, что в этот раз дублирующее взрывное устройство не принесло никаких бед.
«СП»: — На ваш взгляд, что вообще происходит в Дагестане?
— Обстановка там наисложнейшая. Посмотрите хронику последних месяцев. Каждый день там стреляют, взрывают, нападают на сотрудников правоохранительных органов, обстреливают их дома, подрывают поезда, убивают представителей местной и федеральной власти.
«СП»: — Многие утверждают, что все недобитые боевики перекочевали из Чечни в Дагестан. Вы согласны с этим мнением?
— Говорить, что все террористы засели в Дагестане — это, конечно, преувеличение. Но вот есть один неоспоримый факт — большая часть бандподполья оказалась именно в этой республике. Они воспользовались слабостью местной власти и непростой экономической ситуацией. А вот в Чечне террористам стало очень сложно выживать. Я знаю, что есть разные мнения относительно президента Чечни Рамзана Кадырова… Однако есть один неоспоримый факт — ему удалось уничтожить многих опасных террористов. А на втором этапе своей борьбы с противниками он сумел выдавить большинство выживших боевиков со своей территории. И они бежали в Дагестан. Ну, а результаты мы с вами наблюдаем практически каждый день. И будем наблюдать до тех пор, пока в Дагестане местные власти не сумеют навести порядок.
«СП»: — Вы намекаете, что дагестанские власть предержащие не борются с террористами?
— Нет, я просто говорю, что дагестанским властям очень сложно бороться с бандподпольем. Ведь туда именно в Дагестане приходят многие молодые люди, которым задурили голову «чистым исламом». Дагестан — дотационный и депрессивный регион. Поэтому там у боевиков больше шансов пополнить свои ряды неработающими молодыми людьми. Это очень большая проблема…
«СП»: — Что делать российским властям в этой непростой ситуации?
— Тут должны работать спецслужбы, налаживать агентурные сети, пресекать преступления еще на стадии их подготовки. Надо работать с местным населением, выявлять террористов и их пособников. Неплохо бы обеспечить людей работой. Иначе новые террористические акты уже в центральной части России не заставят себя долго ждать.
«СП»: — Вы думаете, что новые теракты в центре России реальны?
— Более чем! Скажите, кто предполагал, что террористы сумеют осуществить два взрыва в московском метро? Но они совершили тот кровавый теракт. И я не вижу причин, по которым наши спецслужбы должны расслабляться.
Тем временем, самолет с ранеными в результате теракта в Буйнакске военнослужащими, на борту которого находятся 15 пострадавших, вылетел из Махачкалы в Ростов-на-Дону, сообщил «Интерфаксу-АВН» в воскресенье начальник Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ Алексей Кузнецов. «Из них шесть военнослужащих с ранениями средней тяжести, девять — легко раненые», — сказал А.Кузнецов.