Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Происшествия
14 сентября 2010 11:56

Смертельный контракт компании «Сухой»

Странная гибель в Индонезии трех российских специалистов требует расследования с участием наших спецслужб

59

13 сентября на индонезийской авиабазе «Султан Хасануддин» были обнаружены тела трех российских инженеров. По заключению врачей, смерть каждого из них наступила в результате одномоментного сердечного приступа, что вызвало у представителей российского консульства мотивированные подозрения в насильственном характере трагедии.

Руководство авиабазы начало расследование обстоятельств гибели российских специалистов. По данным электронного справочника минобороны РФ «Оружие России», это Сергей Воронин, Александр Полторак и Виктор Сафонов, которые прибыли на базу индонезийских ВВС 5 сентября 2010 года для обслуживания шести закупленных у России истребителей Су-27СКМ и Су-30МК2.

Как сообщают местные СМИ, тела двух российских спецов были обнаружены в номерах их отелей. Третий инженер, Виктор Сафонов, скончался в больнице.

Интересно, что лечение в больнице проходил лишь последний, да и то непонятно, с каким диагнозом его туда положили. Посольства нашей страны и Индонезии постоянно обмениваются информацией. Министр обороны Индонезии Пурномо Юсгианторо уже выразил свои соболезнования и надежду на то, что этот инцидент не отразится на военно-техническом сотрудничестве двух стран. Российская сторона уже заявила, что инцидент не нарушит планы «Сухого» на сотрудничество с Индонезией.

Когда тела умерших россиян доставят на Родину — неизвестно.

Инженеры приехали в Индонезию из Комсомольска-на-Амуре. Всего их было 40 человек: 37 инженеров и три пилота. Их задача состояла в том, чтобы помочь индонезийцам в управлении и обслуживании боевых машин — Су-27СKM и Су-30MK2.

«Компания «Сухой» сейчас — крупнейший в России авиахолдинг, в котором работает 29 тыс. человек. Она же является крупнейшим в стране поставщиком авиационной техники на экспорт и занимает третье место в мире по объемам производства современных истребителей.

В индонезийской печати появились первые версии гибели инженеров.

Так, местная газета Jakarta Globe пишет, что будто все трое перепили водки, и именно она стала причиной их отравления. Но представитель российского дипломатического ведомства Владимир Пронин категорически отверг это предположение. И, тем не менее, местные журналисты пишут, что летчики пили вместе накануне ночью и разошлись поздно — около 4 утра. В их номере нашли десятки пустых пивных бутылок.

Версию о том, что русские перепили, выдвинул представитель министерства обороны Индонезии генерал Уэйн Мидхио. По его словам, от употребления водки в Индонезии плохо становится многим иностранцам. «Не проблема, если вы выпьете слишком много водки в России — там холодно. Но здесь, в Макассаре, очень жалко, и организм может повести себя по-другому», — заявил Уэйн. Как бы то ни было, официальная причина смерти будет объявлена после вскрытия.

Существуют и другие версии случившегося. Говорят, что россиян все же могли убить. Предположительно, это могло бы припугнуть россиян: дескать, не стоит сотрудничать с правительством страны, у которого есть сильные оппоненты. Но следствие всерьез эту версию не рассматривает. К слову, в расследовании дела примет участие врач нашего посольства и представитель Рособоронэкспорта. Руководство местной авиабазы также обещало помочь. В любом случае, дело выглядит странно: до смерти никто из трех российских инженеров не жаловался на проблемы с сердцем.

Подозрения в заказном характере «сердечных приступов» усиливаются в связи с тем, что вокруг этого и других российско-индонезийских военно-технических контрактов развернулась острая конкурентная борьба, которую ведут против нас американские и французские компании.

История противоборства на индонезийском рынке вооружений берет свое начало с середины прошлого века. Освободившись от колониальной зависимости, Индонезия начала развивать отношения с СССР.

В начале 1957 года американские разведывательные самолеты обнаружили строительство большого военного аэродрома в Индонезии. По полученным агентурным данным, его предполагалось использовать для базирования советской авиации. С целью противодействия советскому присутствию в Индонезии и военно-техническому сотрудничеству американцы начали активную поддержку противников нового режима, которые сконцентрировались на некоторых островах. Наиболее успешной для них была операция на Суматре. 15 февраля 1958 года ряд лидеров провозгласил о создании независимого от Джакарты государства. Агенты ЦРУ перегнали мятежникам около 50 самолетов различных типов (15 В-26, С-54, С-47, С-46 и даже, по некоторым сообщениям, В-29) со складов американских ВВС. В апреле 1958 года индонезийские ВВС нанесли успешный удар по этой базе, вскоре был сбит самолет мятежников и взят в плен летчик, которым оказался американец Аллен Поп. Разразился скандал, который сыграл на руку СССР. В итоге Индонезия заключила контракт на поставку 60 советских истребителей МиГ-17 и учебно-тренировочных истребителей МиГ-15УТИ, 40 бомбардировщиков Ил-28 и нескольких транспортных самолетов Ил-14.

США в борьбе за рынок стали угрожать Индонезии вторжением. Тогда СССР, по просьбе индонезийского руководства, развернул здесь ряд баз ВВС и ВМФ.

В 1961 году Индонезия начала получать советские бомбардировщики Ту-16КС, вооруженные противокорабельными крылатыми ракетами КС-1. Всего до конца 1962 года было поставлено 25 бомбардировщиков. Из СССР также поставлялись истребители МиГ-19С и МиГ-21Ф-13, транспортные самолеты Ан-12, вертолеты Ми-4 и Ми-6. В эти годы ВВС Индонезии стали самыми мощными воздушными силами в регионе. Это дало возможность успешно подавлять мятежников и один за другим присоединять острова.

Однако непосильные военные расходы к середине 1965 года привели страну к кризису. В результате военного переворота к власти пришел проамериканский генерал Сухарто. Связи с СССР были свернуты, соответственно, прекратились и поставки нашего оружия, запасных частей к авиационной технике советского производства. Вскоре индонезийские ВВС, состоящие в основном из советской техники, деградировали. К 1970 году только 15% всего парка были способны подняться в воздух. Рынок был очищен для американской и французской техники. На вооружение индонезийских ВВС стали поступать

истребители F-86, F-5, штурмовики A-4 Skyhawk. После авиационной выставки в Индонезии, прошедшей в 1986 году, американская компания General Dynamics и французская Dassault вступили в ожесточенное соревнование на право поставки на этот рынок новых истребителей-бомбардировщиков. На эту роль претендовали F-16 и Mirage 2000. Состязание выиграли американцы. Но в дальнейшем их политика в регионе вызвала серьезные опасения за независимость страны у индонезийского руководства.

В июле 2003 года в воздушное пространство Индонезии вторглось 5 истребителей F/A-18 ВМС США. ВВС Индонезии на этот раз удалось поднять в воздух пару F-16 для их перехвата, инцидент закончился мирно. Однако он заставил Индонезию вновь повернуться лицом к России в части поставки вооружения. Уже в 2003 году ВВС Индонезии получили из России два истребителя Су-27 и два самолета Су-30, частично оплатив их поставку пальмовым маслом.

В 2006 году ВВС Индонезии сделали заказ еще на три истребителя Су-27СКМ и на три самолета Су-30МК2.

Но американцы усилили давление на политическую элиту страны, и одновременно начались переговоры о приобретении Индонезией шести новых истребителей F-16C/D, модернизации имеющегося парка самолетов С-130 до стандарта C-130J. Рассматривалась также возможность покупки двух эскадрилий «бывших в употреблении» истребителей Mirage 2000−5 с ракетами Matra Magic II и MBDA MICA. В то же время Франция пытается внедрить на индонезийский рынок истребитель Rafale, ссылаясь на то, что истребители Mirage 2000 уже сняты с производства.

Остроту конкурентной борьбе придало то, что, пытаясь склонить Индонезию к покупке французских истребителей, французский банк Natixis выдал этой стране крупный кредит. Однако индонезийцы неожиданно потратили его на приобретение российских «Сушек».

И это чисто прагматическое решение. Индонезийские специалисты не раз заявляли, что технические характеристики российских самолетов наиболее соответствуют требованиям и условиям Индонезийского государства. Все дело в том, что Индонезия — островная страна, большая часть территории — это морское пространство. Иногда истребителям необходимо находиться в воздухе 4−5 часов, а с дозаправкой — более 10. Это основная характеристика, привлекшая Индонезию в истребителях семейства Су, к тому же их комплектное боевое оборудование полностью соответствует требованиям индонезийских ВВС. Планируется поэтапно закупить 24 или 32 истребителя для формирования двух эскадрилий.

В контракт с Россией входит обучение технического персонала и пилотов. Сначала их готовили на авиабазе в Жуковском. Теперь тренировки проходят уже в Индонезии. Наши специалисты обучают индонезийских партнеров и грамотному обслуживанию самолетов.

Острая конкурентная борьба за этот рынок безусловно вызывает у наших соперников стремление вставлять палки в развитие военно-технического сотрудничества между Россией и Индонезией. В ход могут пойти и акции устрашения наших специалистов. Поэтому расследование по меньшей мере странных смертей российских инженеров в Индонезии нельзя отдавать только на откуп руководству авиабазы «Султан Хасануддин». Следует обязательно подключиться российским спецслужбам. Причины гибели российских граждан должны быть выяснены однозначно.

Из досье «СП»:

По оценке экспертов, рынок вооружений Индонезии весьма перспективен. Военный бюджет страны на сегодня достигает $3,2 млрд. Однако, как считает министр обороны Индонезии, для надежной защиты архипелага стране необходимо тратить на оборону до $10 млрд.

Важную роль в продвижении российской продукции на индонезийский рынок сыграл кредит в $1 млрд, который Москва выделила Джакарте, ограничив ее одним условием: покупать вооружения только в России. В частности, корпорация «Иркут» провела переговоры о совместной реализации индонезийской программы разработки беспилотных летательных аппаратов (БЛА). В первую очередь речь идет о БЛА «Иркут-10», предназначенном для теле- и фотосъемки с передачей данных в режиме реального времени. Такой аппарат мог бы участвовать в решении задач охраны границ и безопасности судоходства, борьбы против наркотрафика и терроризма, мониторинга состояния окружающей среды. Вполне вероятна и реализация идеи воздушного пуска космических аппаратов с самолета Ан-124, который мог бы взлетать с аэродрома острова Биак.

Последние новости
Цитаты
Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня