Финскими водолазами 24 октября был «схвачен», поднят и отмыт от грязи виновник аварии на газопроводе Balticconnector, который по дну Балтики соединяет ГТС Эстонии и Финляндии. Понятно, что финны под слоем камуфляжа надеялись увидеть шпиона Боширова или Петрова с жабрами, но нет — это оказался двухметровый якорь от китайского контейнеровоза Newnew Polar Bear («Полярный медведь»).
Впрочем, китайский якорь тоже очень важный артефакт для сторонников изоляции России в Балтийском регионе. Надо полагать, финская сторона приложит максимум усилий, чтобы в действиях экипажа «Полярного медведя» найти умысел на повреждение газопровода. Тем более, контейнеровоз знаковый: он был первым китайским судном, преодолевшим стратегически важный Северный морской путь из Азии в Европу.
Напомним, что давление в подводном газопроводе Balticconnector упало ночь с 7 на 8 октября, когда в Балтийском море бушевал сильнейший шторм. Президент Финляндии Саули Ниинисте 10 октября заявил, что работа газопровода приостановлена из-за «внешнего воздействия» на трубу. Премьер-министр Петтери Орпо добавил, что власти Финляндии полагают: возможной причиной разгерметизации газопровода стала диверсия.
Заметно, что после подрыва двух веток «Северного потока», прибалтийские страны весь год со страхом ждали, когда их зацепит карающий русский меч. Поэтому СМИ с готовностью подхватили версию о «мести России». Британская телерадиокомпания «Би-би-си» сообщила, что в правительстве Финляндии диверсию на Balticconnector могут расценить как «месть России за вступление в НАТО». Президент Латвии Эдгарс Ринкевичс вообще предложил закрыть Балтийское море для российских кораблей, хотя причины аварии на тот момент были абсолютно неизвестны. А Балтика, если что, омывает побережье десятка государств.
Тем временем, начала поступать информация о проблемах судоходства на Балтийском море в ночь на 8 октября. В частности, после шторма, в гавань города Ловийса в Финском заливе пришел с оборванными якорями танкер Scorpius. Портовый оператор Global Ports, зафиксировал также, что у контейнеровоза Newnew Polar Bear, прибывшего в порт Санкт-Петербург, цепь спущена в воду. Сам якорь, похоже, оборван.
Вместе с тем, финский эксперт Центра по борьбе с гибридными угрозами Юкка Саволайнен заявил, что Balticconnector, вероятнее всего, был поврежден крупным судном, которое дрейфовало на якоре в условиях штормового ветра. По данным сервиса Marine Traffic, наиболее вероятным виновником аварии являлся сухогруз «Полярный медведь». Контейнеровоз ходит под флагом Гонконга и принадлежит Китаю.
Судно пересекло линию Balticconnector в двадцать минут первого ночи по финскому времени. В эти минуты скорость контейнеровоза упала почти до нуля, а центр Norsar в Норвегии зафиксировал слабые сейсмические толчки в районе газопровода.
Теперь, когда якорь «Полярного медведя» поднят со дна, вопрос, казалось бы, закрыт. Шторм, дрейф, страховой случай. Спасибо, что все живы. Но в Прибалтике не та атмосфера, чтобы спускать на тормозах инциденты с Россией и КНР.
Как отмечают в Национальном бюро расследований Финляндии (Keskusrikospoliisi) — непросто будет доказать отсутствие умысла со стороны экипажа китайского контейнеровоза. А вдруг морячки, по заданию спецслужб КНР, специально якорем финское дно пахали, по дороге в Петербург? Чисто из желания сделать русским приятно?
Под эту сурдинку, якобы опасаясь, что Россия и КНР в Балтийском море могут еще что-нибудь поломать, Финляндия, Эстония и Латвия, намерены обратиться в НАТО с требованием усилить морское патрулирование акватории. Что касается хода расследования обстоятельств повреждения Balticconnector, МИД Финляндии заявил о сотрудничестве с китайскими властями. В Китае подтвердили факт взаимодействия сторон.
Любопытный факт в тему: ВМС Великобритании начали увольнять со службы китайских мужчин-прачек. Традиция нанимать на работу в корабельных прачечных китайцев, для стирки формы и постельного белья, зародилась в 1920-х годах, так как английские моряки отказывались от «унизительной работы».
Теперь же командование ВМСБа всех китайцев поголовно подозревает в шпионаже. Многие китайцы-прачки уволены после десятилетий безупречной службы на кораблях Его Величества.