18+
пятница, 9 декабря
Происшествия

«Гринпис»: Финский залив погубит неуправляемый танкер

Экологи забили тревогу, узнав, что около острова Гогланд «носится» судно со 100 тыс. нефти на борту

  
92

«Танкер со 100 тысячами тонн нефти на борту потерял управление в Финском заливе, неподалеку от острова Гогланд», — заявил вечером в пятницу руководитель энергетического отдела «Гринпис России» Владимир Чупров.

Он утверждал, что, согласно спутниковым данным, 2 марта танкер «Приморский проспект», вышедший из города Приморска, начал терять ход и остановился, судно стало сносить в сторону острова Гогланд. За 12 часов дрейфа танкер отнесло на 7 миль в сторону скалистого острова, до которого оставалось не более 5 миль. Всё это время сигналы судна принимались неустойчиво, и его отметки периодически исчезали с мониторинговых спутниковых систем.

«В районе поднимается шторм, и корабль снова может сместиться в сторону острова, а это может привести к непоправимым последствиям», — заявил эколог.

«В федеральном управлении МЧС на наши вопросы ответить не смогли, „не располагают информацией о происходящем“, и посоветовали позвонить в Северо-Западное управление МЧС, откуда нас отправили дальше: в Калининградское управление. 3 марта я лично звонил в Калининград. Оказалось, что сотрудники местного управления МЧС также не в курсе ситуации», — отметил Чупров.

О подробностях происшествия с танкером корреспонденту «Свободной прессы» рассказал главный специалист по ледовой проводке порта «Санкт-Петербург» Олег Кудрявцев.

«СП»: — Олег Михайлович, «Гринпис» 4 марта вечером обнаружил танкер со ста тысячами тонн нефти на борту, который потерял управление. Вы что-нибудь знаете об этом?

— Нет. Все груженые танкеры, которые выходят из порта, находятся под контролем ледоколов. Как танкер может носить по Финскому заливу?

«СП»: — Меня это тоже удивило, тем более, что Финский залив замерз, как судно может куда-то «носиться» в таких условиях?

— Да, у нас сложная ледовая обстановка, и дальше Финского залива танкер никуда не мог уйти.

«СП»: — Но «Гринпис» сообщает, что танкер «Приморский проспект» вышел из города Приморска 2 марта, потерял ход, и его сносит в сторону Гогланда. Как там может сносить, если ледоколы дорогу судам пробивают? И как на самом деле обстановка возле Гогланда?

— То, о чем известил «Гринпис», не соответствует действительности. На данный момент я вам скажу точно: до Гогланда у танкера 16,5 мили. Да, его выводил атомный ледокол «Вайгач», который помогает нашим судам и не может пересекать границу Российской Федерации. Он проводил танкер до границы. Дальше танкер двигается самостоятельно. Ну, а если не может, то ждет помощи ледокола.

«СП»: — Гогланд — это же российская территория?

— Это территориальные воды России. Ледокол вывел танкер за Гогланд — там государственная граница между Россией и Финляндией, которую атомный ледокол не может пересекать. Но судоходные пути свободны для плавания всех судов. Ледокол ему рекомендовал следовать дальше самостоятельно. Танкер пошел, но, видимо, в сложных ледовых условиях остановился. Ждет помощи ледокола.

«СП»: — То есть, в любом случае, «носиться» по Финскому заливу, который покрыт льдом, он не может?

— Конечно, не может, он стоит на месте. Он и стоит потому, что вокруг льды. Если даже под воздействием ветра его сносит на Гогланд, то должно пройти трое суток. Если гипотетически взять такую версию, что танкер понесет. У нас там находятся ледоколы, которые занимаются проводкой и всегда придут на помощь, если будет аварийная ситуация. Ледокол подойдет, возьмет танкер на буксир и оттащит. А потом, о скалы танкер разбить не может, потому что между скалистым берегом Гогланда и самим танкером находится поле льда. Говорить, что его на скалы вынесет — это демонстрировать полное незнание обстановки.

«СП»: — По вашему, здесь не та ситуация, в которую вмешивается МЧС?

— Здесь такой ситуации нет. Но в любом случае МЧС спасет души. Оно пришлет вертолет, снимет людей и скажет: все, ребята, МЧС спас ваш народ. А имущество и нефть — у него есть хозяин. Который будет спасать свой товар.

«СП»: — Кто хозяин танкера?

— Совкомфлот. Мы с Совкомфлотом постоянно находимся на связи, и если бы даже какая-то была ситуация, выходящая из-под контроля, мы бы приняли все меры, чтобы не допустить этого.

«СП»: — Танкер идет за границу?

— Он идет в Бильбао.

«СП»: — Олег Михайлович, а как вообще сейчас ледовая обстановка в Финском заливе? Я слышала, что 70 судов ожидают проводки? Или это уже не так?

— В последнее время дуют очень сильные ветра западного направления, и лед наслаивает и торосит. Каналы за ледоколом и за судном, которое идет, не сохраняются, зажимаются, и проводить в этих условиях очень сложно… Суда застревают, а ледоколы не успевают всех провести.

«СП»: — Как долго, по-вашему, продлится эта сложная ледовая обстановка?

— Уже совсем осталось немного, я думаю, в апреле лед начнет таять. Как только циклон, который стоит над Санкт-Петербургом, над Финским заливом, сместится, то сила ветра уменьшится. Это приведет к стабилизации ледовой обстановки, тогда ледокол сможет эффективно работать, прокладывать каналы, которые будут держаться. И тогда суда поплывут сами по этим каналам. Сейчас ледовая обстановка подвижная. В этой подвижной обстановке, в дрейфующем льду невозможно удержать ледовые каналы.

«СП»: — Это тяжелой зимой у вас много было чрезвычайных ситуаций? Финский залив ведь не каждый год так замерзает…

— В этот сезон у нас не было ни одного ЧП. Как бы ни было тяжело, справляемся, капитаны у нас очень грамотные, ну, и береговая система слежения тоже контролирует положение всех судов.

«СП»: — Залив настолько замерз, что корабль из порта не может выйти без помощи ледокола?

— Единицы таких судов, которые могут справиться с этим сами, и следовать без помощи ледокола. В основном, все суда идут с помощью ледовой проводки. Граница льда по той карте, по которой мы осуществляем проводку, находится за пределами Финского залива. Если под действием ветра начинают образовываться какие-то полыньи, открываются участки воды, то ненадолго.

«СП»: — Скажите в связи с чем могла появиться информация, что 100 тысяч тонн нефти носятся по Финскому заливу, который замерз?

— Вы знаете, есть некоторые недобросовестные моряки, которые видят, что им оказали помощь, но им кажется, что недостаточно, что ледокол ушел от них преждевременно. Увидев, что их оставил ледокол, они тут же начинают кому-то звонить, говорить, что ледокол пошел заниматься проводкой пассажирского судна.

«СП»: — Кто-то на борту танкера испугался?

— Кто-то понял, что ледокол, который дан для их проводки, ее закончил. И возможно, моряки с этого транспорта начали названивать всем, что их бросили. Что их понесло куда-то. А куда их могло понести?

Санкт-Петербург

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня